О грешнике.
На модерации
Отложенный
Грешника, коему предлежит необходимость обновляться в покаянии, слово Божие большею частью изображает погруженным в глубокий сон. Отличительная черта таких лиц не всегда явная порочность, но собственно отсутствие этой воодушевленной, самоотверженной ревности о богоугождении, с решительным отвращением ко всему греховному, — то, что у них благочестие не составляет главного предмета забот и трудов, что они, заботливые о многом другом, совершенно равнодушны к своему спасению, не чувствуют, в какой опасности находятся, нерадят о доброй жизни и проводят жизнь холодную к вере, хотя иногда исправную и безукоризненную совне.
Это общая черта. В частностях безблагодатный вот каким является.
Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя поставляет главною целью всей своей жизни и деятельности. Это уже и потому, что после Бога нет для него ничего выше себя самого; особенно же потому, что, получив прежде от Бога всякую полноту, а теперь опустевши от Него, спешит он и заботится, как бы и чем бы себя наполнить. Образовавшаяся в нем пустота, чрез отпадение от Бога, непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду — неопределенную, но непрестанную. Человек стал бездонною пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну, но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах: занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы сии поглощают все внимание, все время и всю деятельность его. Они — первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключительною целью, никогда не бывает в себе, а все — вне себя, в вещах сотворенных или изобретенных суетою. От Бога, Который есть полпота всего, отпал; сам пуст; осталось как бы разлиться по бесконечно разнообразным вещам и жить в них. Так грешник жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя и Бога, о вещах многих и разнообразных. Почему характеристическая черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом, многопопечительность (см.: Лк. 10, 41).
Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот. Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть все, рождает заботу о многознании, разведывание, пытание, пытливость. Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть все, производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы все было в нашей воле, в наших руках — это любоимание. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных, или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних. Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении, услаждается, овладевает, пытает. Это — круговращение, в коем кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце чает вкусить сласти и увлекает волю. Что это так, всякий может поверить сам, устроив наблюдение над движениями души своей в продолжение хоть одного дня.
В круговращении этом и пребывал бы грешник, если бы его оставить одного: такова уж природа наша, когда состоит в рабстве греху. Но это круговращение в тысячу раз увеличивается и усложняется оттого, что грешник не один. Есть целый мир лиц, кои то и делают, что пытают, услаждаются, стяжавают, кои все, в сих видах, приемы привели в порядок, подчинили законам, поставили в необходимость всем, принадлежащим к их области, кои при взаимном союзе, приходя неизбежно в соприкосновение, трут друг друга, и в сем трении только возвышают в десятые, сотые и тысячные степени пытливость, любоимание и самоуслаждение, в их распадении поставляя все счастье, блаженство и жизнь. Это мир суетный, коего занятия, обычаи, правила, связи, язык, увеселения, развлечения, понятия — все, от малого до великого, пропитано духом тех трех исчадий многопопечительности, о которых сказано выше, и составляет безотрадное крушение духа миролюбцев. Состоя в живом союзе со всем этим миром, всякий грешник опутывается тысячесплетенною его сетью, закутывается в нее глубоко-глубоко, так что его самого и не видно.
Тяжелое бремя лежит на всем лице грешника-миролюбца и на каждой его части, так что и малым чем пошевельнуться не по-мирски не имеет он сил, потому что тогда необходимо бывает ему поднять как бы тысячепудовую тяжесть. Потому за такое неосиливаемое дело и не берется никто, и не думает никто браться, но все живут, движась по той колее, в какую попали.
К большей еще беде, в мире сем есть свой князь, единственный по лукавству, злобе и опытности в обольщениях. Чрез плоть и вещественность, с коим смесилась душа по падении, имеет он к ней свободный доступ и, подступая, разносторонне разжигает в ней пытливость, любоимание, сластолюбивую самоутешность; разными своими прельщениями держит в них безвыходно, разными подущениями наводит на планы к удовлетворению их и потом или помогает выполнить их, или разоряет указанием других сильнейших планов, все с одною целью — продлить и углубить пребывание в них. Это и составляет смену мирских неудач и удач, Богом неблагословенных. Князь сей имеет целое полчище слуг, подчиненных себе духов злобы. В каждое мгновение быстро носятся они по всем пределам обитаемого мира, чтобы там засеменять одно, в другом месте другое, углублять запутанных в сети греха, подновлять путы, ослабевшие и порвавшиеся, — особенно же блюсти, чтобы никто не вздумал разрешиться от их уз и выйти на свободу. В сем последнем случае они поспешно стекаются вокруг своевольника, сначала по одному, потом отрядами и легионами, а наконец, всем полчищем — и это в разных видах и приемах, чтобы заградить все исходы, починивать нити и сети и, по другому сравнению, опять столкнуть в бездну начавшего выбираться из ней по крутизне. Есть у этого невидимого царства духов особые места — тронные, где составляются планы, получаются распоряжения, принимаются отчеты с одобрением или укором деятелей. Это глубины сатанины, по выражению святого Иоанна Богослова. На земле, в среде царства их из людей, места сии суть союзы злодеев, развратников, особенно неверов-кощунников, кои делом, словом и писанием всюду разливают мрак греховный и заслоняют свет Божий. Орган, коим выражают они здесь свою волю и власть, есть совокупность обычаев мирских, пропитанных греховными стихиями, всегда одуряющих и отвлекающих от Бога.
Вот строй греховной области! Всякий грешник — весь в ней, но держится преимущественно чем-либо одним. И это одно, может быть, на вид иногда очень сносно, и даже одобрительно. У сатаны .одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где его сознание, внимание, сердце — было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его, чтобы, прилепившись к сему умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога и о том только заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал. Здесь не только страсти плотские и душевные, но и вещи благовидные, как, например, ученость, художественность, житейскость, — могут служить узами, коими держит сатана ослепленных грешников в своей области, не давая им опомниться.
Если посмотреть на грешника, в его внутреннем настроении и состоянии, то окажется, что он иногда и много знает, но слеп в отношении к делам Божиим и к делу своего спасения; что он хоть непрестанно в хлопотах и заботах, но бездействен и беспечен в отношении к устроению своего спасения; что он хоть непрестанно испытывает тревоги или услады сердца, но совершенно нечувствителен ко всему духовному. В отношении к сему, грехом поражены все силы существа, и в грешнике качествуют ослепление, нерадение и нечувствие. Не видит он своего состояния, а потому не чувствует и опасности своего положения; не чувствует опасности своей, а потому не заботится и избавиться от нее. Ему и на мысль не приходит, что нужно изменяться и спасаться. Он в полной, ничем не колеблемой уверенности, что состоит в своем должном чине, что ему нечего желать, что так всему и должно оставаться, как оно есть. А потому всякое напоминание о другом роде жизни считает лишним для себя, не внимает ему, даже понять не может, к чему оно, — чуждается его и бегает.
Комментарии
Царствие божие внутри нас.
Это РАЙ нашей Души
Идя к БОГУ - мы идем вглубь себя.
Вначале мы просто говорящие скоты.
И желания наши скотские, так как иного мы и не знаем.
И наше "я" всего лишь - раб тела,. его желаний - как символов внутренней нужды.
Лучше сказать, что никакого "я" пока и нет вовсе.
Есть только "якалка" с БОЛЕЗНЕННЫМ самолюбием, которое и указывает на отсутствие любви к себе,
ибо любовь не нуждается в доказательствах - чьем-то признании, комплиментах... Она просто ЕСТЬ!
Пока не вспыхнет у нас внутри искра Духа, мы не можем даже и помыслить об иной жизни.
И не можем знать, что МЫ - не только и не столько тело физическое.
С искры духа НАЧИНАЕТ жить наша Душа. Она все более и более расцветает в нас,
И мы начинаем ощущать невидимые токи Самой жизни, а не всего лишь ее внешних проявлений.
По мере расцвета Души мы имеем возможность наполняться Духом, Любовью
а не растрачивать и опустошать себя в ТЩЕТНОЙ погоне за внешним удовлетворением.
Мы можем видеть, хоть и редко, людей ЛЮБВИ! Они излучают сияние, подлинную радость ЖИЗНИ!
Им почти ничего не надо от внешнего мира, ибо они уже наполнены НЕЗРИМЫМ.
До ПРОБУЖДЕНИЯ внутри нас Души мы даже не можем сказать, что мы жили КАК ЛЮДИ!
А во дворце могут жить и тараканы...
На мой взгляд, "движение вглубь себя" - это радение о Боге во всех смыслах.
Это не эгоизм, ведь и вовне - в мир - Бог воздействует через человека.
ТОЛЬКО изменив себя, у человека есть возможность изменять мир, ибо человек никогда не может дать миру больше того, что ЕСТЬ У НЕГО!
Если мы сами не изменились, и внутри нас суета, но только суету мы и можем нести миру. А если мы начитались Писаний, но внутри остались прежними, то кроме суеты мы будем нести в мир и ЛИЦЕМЕРИЕ.
Только когда Любовь РЕАЛЬНО будет внутри нас, мы и будем нести людям ЛЮБОВЬ
Скорость движения вглубь зависит от степени ВЕРЫ - не умственной веры в Бога, а некой ЭНЕРГЕТИКИ этого, куда сплетается все - РАЗУМ, ВОЛЯ И СЕРДЦЕ.
И НИГДЕ БОЛЕЕ!!!
Душа (это и есть собственно ЧЕЛОВЕК - по образу и подобию Божьему) - и есть БОГ В ЧЕЛОВЕКЕ.
Тело же - по образу и подобию "скотскому". На кого похожа эта "скотина" - на обезьяну или что другое - не важно.
Бог (имманентный) не находится нигде вовне. Далее речь пойдет о Боге именно в этом значении (Если же убрать имманентность, то БОГ - это всё - НИЧЕГО НЕТ КРОМЕ БОГА!)
БОГ - это не ОБЪЕКТ поклонения, вымаливания чего-либо, ибо тогда возникает разделение между человеком и Богом. У него нет образов, а еже ли кто и сделает это, то это будет ИДОЛ, НО НЕ БОГ!
Обретение учености,художественности, житейскости и более того, формальное знание Писаний - это не есть обретение ИСТИНЫ - РЕАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Это всего лишь формальные знания, порождающие ИЛЛЮЗИИ внутри человека.
Словами это трудно объяснить, ибо они и есть ПОРОЖДАЮЩИЕ ИЛЛЮЗИИ.
Могу посоветовать, если не смотрели, нечто более цельное, хотя и тут восприятие будет зависеть от вас.
Фильм Павла Лунгина "Остров". Или в "житейском" смысле фильм "Умница Уилл Хантинг", где герой - психолог - дает юноше-гению понимание различия формального и РЕАЛЬНОГО знания...
Очень понравилось. Некий толкователь Булгакова, совершенно не атеист, представил Воланда и его команду, как некий спецназ Бога. Именно так. Не может быть антипода Богу, может быть тлько его ипостась.
И ранжир одно их условий.. .Любого даже последнего бомжа ранжир интересует, по нему он пойку при дележке получает, место в теплом углу, первый глоток из бутылки. вам это кажется слишком мелким, но для бомжа это главное. Система нравственности у него рухнула. Нам система ценностей бомжа кажется слишком ничтожной, с высоты своего "Я".
Если выстроить систему ценностей по Феофану то получается смирение-спасение-смирение . Даже мать, любящая свое детя, из-за болезни ребенка впадает в грех. Ничего не должно отвлекать от Бога. Все мы грешники и определять меру падения не нам.
Но у Вас уже новый творческий процесс, снова танкист, но который может реализовать себя и который нужен своей стране.
Господь дает нам знаки. Их надо замечать.И следовать им. Наше долготерпение очень часто вознаграждается.
В советскре время всем внушалось- человек творец своей судьбы. И как часто эти творцы делали, что хотели. НЕ понимая , не принимая эти знаки судьбы.
Мне всегда казались странными слова в писании- "пусть жена прилепится к мужу своему и будут одним целым,а лучше остается одна".
Сколько тех , кто не смирился с последней фразой? А ,ведь, есть Божье испытание или даже наказание за грехи предшественников безбрачием, безчадием. А как часто бывают счастливы те,кто дождался и те, кто смирился.
Но любовь к себе должна присутствовать.Это как иммунитет против самоизведения себя и ограничение перехода внутренней работы в себе к самоуничижению и самоуничтожению.