Печальная арифметика, или История об «украденном имени»

На модерации Отложенный

укр  Уж не помню, кто автор прочитанного мною в детстве короткого рассказа о ловком мальчишке – уличном продавце газет. Герой того произведения, чтобы привлечь покупателя, предлагая свой товар, кричал во всё горло: «Грандиозный обман! Уже 174 человека обмануто!» Очередной заинтригованный прохожий покупал газету и, быстро просмотрев заголовки статей, начинал возмущаться: «Тут ничего ни про какой обман не говорится!» Но мальчишка уже был далеко и продолжал орать: «Грандиозный обман! Уже 175 человек обмануто!»

Рассказ вспомнился мне потому, что буквально на днях услыхал по Первому каналу Национального радио аналогичный ор: «Невероятная по масштабам бесстыдства и наглости фальсификация!» Вот только юный плут в рассказе, зарабатывая своим «грандиозным обманом» на хлеб, всё же проявлял незаурядную изобретательность. А великовозрастные дяденьки и тётенька, вещавшие по радио о «невероятной фальсификации», демонстрировали тем самым вполне заурядную глупость.

Речь в радиосюжете шла о петиции, недавно зарегистрированной на сайте официального интернет-представительства президента Украины. В петиции выражалось пожелание изменить в украинском языке официальное название соседней страны с «Россия» на «Московия», чтобы, таким образом, подчеркнуть «фальшивость претензий русских на протяжённость их истории до времён Руси».

Эта сама по себе бредовая новость была отнесена радиоведущими к «важным темам», после чего они и принялись рассуждать об упомянутой «невероятной фальсификации». Суть же «фальсификации» заключалась в том, что московиты, дескать, «присвоили нашу историю», «украли наше имя», «объявили украинцев малороссами» и т.п.

Чтоб было легче «искать истину», ведущие радиопрограммы выписали себе в помощь некоего Александра Палия, названного «историком». Тут надо сказать, что искать истину с этим довольно курьёзным персонажем может лишь тот, кто заведомо не хочет её найти. Сей «историк» известен своим потрясающим невежеством и даже в «национально сознательных» кругах украинского общества пользуется репутацией недалёкого человека.

И на этот раз он ничем не удивил. Как обычно, нёс ахинею, но (нужно отметить это ради справедливости) выступал в данном случае «вторым номером», по большей части лишь подпевая ведшей эфир радиожурналистке Татьяне Демьяненко (Кривенко).

А последняя разошлась не на шутку. Она клеймила позором «лживость и аморальность московской мифологии». Утверждала, что «украинцы проявились как нация в ХI столетии, а возможно, и раньше». Сетовала, что московские цари «придушили украинцев, загнали их в рабство, лишили имени и выморили голодом». И конечно же, призывала «честно посмотреть в глаза истории» и подписать вышеназванную петицию.

Разумеется, ни слова правды в этом эмоциональном выступлении не было. Да и не могло быть – истории сия дамочка просто не знает, что неоднократно показывала и ранее. Впрочем, желание разглагольствовать о том, о чём представления не имеют, свойственно большинству современных украинских журналистов.

Ну а как же обстоит история с «украденным именем» на самом деле?

На самом деле никто это имя не крал. Название «Русь», первоначально обозначавшее территорию Среднего Приднепровья, впоследствии распространилось и на другие земли, заселённые восточными славянами: Ростово-Суздальскую, Галицко-Волынскую, Полоцкую, Смоленскую…

Например, в торговых договорах Новгорода (1199 год) и Смоленска (1229 год) с немецкими городами новгородцы и смоляне называют себя русинами.

Русином зовёт себя и тверской купец Афанасий Никитин в своём «Хождении за три моря» (1466–1472).

Национальные самоназвания «Русь», «русские», «Русская земля» многократно встречаются в литературных памятниках, созданных в Москве, Твери, Суздале, Новгороде. Вновь-таки для примера укажу на «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» (ХII век), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (ХIII век), «Хождение Новгородца Стефана» и «Задонщину» (оба произведения созданы в ХIV веке).

После фактического разделения Руси на Юго-Западную (Польско-литовскую) и Северо-Восточную (Московскую) в документах того времени появляются формулировки «Земля Русская государства Литовского» и «Земля Русская государства Московского». Летописцы Литовской Руси продолжали числить русскими, помимо своих городов, также Москву, Тверь, Новгород… В свою очередь летописцы Московской Руси, помимо своих городов, называли русскими Киев, Чернигов, Полоцк…

Русью именовали Московское государство и зарубежные учёные, путешественники, дипломаты: Матвей Меховский (1457–1523), Сигизмунд Герберштейн (1486–1566), Мартин Бельский (1495–1575) и многие-многие другие. Русью обозначалось это государство и на старинных географических картах, составленных в Западной Европе.

Иногда зарубежные авторы употребляли и наименование «Московия». На такие случаи и указывают ныне украинские «специалисты», замалчивая (или, скорее всего, просто не зная), что под Московией в Западной Европе понимали часть Руси, а то и использовали оба этих названия как синонимы.

Между прочим, Московией в ту эпоху называли и земли современной Украины. Скажем, Антонио Поссевино (1534–1611), дипломат, находившийся на службе у римского папы, писал, что Руссия приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире».

Турецкий путешественник Эвлия Челеби (1611–1682), описывая «древнюю крепость Кирилов» (так он именовал Киев), сообщает, что «со времени своего основания и по сей день эта крепость находится в руках московитов». Он же называет пленных девушек, захваченных крымскими татарами возле Киева и отправленных в дар высокопоставленному турецкому вельможе, «белоликими московскими красавицами».

Журнал «Голландский Меркурий» в марте 1656 года опубликовал статью о городе Лемберге (Львове), где говорится, что живут там поляки, евреи, армяне и московиты.

Как Московия обозначены нынешние украинские территории на географической карте Герарда де Иоде (1593 год) и в атласе Герарда Меркатора (1628 год).

И нет в этом ничего удивительного. Образованные люди и раньше (как и теперь) прекрасно знали, что огромное пространство от берегов Балтики и до причерноморских степей издавна заселено преимущественно одним народом. Русским народом. В истории достаточно тому доказательств.

Вот только… Многие ли ныне на Украине знают об этих доказательствах? Первоисточники читают в лучшем случае тысячи человек. Статьи, где содержание первоисточников правдиво изложено, прочтут (опять же в лучшем случае) десятки тысяч. А у контролируемого лгунами и невеждами украинского радио аудитория миллионная. У украинских телеканалов (где ситуация ничем не лучше) – ещё больше. Такая вот печальная арифметика.

 

Александр Каревин