Детки в клетке: о травле в школе

Сегодня дочка узнала, что ее школьного приятеля сильно избили одноклассники. Перелом носа подозревали, но обошлось. Его давно травят, и ее заодно. А может, его заодно, там не разберешь. Очень необычный мальчик, одаренный и "не такой, как все". Они уже претерпелись, что дразнят и гадости говорят. Пытались игнорировать, Алиса в последнее время начала отвечать "так, что они закипают". Научилась. И вот  перешло от слов к делу, так сказать. Четвертый класс. Понтовая прогимназия, "отобранные дети", конкурс был 400 чел. на 90 мест. Две трети класса книги в руки не берут. Элита, блин.

Это длится давно. Я предупреждала учительницу, она упорно делала вид, что это не ее дело. Ее дело типа учить, ага. Я вместо нее пыталась что-то с детьми делать, командообразованием заниматься и еще по всякому. Бесполезно, через голову-то. Она каждый раз давала понять, что это те, кого травят,  должны измениться. Или научиться не раздражать. Слиться с пейзажем. А они не сливаются, при всем желании. Да это и не помогло бы, см. "Гадий утенок" Бардина. Там все подробненько показано про то, какие стратегии НЕ работают в ситуации травли. Слиться, измениться, понравиться, подражать, веселить, помогать. Против группы, сплоченной негативом, это не фурычит. А то, что фурычит, должны делать взрослые, по крайней мере в началке. Сами дети смогут не раньше 12-13.

Такой стандартный ход детских книг и фильмов -- герой-аутсайдер, а потом он оказывается прям крутым. В жизни совсем не прикольно.

АПД. Пока писала, под окном гопота разоралась про "Россия исключительно для таких мудаков, как мы" и "Один за всех, все за одного". Дайте мне Кафку, почитать на ночь утешиться....

Детки в клетке-2

Есть кто-то, кто помнит, что сам участвовал в травле? Как это изнутри было? На чем было основано чувство своей правоты? Было бы интересно услышать.

Вообще про это все много можно чего написать, за раз не получится. Пока только одно. Главное, что я сейчас, когда эта история длится уже давно и даже мне казалось, в последний год уже подутихла, поняла. Самое большое зло в подобной ситуации -- психологические бредни про "в конфликте две стороны", и "надо начать с себя", и "надо попобовать конструктивно". Да, я боялась незаметно для себя оказаться в ситуации "ах, мой ребенок такой необычный и тонкий, а все вокруг просто звери". Я это наблюдала не раз и знаю, как родители при этом бывают слепы. И всегда находилось кому на это намекнуть -- мол, ну, конечно, конечно. Она у вас и в сад не ходила, избалованная  и вообще  "слишком чувствительная".

Она и правда чувствительная.

Ее не обижали дома. Она офигевала от агрессивности детей, от того, что они не останавливаются, когда плачешь. Никак не могла этого понять -- что смешного, когда человек плачет.  "Недостаточно социализирована", как это назвала школьный психолог. Потому что "достаточно" -- это когда уже в семь лет все чувства отрезаны и никому не веришь. А наша  из-за каждого дождевого червя раздавленного расстраивается. И не просто расстраивается, а лезет вгрязь их "спасать". Даже сейчас, после всего, если с любым из этих "деток в клетке" что-то плохое случается, говорит с большим сочувствием о них и готова помочь. Ну, такая она. Так вот избаловали. На мой взгляд, все это немного чересчур, но это отдельная задача, которую ей еще решать: установить границы своей готовности понять и помочь. 
Конечно, до ярости можно довести любого. И у нее внутри это есть, мы-то знаем. Но не в восемь же лет Евпатия Коловрата изображать. Да и страшно это, ярость.  Вон примеров понаприводили...

Весь второй класс мы "начинали с себя". С учительницей беседовали.  И с директором говорили. И детей пытались перенастроить. И своего ребенка к психологу водили. И вроде оно становилось лучше, и почти хорошо, и придраться конкретно не к чему.  И она не жаловалась особо, не отказывалась ходить. Как-то философски стала настроена: "Я в нашем классе аутсайдер, но это только в классе. В других местах все хорошо." Направили усилия на обеспечение "других мест", достаточно качественых. Ребенок там счастлив.
Школу вроде глупо сейчас менять -- там  прогимназия, через полгода все кончится. Вроде было  терпимо. И тут эта драка. 
 
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать одно: идиоты.
Надо было делать то, чего требовал родительский инстинкт и чего хотелось больше всего -- устроить такое, чтобы мало не показалось никому. Тогда еще, сразу, как стало понятно, что происходит. 
Из-за всех этих "конструктивов" и "начать с себя" испортили ребенку детство. А самооценка в результате у нее такая, что не знаю, как она будет в этом году  в хорошую школу поступать.  Вернуть веру в себя теперь - большая задача.

В общем, не делайте так никогда. Если ребенок мал, а однозначной поддержки со стороны учителя нет, и  даже есть прямая или косвенная поддержка травли, надо не в себе и в ребенке копаться, а вступать в конфронтацию. Называть вещи своими именами. Это -- эмоциональное насилие. Это нужно прекращать. Желательно, конечно, е под лестницей, и не доской с гвоздем. Как -- в другой раз обсудим.