«Украинцы», или всё же – «руськие»? Пора вернуть подлинное имя народу Западной Руси

На модерации Отложенный

Чтобы был понятен смысл  этой статьи, сразу оговорюсь: я не считаю, будто украинцев не существует, что это выдумка поляков и австрийцев, а есть только русские.   Но то, что этноним «украинец» навязан врагами и его приспешниками-отщепенцами из числа «свидомой» интеллигенции, – сегодня это научный факт.

После расселения восточных славян  на Восточноевропейской равнине заведены часы их интеграции в единую нацию. И эти часы идут уже веками. Попытки их сломать и повернуть вспять  делались уже не раз. Но они «тикают». И то, что украинцы, как и все мы, носили этноним «русский» - отражение  этого процесса. Сегодня настало время вернуть настоящий этноним населению Украины.

Этноним «украинец» получил широкое хождение только при большевиках

Сам этноним "русин" - производное от слова Русь, которое в раннем средневековье обозначало этнополитическую общность в Левобережье Днепра. Он упоминается в литературных памятниках с X в. (в частности, в текстах договоров с греками князя Олега (912 г.) семь раз, князя Игоря (945 г.) - шесть, в "Русской правде") (С. Суляк). С тех пор все восточные славяне носят это имя.

 Конечно, многие из селян, которых можно подвести под термин «украинец» или «русский», называли себя проще, по имени региона или местной группы («полещуки», «подоляне»), сохранялись и воспоминания об исчезнувших племенных этнонимах. Однако этноним с корнем «рус» был престижным, и распространялся в городских и верхних слоях общества. Ни о каких украинцах тогда речи не было. Не употреблял этого слова и Т. Шевченко, во всяком случае, так как, это делается сейчас.

По словам Грушевского, "Малороссия", которые стали "официально принятыми надолго в российской державе… среди украинского общества не принимались и вместо их во все более широкое употребление входили названия "Украина", "украинский". Действительно, Малороссия, не очень удачное название для Западной Руси, но и в нём был свой резон: по греческой православной традиции, «малой» называли старую, изначальную родину, в данном случае, изначальную «Русскую Землю», располагавшуюся вокруг Киева, а также в Левобережье на Северщине.

Употребление слова «Украина» шло из Польши, для которой Надднепрянщина и другие земли представляли собой «окраину» государства Речи Посполитой. Для его коренных жителей же это была Русь. «Но со временем казачья старшина, во многом равнявшаяся на обычаи и образование польской шляхты, начинает использовать название "Украина" наравне с Русью и "Малой Русью"». (Однако старшина отнюдь не считала себя по национальности «украинцами», хотя отчасти  и признавала, что живёт в или на Украине как географическом регионе).

Впервые в литературных источниках слово «украинцы» в качестве обозначения нации, а не жителей определенной местности, появилось на французском языке в конце 18 века в революционной Франции в сочинениях польского графа Яна Потоцкого, польского аристократа-эмигранта, ненавидевшего Россию.

«В своем развитии эта польская концепция замены Руси на "Украину" доходит до логического конца в XIX в. - т.е. теорий графа Тадеуша Чацкого (1822 г.) и католического священника Ф. Духинского (середина XIX в.). У первого Украина - древнейшее название от древнего славянского племени "укров", а у второго полностью отрицается славянское происхождение великоросов и утверждается их "финно-монгольское" происхождение» (См. http://ukrstor.com/ukrstor/rus_ucr.html).

«Юбер дие нотвендихькайт дер ауссшлислихен бенутцунг дэс национальнамес «Украинер»» («О необходимости исключительного употребления национального имени украинец»).

К началу XX века об украинцах знал только узкий слой националистической интеллигенции. Сергей Суляк в работе «Талергоф и Терезин: забытый геноцид» пишет: «По свидетельству М. Грушевского, "в руках москвофилов находились все национальные организации и в Галиции и на Буковине, не говоря уже о закарпатской Украине, а народовство конца 1860-х и затем 1870-х годов представлено было лишь небольшими кружками, бедными и материальными средствами и культурными силами" (2). В то время термин "украинец" носил, как обоснованно считает Н. Пашаева, "скорее национально-политический характер" (3). Это было "антирусское меньшинство" (4). Оно-то и лоббировало его внедрение, опираясь на власть австро-венгров и затем большевиков.

В самой Галиции «ни народ, ни власти слыхом не слыхивали про Украину. Именовать ее так начала кучка интеллигентов в конце ХIХ века». Впервые термин «украинский» был употреблен в письме императора Франца-Иосифа 5 июня 1912 г. В 1915 г. националистами австрийскому правительству был вручен «Меморандум о необходимости исключительного употребления названия «украинец» (Denkschrift uber notwendigkeit des ausschlisslichen des nationalnames “Ukrainer”.) А для австро-венгерского правительства важно было назвать кем угодно, хоть «Украинерами», только не русскими.

Смена этнонима населения Западной Руси и внедрение этнонима «украинец» в начале XX века - успешная конструктивистская операция по сколачиванию нации, важное звено в отрыве его от своих русских братьев. Она была проделана с чудовищным цинизмом на той территории, где это можно было сделать силой репрессий. Если называть вещи своими именами – это акт информационной войны против народа Украины, а заодно и России.
Закарпатские русины сохранили традиционный этноним до сих пор, так как в период смены этнонима входили в состав демократической республики Чехословакия, в которой Закарпатье называлось Подкарпатской Русью.

Солистка русинского трио «Червена Ружа», приехавшего на концерт землячества в Москву,  сказала: «Мы носим гордое имя - русын!» Так почему же «украинцы» не имеют на него права?

Современный политический истэблишмент Украины запрещает и всячески дискриминирует права русинов – четвёртой восточнославянской ветви, - в том числе и право на собственный этноним, между прочим, подтверждённый международными организациями и рядом соседних государств Европы. 

Такое имя народу  могли придумать только враги, сидящие на его шее

Существует определённая мистика имён. Какое имя ребёнку дашь, такова будет и его судьба.  Объективно говоря, украинцы – не самое лучшее имя для народа, который до начала XX века был известен под именами руськие, русины, руснаки.

Оно ассоциируется с окраиной, захолустьем, маргинализмом, провоцирует соответствующий менталитет, происходит, по сути, от названия пограничья, вторичного по отношению к Киеву, Чернигову, Волыни, и вообще к Западной Руси, а также и по отношению к Польше. 

Вместо того, чтобы быть самодостаточным центром мира, украинец, употребляя это имя, ставит себя в подчинённое положение,  даже не задумываясь о его смысле. А смысл есть,  и он подсознательно работает против него. Не может быть счастлив народ с таким именем, народ-победитель!

Так, идея Киева – столицы Украины, это идея духовного центра,  Третьего Рима, Иерусалима, как это повторялось также и применительно к Москве.  А вовсе не идея Окраины, захолустья. Да «Украиной» могли считаться казацкие или гетманские «столицы» типа Батурина или Чигирина, Хортицы, но такова были их исторические судьбы – быть вечной периферией. Но Киев был столицей Русского мира, сначала политической и экономической, а затем – духовной. И остаётся в каком-то смысле ею до сих пор.

Отсюда и использование в качестве символов несчастного сознания жертв:  культа Голодомора, возбуждения неприязни и презрения к великороссам, низкопоклонства перед Европой, предмогильного  гимна «Ще не вмерла Украiни…».  Или, может, так сознание малороссийского народа отражает суицидальную судьбу, уготованную ему проектом под названием «украинцы»?  В этом вся некрофильская суть свидомой интеллигенции, этих адептов мрачной поэтики Голодомора, бесом, вселившимся в стадо и влекущим его к обрыву.  

 Такое имя могли придумать только враги, а они его и придумали – польская и ополяченная шляхта, которая никогда не считала и не планировала считать себя одним народом с «украинцами». Такими и были Чацкий и Духиньский и их предшественники.

 Возможно, его авторы, сделавшие кличку «украинец» из имени нарицательного,  именем собственным,  были не только русофобами и шляхетскими снобами, но также и масонами и сатанистами.  Я уважаю шляхту и её потомков, в том числе, элиту Западной Руси,  но это были явно не лучшие её представители. 

Возврат подлинного имени Украины-Руси сродни « расколдовыванию» или снятию порчи.  Только это не акт колдуна,  или ведуньи, столь распространенных ныне в Украине, а коллективное и соборное действо православных людей, которые своим умом должны осознать серьёзную ошибку употребления этнонима «украинец», и навязывания его в качестве экзоэтнонима другим нациям. (То, что слово «Украина» стала известно в мире в 2004 году,  воспринималось как огромная победа. Но в действительности это было большое духовное поражение, беда). 

В Украине важно также прекратить называть русских «россиянами», а применять это понятие только к гражданам Российской Федерации как синоним гражданства РФ, независимо от национальности (законодательное предложение Колесниченко). Но русские в России тоже не хотят быть «россиянами». Россиянин – это почти имя для нерусского гражданина России, который не хочет или не может по объективным причинам называть себя русским. «Дорогие россияне!» - это излюбленное глумливое обращение Бориса Ельцина, ознаменовавшее в лихие 90-е годы развал единого государства и насильственное разделение русского народа.  В ельцинском правительстве нашлись и теоретики,  обосновавшие создание искусственной «российской нации» (В. Тишков), и соответствующей национальной политики, плоды которой мы сегодня пожинаем в виде войн на Кавказе, этнического бандитизма и выступлений на Манежной. Молодое поколение русских -  против теории и практики «россиянства» в РФ, вредоносность которого уже многократно подтверждалась. На это раз конструктивистская операция по ликвидации этнонима «русский» не удалась, русский народ вовремя почувствовал опасность. Это нужно учитывать и при построении политики названий на Украине.

 Украинцы же также должны получить возможность называться «русскими» или «западными русскими».  Российские и белорусские СМИ должны прекратить использовать термин «украинцы», а называть их гражданами Западной Руси, украинороссы,  западными русскими.

Как имя было отобрано в результате этноконструктивистской операции, так его можно и вернуть.  Вопреки мнениям некоторых «соросовских»  историков,  специализирующихся в России на украинской теме в духе «Украины, которую мы все потеряли»,  конструктивистские операции с национальным сознанием обратимы, если для них есть объективная  « примордиальная» основа. Сегодня, в век массовых коммуникаций эти возможности значительно возросли.