В Сирии установят памятник герою-десантнику руководившему обороной города Дейр-эз-Зор

В Сирии изготовлен первый памятник генералу Иссаму Захреддину, трагически погибшего вскоре после освобождения города Дейр-эз-Зора.

                                       

Захреддин был сердцем и разящим кулаком многолетней героической обороны города и ее символом.

104-я воздушно-десантная бригада под его командованием дралась в полном окружении 5 лет, обороняя город и мирных жителей.

Дейр-эз-Зор небольшой городок на востоке Сирии. До войны его население не превышало 130 тысяч человек. Между тем Дейр-эз-Зор – единственный населенный пункт в пустынных восточных и северо-восточных районах страны, лежащий на пути в Ирак.

Важность этого населенного пункта Пентагон понял еще при вторжении в Ирак в 2003 году. Именно маршруты, связывающие страну с Дейр-эз-Зором, должна была перекрыть тактическая группа «Росомаха» (TF Wolverine), сформированная из отряда «Дельта» и батальонов рейнджеров. На последнем этапе операции «Росомаху» усилили танковой ротой.

Ожидалось, что в направлении Дейр-эз-Зора будет вывозиться оружие массового поражения. Также по этому маршруту, по данным штаба операции «Свобода Ираку», должен был бежать Саддам Хусейн.

В 2004–2005 годах Дейр-эз-Зор стал важнейшим маршрутом, по которому в Ирак попадали боевики, стремившиеся бороться с США. Они прибывали в Сирию через прибрежные города, а также через Ливан. Отдельный маршрут пролегал через Анкару. А уже в Дейр-эз-Зоре боевики собирались группами, получали деньги, документы и ожидали переправки через границу.

Примечательно, что по просьбе США правительство Башара Асада пошло на беспрецедентный шаг. С разрешения сирийского правительства в районе Дейр-эз-Зора были созданы секретные американские военные базы, а в самом городе скрытно действовали подразделения Объединенного командования специальных операций США (JSOC).

Американские военные начали готовить из местных жителей и иракских беженцев военизированные отряды, которые охотились за боевиками. Все это делалось с ведома и при поддержке сирийских спецслужб.

Позже подготовленные США отряды стали той силой, которой отбила у Башара Асада восток страны.

Если США и их союзники возьмут Дейр-эз-Зор, то соединив его с отвоеванными районами Ракки, получат контроль над северо-востоком, востоком и частично юго-востоком Сирии. Также в их руках окажется главный путь в Ирак. Понятно, что такие приобретения почти полностью нивелируют наличие у Башара Асада контроля над средиземноморским побережьем, границами с Иорданией и Ливаном. Фактически этот район превратится в обособленное государство с открытыми границами.

Но если Дейр-эз-Зор перейдет под контроль правительственных сил, все достижения «антиигиловской» коалиции в освобождении Ракки окажутся напрасными. Эта территория будет отрезана от Ирака. Ни о какой самостоятельности речь уже не пойдет. Такое «государство» в любом случае попадет в серьезную зависимость от сирийского правительства.

Дейр-эз-Зор – узловая точка, соединяющая пути в Дамаск, на средиземноморское побережье Сирии и в Пальмиру в единую дорожную сеть. Овладение городом дает контроль над этой важнейшей транспортной артерией страны.

Поэтому еще в начале гражданской войны правительственные войска перебросили мобильные силы 104-й воздушно-десантной бригады и взяли под контроль вначале авиационную базу, а позже и весь город.

Поэтому отряды, подготовленные США, не смогли взять его и вынуждены были отступить. Хотя часть их осталась в Дейр-эз-Зоре и перешла на нелегальное положение.

Сначала сирийские десантники отбивали все атаки, но после падения Пальмиры положение защитников резко ухудшилось.

Единственной связью с «большой землей» стала военно-транспортная авиация. Но из-за потерь и выхода самолетов из строя уже в начале 2015 года поставки самого необходимого упали до минимума. Отряды халифата постепенно отвоевывали кварталы у десантников.

Ситуацию несколько облегчило начало операции Воздушно-космических сил России. Но ИГ все равно продолжал нажимать, и уже осенью и зимой прошлого года в Дейр-эз-Зоре несколько раз складывалась критическая ситуация. В частности, авиабаза была фактически отрезана от города.

Самолеты уже не могли использовать взлетно-посадочную полосу. Дополнительные подразделения воздушно-десантных войск Сирии были переброшены бортами Ил-76 на передовые площадки.

А уже оттуда десантников вертолетами Ми-8 перевезли в сам Дейр-эз-Зор. Подкрепление смогло несколько исправить ситуацию. В дальнейшем к ударам по отрядам ИГ в районе города подключилась российская дальняя авиация. Ту-22М3 нанесли несколько массированных бомбовых ударов.

В самый критический момент обороны Дейр-эз-Зора по защитникам ударили ВВС США и сразу после авиаудара боевики большими силами перешли в наступление. Хотя Пентагон и настаивал на ошибке, в свете дальнейших событий замысел американских военных становится понятен.

Их вполне устраивало, чтобы город был захвачен ИГ. Тогда он становился вполне легальной целью для освобождения силами коалиции.

Но сирийские десантники при поддержке ВКС России устояли.

Все время обороной города Дейр-эз-Зор, руководил десантник, генерал-майор Айсам Загретдин.

Это один из самых известных сирийских военачальников. Он знаменит тем, что лично ведёт своих бойцов в атаку. Неоднократно, в самые критические моменты,

Загретдин поднимал своих бойцов в атаки и дрался в рукопашных схватках, рискуя жизнью выносил раненых солдат с поля боя.

Вместе с ним сражался и его сын, который служит в десантной бригаде.

На фото, Иссам Захредин выносит раненого бойца с поля боя.

Айсам Загретдин родился в 1961 году в Сведасе, выходец из общины сирийских друзов, которые в большом числе вступили в 104-ую бригаду ВДВ.

Оборона города Дейр-эз-Зора уже вошла во все учебники военной науки, с сентября 2012 года, гарнизон города сражался в полном окружении.

Уже сам факт того что они смогли продержаться в полном окружении боевиков Исламского государства, в свою очередь опирающегося на поддержку окружающих Дейр-эз-Зор арабских суннитских племен и западной коалиуии во главе США, представляло бы собою тяжелую задачу для любой армии мира. Тот командующий, что смог бы справиться с такой задачей в любом армии мира был бы провозглашен героем.

Закономерно, что таким героем в Сирии считается и  генерал Исам Захр эль Дин (или Исам Захредин), имеющий позывной «Дед Амр» еще со времен боев в Хомсе и в Дамаске в начале войны. 

Генерал Иссам Захредин увидел освобождение города в ноябре 2017 года, его десантники выстояли, но сам он трагически погиб через несколько дней после прорыва блокады, автомобиль в котором он ехал подорвался на мине.

Памятник генралу был отлит из бронзы палестинским скульптором Хикматом Хрейсом в горной Галилее и будет установлен в Дейр-эз-Зоре.