Наши новые химеры сто лет не протянут
На модерации
Отложенный
Ровно век назад в России возник тоталитарный режим, который сломал все, что было до него. И теперь вернуть прошлое нельзя. Его можно только сочинить.
Столетие убийства царской семьи (17 июля 1918-го) будет, конечно, отмечено на государственном уровне. Хотя и не обязательно широко. Могут помешать: футбольный чемпионат, который только-только закончится (15 июля), встреча Путина с Трампом (16 июля) и предполагаемое первое думское чтение закона о повышении пенсионного возраста (18 июля или чуть позже).
Но что-нибудь официальное в этот день состоится наверняка. В представлениях нашего начальства история России (и СССР) — это история правителей. Поэтому в расправе над отрекшимся императором и его семьей видят не только злодейство, но и переломный исторический момент. Хотя екатеринбургские убийства сами были одним из ближайших следствий подлинного перелома российской истории, который произошел несколькими днями раньше (примерно 5—8 июля 1918-го) и столетие которого никто у нас не отмечает.
А ведь отсчет нашего тоталитаризма надо вести не от той даты, которую он сам себе назначил, не от октябрьских дней 1917-го, а от разгрома восстания левых эсеров в начале июля 1918-го.
С октября 1917-го у власти стоял радикально-революционный режим. Но при явных своих тоталитарных наклонностях развернуть их сразу он не смог. Правительство было коалиционным — большевистско-левоэсеровским. Правые партии были запрещены, левые — еще нет. Часть газет закрыли, но неподконтрольная властям пресса еще существовала. «Буржуев» травили, но национализировать промышленность целыми отраслями начали лишь к лету 1918-го. И только летом в деревне стали создаваться «комитеты бедноты» для ограбления крепких крестьян и сотрудничества с продотрядами, которых слали из городов для изъятия и дележа продуктов.
К середине 1918-го все это было еще не столько повседневной реальностью, сколько проектами, декретами и постановлениями. Но дело явно подходило к решающей черте.
И на этой черте была предпринята последняя попытка остановить большевиков. Действуя по октябрьскому сценарию и воспользовавшись созывом V съезда Советов (на котором они, несмотря на дискриминацию, получили 30% мандатов), левые эсеры выступили против Брестского мира, против политики раскола деревни и вообще против захвата одними большевиками всех командных высот.
Они заняли почти все опорные точки в Москве, были близки к победе и наверняка взяли бы верх, если бы обладали руководителями калибра Ленина или Троцкого. Большевиков спасли организационная бездарность левоэсеровских вождей и несколько воинских частей, которых они с трудом перетянули на свою сторону.
Из сегодняшнего дня мы видим, что это была последняя возможность свергнуть большевиков изнутри. В последующие семьдесят лет все реальные угрозы исходили только извне.
Не очень люблю альтернативную историю и не стану гадать, каким бы мог оказаться левоэсеровский режим, если бы возник и выжил. Хотя ясно, что не либеральным. Само восстание эсеров началось 6 июля с фирменного, так сказать, народнического теракта — убийства германского посла Вильгельма Мирбаха. Но, может быть, они сумели бы сделать то, к чему большевики были непригодны в принципе, — опереться на крестьянское большинство.
Так или иначе, после разгрома левоэсеровского бунта мешать созданию в нашей стране тоталитарного режима было уже некому. После того, как последние внутренние противники были сметены, все большевистские заготовки пошли в ход.
Национализация промышленности и ликвидация (в значительной доле физическая) класса предпринимателей. Упразднение остатков политических и общественных свобод. И начатая летом 1918-го кровавая война против крепких крестьян, которая предопределила будущую сталинскую коллективизацию.
Потом, в 1920-е, при НЭПе, крестьяне, принявшие большевиков лишь как меньшее зло, не могли им доверять, а большевики очень переживали из-за этого недоверия. Поэтому к началу 1930-х, когда режим окреп, он ликвидировал крестьянство в прежнем его понимании.
Упомянутый V съезд Советов, несмотря на занятость левоэсеровским восстанием, нашел минуту, чтобы утвердить первую советскую конституцию. Режим назвал себя диктатурой рабочих и крестьян-бедняков. Все прочие обитатели страны оказались если и не совсем вне закона, то на грани этого.
Понятно, что расправы над «бывшими» сразу стали нормой. Официальный красный террор, сопровождаемый уничтожением тысяч заложников, был объявлен в сентябре, после покушений на Ленина и других вождей. Но фактически он широко развернулся уже в июле. Тайное убийство царской семьи (вместо запланированного до этого открытого суда, пусть и с предрешенным смертным приговором, но публичного и над одним Николаем Вторым) стало одним из первых в ряду очень похожих бессудных расстрелов множества людей, «виновных» не в борьбе против нового порядка, а только в неподходящем статусе при порядке старом.
Большевистская система, обретшая свободу рук в июле 1918-го, отличалась почти от всех революционных режимов в других странах исключительным радикализмом своего разрыва с прошлым страны и с людьми, которые в этом прошлом играли какую-то собственную роль — будь это аристократ, лавочник, крестьянин-«кулак» или социалист неленинского толка.
Стремление спалить все живое, что осталось от прошлого, было таким яростным, что его энергии хватило потом и на вторую волну (коллективизацию), и на третью (чистки второй половины 1930-х, когда вместе с первым поколением большевистской номенклатуры уничтожили и всех недобитых «бывших», а заодно и всех подозрительных по племенному или родственному признаку).
Причем третья волна ликвидации «бывших» происходила на фоне растущих стараний сталинской системы обрядиться в старорежимные одежды. Одежды были реабилитированы, но их исконные носители — нет.
Когда советский режим рухнул (успев между возникновением и крахом создать сверхдержаву и победить во Второй мировой войне), взоры нашей публики сначала обратились в добольшевистскую старину. Это были милые грезы, перемешанные с безобидным жульничеством, вроде массовой фабрикации аристократических титулов. Вернуться в старорежимное прошлое, даже на отдельных его участках, было невозможно — на его месте осталось выжженное поле. Но в него можно было играть, воображая себя персонажами советских книжек, фильмов и сериалов, а советское наследство при этом отвергая и считая преодоленным.
Прошли десятилетия, и сегодня наша автократия пытается расположиться сразу на обоих стульях, изображая преемственность и с царизмом, и со сталинизмом разом. Этот культ всех вождей называют восстановлением связи времен. Хотя связи как раз нет, и примирить непримиримое невозможно. Но очень хочется. Не отказываться же от сталинских триумфов, пусть даже Сталин, попадись ему в руки в 18-м царская семья, расправился бы с ней с такой же легкостью, как это сделали Голощекин и Белобородов — с которыми он, кстати, тоже расправился, но гораздо позже и по другому поводу.
И вот публикуются всенародные опросы, в которых Николай Второй, Ленин и Сталин идут на равных — к каждому одобрительно относится примерно половина граждан. Таковы плоды пропаганды, которая пытаясь помешать пониманию прошлого, подменяет его фантазиями.
Впрочем, все это шоу на исторические темы — тоже ведь отдаленное последствие того разрушения общественной памяти, которым большевики вплотную занялись сто лет назад. Какие это даст когда-нибудь плоды, они, конечно, не догадывались. Просто строили новый мир, который потом, после всех сверхусилий и жертв, оказался химерой. Нынешним химерам ста лет не понадобится.
Комментарии
Революции это плохо, это радикальное изменение системы, что подразумевает больше разрушение, чем созидание, это уже после революции идёт строительство нового, часто более совершенного... но это потом, а в начале боль и кровь.
Но революции кто то зарождает, и вот тут большевики совсем не причём, Россию привело к революции то правительство (царь) которое и пострадало.
А то кто оказался во главе революционного движения это уже другое, они как раз и создавали новый мир, выводя из хаоса народы, а то что их метод был именно такой (жестокий) так уж это борьба за свои идеи, и то что эти идеи победили, говорит о том что они были более приемлемые для народа и страны, если бы они не победили, то мы бы сейчас разговаривали на немецком языке(или других языках), и служили другим хозяевам.
Не уверен что было бы лучше, но жертв (в конечном итоге) было бы столько же.