Пятница 13.

На модерации Отложенный

 

Рыцари-тамплиеры защищали Гроб Христа, но поклонялись… дьяволу?

…18 марта 1314 года состоялась казнь. А почти за семь лет до этого, ранним утром в пятницу, 13 октября 1307 года, в замок Тампль – парижскую резиденцию Ордена тамплиеров (храмовников) – ворвался отряд вооруженных стражников, которыми командовал королевский советник Гийом де Ногарэ. Отсюда и знаменитое понятие – «пятница, 13». Захваченные врасплох рыцари во главе с Великим магистром Жаком де Моле были арестованы, закованы в цепи и заключены в темницу своего же замка. В тот же день во французских провинциях были схвачены все находившиеся во Франции рыцари Ордена Храма. Орденские замки и дома оказались под надзором королевских чиновников, а все имущество тамплиеров присвоила казна.

 

14 октября королевские бальи (чиновники) зачитали на городских площадях обвинения в ереси и отступничестве от веры, которые французский король Филипп IV Красивый выдвинул против храмовников... 

Процесс над тамплиерами. Начался долгий процесс над тамплиерами. В течение 7 лет инквизиторы Филиппа Красивого пытками и угрозами выбивали из арестованных храмовников признания в самых страшных грехах: сатанизме, надругательстве над крестом и святыми дарами, содомии. Почтенный архиепископ Нарбоннский, бывший хранителем королевской печати, отказался участвовать в этом позорном фарсе. Тогда король назначил хранителем печати своего самого продажного и лживого клеврета – «рыцаря» Гийома де Ногарэ, готового на любые мерзости и преступления для того, чтобы заслужить благосклонность монарха. Ему под стать были помощники – личный духовник короля Гийом Эмбер (Гийом Парижский), ставший великим инквизитором Франции, и брат королевского первого министра Жан де Мариньи, получивший титул епископа Санского. 


Филипп IV Красивый – король Франции, инициатор процесса 

Назначение руководителями процесса над тамплиерами этих отъявленных мерзавцев оправдало ожидания Филиппа. «Нет такой низости, такого преступления, к которым бы ни прибегли судьи в ходе этого процесса...», – писал Морис Дрюон, автор известных хроник из серии «Проклятые короли». 

Главными свидетелями обвинения стали несколько бывших храмовников, исключенных из Ордена за уголовные и сексуальные преступления. Среди этих ренегатов особой подлостью выделялся некий Эскен де Флойран – бывший приор Монфоконский, приговоренный в свое время Великим магистром за убийство одного из рыцарей к пожизненному заключению. Он охотно подтверждал немыслимые обвинения инквизиторов и, стараясь угодить королевскому канцлеру, сам выдумывал еще более страшные грехи. В качестве «свидетелей» обвинения выступили также королевские чиновники. Например, советник-легист Рудольф де Прелли развлек суд трогательным рассказом о неком тамплиере по имене Жервэ, который, «рыдая», якобы поведал ему о «страшных тайнах и грехах» Ордена. 

Но кроме клеветы предателей и чиновничьих сплетен суду нужны были признания самих обвиняемых. Абсолютное большинство арестованных рыцарей, несмотря на длительное заключение и угрозы судей, с возмущением отвергли нелепые выдумки обвинителей. Тогда судьи решили прибегнуть к пыткам. 

Вот протокол допроса рыцаря Ангеррана де Мильи. Великий инквизитор Гийом Эмбер требовал от подсудимого признать, что тамплиеры при вступлении в Орден должны были отречься от Христа, что они совершали акты мужеложества, поклонялись дьявольским истуканам, отвергали мессу и святые дары. Когда рыцарь отказался отвечать на провокационные вопросы, по приказу Эмбера палачи раздробили ему обе ноги, раздавили пальцы рук, жгли тело раскаленным железом, вздернули на дыбе... 


Верный Гийом де Ногарэ не жалел никого 

Многие подсудимые не выдерживали истязаний. «Разве это я сознался на вашем допросе? – заявил один из тамплиеров судьям. – Разве это я взял на душу чудовищный и нелепый плод вашей фантазии? Нет, господа! Это пытка спрашивает, а боль отвечает!». Пытка спрашивала, а боль отвечала – так канцлер, инквизитор и епископ собирали обвинительные доказательства против храмовников. 


Обычный тамплиер 

Ужасными пытками королевские инквизиторы вырвали «признания» у 136 тамплиеров. Однако на открытых процессах прочти половина из подсудимых отказалась от самооговоров. Только в 1310 году и только в Париже, на поле близ монастыря Святого Антония, были заживо сожжены 54 рыцаря, которые отреклись от насильственно вырванных показаний. В Реймсе, Руане, Каркассоне, по всей Франции сжигали сотни «вторично впавших в грех» тамплиеров, решившихся протестовать против пыток инквизиции. 

Предательство Папы. Оказавшись в лапах палачей Филиппа Красивого, храмовники первое время надеялись на заступничество Папы Римского – ведь Орден Храма несколько столетий верно служил Святому Престолу, защищая веру Христа и интересы папской курии в Палестине и на Ближнем Востоке. 

Но эти надежды были тщетны! Ничтожный и трусливый папа Климент V боялся возражать могущественному королю Франции – он слишком хорошо помнил судьбу двух своих предшественников, Бонифация VIII и Бенедикта XI, которые были убиты по приказу «христианнейшего монарха». Активным участником заговора против понтификов был тот же вездесущий Гийом де Ногарэ, за убийство Бонифация VIII получивший от короля рыцарские шпоры и титул... 

12 августа 1308 года Климент V специальной буллой, лицемерно названной «Творя милосердие...», утвердил постфактум репрессии французской короны против тамплиеров. 


Папа Римский Климент V 

Король потребовал распустить Орден Храма, но созванный Папой в октябре 1311 года во Вьенне XV-й Вселенский собор отказался уничтожить самый славный и могущественный союз рыцарей-крестоносцев: лишь четыре кардинала из 140 проголосовали за упразднение ордена! Кардиналы требовали беспристрастного расследования. Тогда Филипп появился на соборе во главе войска и силой заставил перетрусившего Папу единолично распустить орден. 

2 мая 1312 года Климент V подписал буллу «К провидению Христова наместника...», согласно которой Орден Храма был распущен, а его имущество – передано Ордену госпитальеров. Так Святой Престол предал тамплиеров... 

Обвинение и казнь. К весне 1314 года обвинительный приговор против тамплиеров был готов. 17 марта в Соборе Парижской богоматери собрались судьи во главе с Гийомом де Ногарэ и епископом Санским. 

В качестве главных подсудимых в собор были доставлены бывшие руководители Ордена Храма: великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жофруа де Гонвилль. 

Четыре старика в грязных лохмотьях, измученные семилетним заключением, голодом, пытками и унижениями, стояли перед королевским трибуналом, блистающим яркими одеждами и драгоценностями. Под диктовку Ногарэ королевский суд обвинил рыцарей Храма в поклонении идолам, богохульстве и ереси. В обвинительное заключение были включены все самые дикие и невероятные выдумки, пришедшие в голову инквизиторам и их добровольным помощникам – так называемым «свидетелям». Тамплиеров обвинили в том, что они отрекались от Христа, плевали на крест, предавались разврату, поклонялись демону Бафомету и неким «Говорящим Головам», которых использовали в своих колдовских ритуалах, что еще они поклонялись черной кошке, олицетворению Сатаны, и что черные кошки участвовали в заседаниях капитула Ордена, что они жарили младенцев и их жиром мазали дьявольских идолов... 

Торжественный голос папского легата кардинала Альбано, зачитывавшего бредовый приговор, величаво плыл под огромным куполом собора. Казалось, тамплиеры были раздавлены тяжестью выдвинутых против них обвинений... 

И вдруг с вершины лестницы прогремел громовой голос: «Протестую!». И так мощны были его раскаты, что в первое мгновение никто не поверил, что вырвался этот крик из груди Великого магистра Жака де Моле. Вместе с ним против приговора королевского суда выступил приор Нормандии Жоффруа де Шарне. «Мы – рыцари Христа! – кричал он, когда стража волокла подсудимых обратно в темницу. – Устав наш святой, справедливый и христианский...». 

Филипп Красивый был в ярости. Семь лет потратил он и его помощники на то, чтобы уничтожить Орден Храма и присвоить богатства тамплиеров, а два старика, полностью находящиеся во власти инквизиции, осмелились возражать против королевского приговора. По требованию мстительного короля, Великий магистр и приор Нормандии были приговорены к сожжению на медленном огне. 

18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были заживо сожжены в Париже, на Еврейском острове – как раз напротив королевского дворца.

Филипп и его свита любовались казнью стариков из окон дворцовой галереи. В последний момент, когда пламя уже охватило тело, Великий магистр указал в сторону дворца и крикнул: «Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..». 

Проклятие Великого магистра. Предсмертное предсказание Жака де Моле осуществилось и довольно скоро: через месяц после аутодафе на Еврейском острове, 20 апреля 1314 года, предатель-Папа умер от внезапного приступа дизентерии – Климента V свели в могилу кровавый понос и приступы рвоты. Еще через месяц в страшных муках скончался палач-канцлер Ногарэ. А в конце того же года, 29 ноября, неожиданно умер король Филипп, всегда отличавшийся завидным здоровьем. 


Великий магистр ордена Жак де Моле, проклявший королей 

Было ли причиной скоропостижной смерти трех главных виновников гибели Ордена Храма проклятие Великого магистра или, как считают некоторые историки, к их умерщвлению приложили руку тайные агенты тамплиеров, весьма сведущие в восточных ядах? Каждый волен выбирать ответ по своему вкусу... 

Легенда гласит, что проклятие Жака де Моле пало и на потомство короля. Действительно, в течение нескольких лет умерли все наследники Филиппа Красивого: три его сына и внук. Прямая ветвь Капетингов пресеклась в 1328 году, когда погиб младший сын Филиппа – король Карл Красивый, правивший всего 6 лет. А вскоре вся Франция оказалась вовлечена в кровавые войны, смуты и междоусобицы, потрясавшие страну более 100 лет. 

Правда, некоторые историки объясняют беды, обрушившиеся на французский королевский дом в XIV-XV веках, кровосмесительными браками, которые в итоге привели к вырождению Капетингов. Доктор Огюст Бланше, автор исследования «Патология королей Франции», подсчитал, что практически все французские монархи женились на своих кузинах, тетках, племянницах. А в результате на престоле оказывались явно нездоровые монархи, такие как слабоумный король Людовик X, его жена Маргарита Бургундская, осужденная за разврат, ее сестра королева Жанна Хромоножка – развратница и садистка, ее внук король-чернокнижник Карл V, его жена королева Жанна Бурбонская, страдавшая приступами буйного помешательства, и, наконец, их сын – сумасшедший король Карл VI и его супруга – развратница Изабелла Баварская, открыто жившая с братом короля и офицерами своей свиты. 

Однако патология Капетингов не может объяснить некоторые факты. В 1793 году, почти пять столетий спустя после смерти Жака де Моле, в Париже по приговору революционного Конвента был казнен «гражданин Луи Капет» – свергнутый король Франции Людовик XVI. 

Рассказывают, что когда опустился нож гильотины и голова короля упала в корзину, неизвестный человек выскочил из толпы на эшафот и, оросив руку кровью, хлеставшей из обезглавленного тела, торжествующе воскликнул: «Жак де Моле, ты отомщен!». 

Отречение от Христа: клевета или тайный обряд? Вернемся, однако, в XIV век. Хотя Папа Климент в 1312 году специальной буллой подтвердил обвинения против Ордена Храма, тамплиеры были осуждены только во Франции. Даже в Англии, где король Ричард II под давлением своего тестя, французского короля, запретил Орден, храмовники после недолгого ареста были освобождены. В других же странах – в Германии, Лотарингии, Испании, Португалии, Шотландии, на Кипре – тамплиеры были вообще полностью оправданы. 

Таким образом, даже современникам было ясно, что обвинения, выдвинутые Французской короной и Святой Инквизицией против Ордена Храма, нелепы и фальшивы. 

Однако сейчас, почти через 700 лет после процесса, не все представляется столь однозначным. Многие серьезные исследователи полагают, что в ритуале Ордена существовали тайные обряды, которые пристрастное следствие могло счесть богохульными и еретическими. 

В частности, французский историк Робер Амбелен, изучавший протоколы обвинительного процесса против тамплиеров, привел весьма любопытную статистику. По его данным, с 11 апреля 1309 года по 26 мая 1311 года инквизиторы допросили 225 членов Ордена. Практически все подследственные отрицали нелепые обвинение в поклонении дьявольским идолам или участии кошек в заседании орденского капитула. Однако 107 храмовников – почти половина обвиняемых – без всяких пыток признали, что при вступлении в Орден они, согласно обряду, должны были отречься от Иисуса Христа и плюнуть в сторону распятия. 

Даже высшие руководители тамплиеров признали существование в орденской традиции обряда отречения. Так, уже 24 октября 1307 года, то есть через неделю и два дня после ареста, Великий магистр Жак де Моле на одном из первых допросов показал, что когда он вступил в Орден, он отрекся от Христа и плюнул, но не на крест, а в его сторону. Позже Жак де Моле заявил, что отречение было обычаем тамплиеров. 

Командора Нормандии Жоффруа де Шарне принял в Орден рыцарь Амори де Ла Рош – знаменитый участник Крестовых походов и ближайший друг короля Людовика IX. «Приняв меня в орден и возложив на меня плащ, мне принесли распятие, – рассказывал де Шарне следователям. – Брат Амори приказал мне не верить в того, чье изображение я вижу, ибо это лжепророк, а не Бог». 

Кипрский командор Бодуэн де Ардан, принимая в Орден Жерара де Пазажио, подал ему деревянное распятие и спросил: «Веришь ли ты, что это – Бог?». Тот ответил, что видит перед собой образ Христа. На это командор ответил: «Не верь! Это лишь кусок дерева... Наш Господь – на небесах». 


Атака тамплиеров в XIII веке была неудержимой 

О том, что во время обряда посвящения рыцарей заставляли отрекаться от Христа и плевать на крест, сообщили генеральный визитатор Ордена во Франции Юг де Пайрандо, генеральный прокурор Ордена при папском дворе Пьер де Бониа, командор Нормандии Жоффруа де Шарне, командор Аквитании и Пуату Жоффруа де Гонвилль, интендант в Шампани Рудольф де Жизи и другие высокопоставленные храмовники. В своих показаниях Юг де Пайрандо отметил, что отречение являлось неотъемлемой частью орденского устава, а Рудольф де Жизи признал, что все тамплиеры должны были отречься от Христа. 

Судя по документам, избежать испытания отречением было трудно: когда брат Жан Бертальди во время принятия в Орден отказался от святотатства, руководивший церемонией брат Менарди пригрозил ему заключением в тюрьму. В то же время капеллан Ордена Жиль де Ротанжи заявил в показаниях 28 января 1310 года, что отречение от Христа не обязательно входило в обряд посвящения и в некоторых случаях не требовалось. 

Сами тамплиеры объясняли столь богохульный обычай тем, что таким образом руководители Ордена испытывают твердость веры нового брата. Впрочем, другие полагали, что речь идет о проверке обета слепого подчинения старшим. Робер Амбелен заключает, что «в действительности оба объяснения были, по-видимому, справедливы, а сам обряд позволял руководителям Ордена сразу же «классифицировать» неофита». 

Другие исследователи считают, что обряд отречения символизировал глубину падения грешника, которого должно исправить братство. Чарлз Уильям Гекерторн был убежден, что во время принятия нового брата храмовники разыгрывали евангельский сюжет, связанный с троекратным отречением Апостола Петра от Христа. «Такой обряд, – замечает Гекерторн, – не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви превращались в театры, когда священные предметы осквернялись смешными представлениями, когда древние таинства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым». 


В этом обвиняли тамплиеров 

Однако не все историки считают, что обряд отречения имел только символическое значение. Тот же Робер Амбелен предполагает, что тамплиеры, во время пребывания в Святой земле активно контактировавшие с представителями различных христианских, мусульманских и иудейских сект, могли воспринять идею адопцианизма, суть которой заключалась в том, что Иисус был «приемным сыном» Бога, человеком, которого избрал Бог для конкретной миссии и которым руководил Святой Дух. Эта версия интересна, однако не подтверждена ни одним конкретным фактом. 

Еще дальше пошли Майкл Байджент, Ричард Лей и Генри Линкольн. В их работах тамплиеры предстают как адепты мрачной антикатолической секты, воины некого еще более тайного общества, которое сквозь века организует заговоры против французского королевского дома. Правда, таинственная история, рассказанная этими тремя авторами, имеет весьма отдаленное отношение к фактам и относится скорее к жанру приключенческой литературы…

 

По материалам альманаха «Лабиринт времен» подготовил Алексей Якубович

 

https://www.youtube.com/watch?v=ai7sTP6-jrw&t=20s