... можно ли "устроить всенародное покаяние"?

… статья под заголовком "Нужно ли россиянам покаяние?", вызвала шлейф откликов, которые, как часто это бывает, оказались в большей мере рефлексированием. Однако, соглашаясь с автором в актуальности темы, попробую предложить в подходе к ней чуть иной ракурс. Ведь, понятие "покаяние" вовсе не обязательно может ассоциироваться у нас с "сокрушениями по поводу" или чисто формальным культовым действом, к которому "на автомате" призывает клерикальный официоз.

Поэтому, по прочтении статьи, со стереотипно поставленным вопросом "нужно покаяние или не нужно", ощутил, откровенно говоря, сожаление. Может быть, даже сострадание в отношении столь настойчиво будоражащих людей вопросов, результативный поиск ответов на которые доступен сравнительно немногим.

Это верно, что голосов, упоминающих о покаянии, становится больше. Верно и то, что они звучат громче. Но о чем "громче"? И что видят за этим словом "покаяние" те, кто "громче"? Лекарство от скотских свойств достаточно объемистого количества признаков нашей нынешней жизни? Но, если так – то это не имеет никакого отношения к покаянию, как таковому. Это всего лишь такая "мода". Или, может быть, новый социокультурный "наркотик", роль которого ранее выполняли воодушевленно идеи о построении "нового мира" посредством разворота рек и возведения небоскребов из стекла и бетона.

Ярким признаком того, что громкие призывы к такому покаянию искусственны и нарочиты, пусть даже сами рупора этого не осознают, можно назвать чисто магические средства осквернения могил "злодеев", на которые симпатически переносятся былые и нынешние наши общие трагедии и глупости.

Одновременно, в статье вполне точно охарактеризовано состояние социума: "мы потеряли точку опоры, мы потеряли ориентиры, начинаем терять все что нам дорого, что является смыслом жизни"

Но, что же было такой опорой? Или, что могло бы ею быть, даже если мы этого не понимали? Сравнительный комфорт периода общекультурной стагнации с тотальной возможностью изыскания прожиточного минимума?

Ерунда!

Потому что те же "мы", дожившие до того "комфорта", искренне искали выхода из его все более душной никчемности, а самые "далеко не глупые" люди того времени так же говорили о покаянии. Но и тогда уже, под этим словом разными людьми подразумевались разные вещи. Как, впрочем, и век или два тому назад…

Справедливо иронизируя по поводу сегодняшней попсовой безальтернативности – "покаяться, и все тут!", автор статьи находит ответ на нее в примере Китая. И с позиции тех, кто громко кричит о покаянии он, по-моему, совершенно прав. Потому что, когда критерием Смысла для человека становится Успех – экономический, политический, демографический и т.д., то от прошлого, от неудобного прошлого, лучше быть вполоборота. Лучше воспринимать его эдаким "боковым" зрением памяти, фиксировать, как факт и не более того. При этом, конечно же, не мыслить ни о каком покаянии. Тем более, что в культурной, философской и религиозной традициях Китая такого понятия… просто нет.

Однако, в отечественной традиции оно существует. Не являясь, при этом, кстати, ни продуктом "больной совести" Достоевского, ни отзвуком гротескной ленты Абуладзе. Ни тем, к чему громко провоцируют непорядочные идеологи с трибун или маргинальные мракобесы, находящие единение в главном для них – заварить новую истерию, в мутности и фальшивости которой можно было бы какое-то время продолжать ловить свою "рыбку".

Это архетипическая категория той культуры, которую называют "христианской цивилизацией", впитавшей много чего, хотя от идеи Христа, вызвавшей ее к жизни, в ней, конечно, ничего нет.

Но то покаяние, понимание которого доступно немногим, не имеет ничего общего ни с христианской культовой традицией, ни с шумом, ни со всенародной мобилизацией. Потому что оно - уровень осознающей себя зрелости, который невозможно включить директивно, как происходит это, например, в области права с наступлением совершеннолетия. Можно сказать, что это – состояние, достигая которого человек или общество, не "желают" или "намерены", а уже способны честно и нелицеприятно осознать самих себя во всей полноте - от низости до достоинства. И суметь без истерик и уныния сделать выбор следующего своего шага.

И всех последующих шагов.