Потемкинские деревни: миф или правда?
Мы до сих пор часто о них вспоминаем. Стоит собраться приехать куда-нибудь начальству, как накануне в том месте судорожно красят фасады, спешно чинят дороги и ставят заборы. Считается, будто начало этой славной традиции положил в Петербурге фаворит Екатерины князь Потемкин, якобы построивший бутафорские деревни во время поездки императрицы на юг России, чтобы лично осмотреть недавно присоединенные территории. Однако, как давно уже доказали российские историки, на самом деле бутафорских деревень Потемкин вовсе не строил, хотя, конечно, и старался поразить и развлечь царицу. Кто же тогда выдумал этот миф и зачем?
Самые красочные описания о поездке Екатерины на юг России принадлежат прежде всего перу иностранных дипломатов. Так, французский посол граф Сегюр, сопровождавший царицу в путешествии, писал: «22 апреля императрица пустилась в путь на галерах в сопровождении великолепнейшей флотилии, которая когда-либо шла по широкой реке. Она состояла из 60 судов с 3000 человек матросов и солдат. Впереди шли шесть нарядных галер огромной величины, искусно расписанных, с множеством ловких матросов в одинаковой одежде. Комнаты, устроенные на палубах, блистали золотом и шелками… На каждой из галер была своя музыка. Множество лодок и шлюпок носилось впереди и вокруг этой эскадры, которая, казалось, создана была волшебством».
Восторг от увиденного
С таким же восторгом французский граф описывает все, что видели вокруг участники этого плавания: «Города, деревни, усадьбы, а иногда простые хижины были так изукрашены цветами, расписными декорациями и триумфальными воротами, что вид их обманывал взор, и они представлялись какими-то дивными городами, волшебно созданными замками, великолепными садами. Снег стаял, земля покрылась яркой зеленью, луга запестрели цветами, солнечные лучи оживляли, одушевляли и украшали все предметы. Гармонические звуки музыки с наших галер, различные наряды побережных жителей разнообразили эту роскошную и живую картину. Когда мы подъезжали к большим городам, то перед нами на определенных местах выравнивались строем превосходные полки, блиставшие красивым оружием и богатым нарядом. Я редко видывал такое прекрасное и блестящее войско. По лугам паслись многочисленные стада, по берегам располагались толпы поселян, нас окружало множество шлюпок с парнями и девушками, которые пели простонародные песни…».
Дипломат, конечно, понимает, что Потемкин, организовавший эту поездку, постарался, чтобы устроить императрице роскошную встречу, однако признает, что и на самом деле тот сделал немало для благоустройства края. «Надобно согласиться, – пишет Сегюр, – что хотя Потемкин был и плохой полководец, своенравный дипломат и далеко не великий государственный человек, но зато был самый замечательный, самый ловкий царедворец. Впрочем, если бы и снять искусственную оболочку с его созданий, то осталось бы все-таки много существенного. Когда он принял в управление эти огромные области, в них было только 204 000 жителей, а под его управлением население за несколько лет возросло до 800 000. Приращение это составляли колонисты греческие, немецкие, французские, польские, инвалиды, уволенные солдаты и матросы. Один француз, поселившийся здесь за три года до нашего приезда, сказал мне, что, проезжая ежегодно эту страну, он находил новопостроенные богатые селения там, где за год были пустыни».
За пять лет до поездки Екатерины на юг, когда там, конечно, не могло быть никакой бутафории, эти места посетил граф Разумовский. Он с удивлением записал: «На ужасной своей пустынностью степи, где в недавнем времени едва рассеянные обретаемы были избушки, по Херсонскому пути, начиная от самого Кременчуга, нашел я довольные селения при обильных водах. Представьте себе множество умножающихся каждый час каменных зданий, крепость, замыкающую в себе цитадель, и лучшие строения, адмиралтейство со строящимися и уже построенными кораблями… Я и доныне не могу выйти из недоумения».
Кто запустил пасквиль
Миф о потемкинских деревнях был впервые запущен в гамбургском журнале «Минерва». В нем была опубликована анонимная статья, в которой утверждалось, будто на пути императрицы построили бутафорские деревни, издалека согнали празднично одетых крестьян, а стада якобы перегоняли по ночам с одного места на другое, ставили декорации кораблей, которые не могли плавать, и т. п.
Позднее стало известно, что автором этого пасквиля был саксонский дипломат Хельбиг, выпустивший впоследствии книгу с биографией Потемкина. Все его писания были тут же переведены на все европейские языки, и запущенная дипломатом ложь пошла гулять по свету.
Старались и другие западные авторы. Так, швед Эренстрем утверждал: «На большом расстоянии были видны деревни, но они были намалеваны на ширмах, люди же и стада пригнаны фигурировать для того случая, чтобы дать самодержице выгодное понятие о богатстве этой страны… Везде были видны магазины с прекрасными серебряными вещами и дорогими ювелирными товарами, но магазины были одни и те же и перевозились с одного ночлега (Екатерины) на другой».
Бумерангом эти лживые писания вернулись потом в русском переводе в Россию, где потемкинские деревни скоро стали нарицательным фразеологизмом. Особенно в советские времена, когда всячески старались выставлять в негативном или смешном свете все, что делалось во времена «проклятого царизма».
Политическая цель
Созданная саксонским дипломатом легенда тоже имела вполне определенную политическую цель. Она была частью той большой пропагандистской кампании, проводимой для того, чтобы Россия в глазах жителей западноевропейских стран выглядела по-прежнему отсталой и дикой страной, где невозможны никакие позитивные изменения. В ее рамках появилась и знаменитая книга маркиза де Кюстена «Путешествие в Россию», где француз дает самый негативный и отталкивающий портрет России. Разумеется, что и книга Кюстена была переведена на все языки и выдержала множество изданий. А Наполеон при вторжении в Россию велел отпечатать ее массовым тиражом и раздать солдатам своей армии.
Надо заметить, этот миф о «дикой России» раздувался так усердно и так много лет, что и до сих пор приезжающие в нашу страну некоторые западные туристы удивляются, почему на улицах российских городов не бродят медведи.
Академик А. Панченко, тщательно проанализировав историю потемкинских деревень, писал: «Миф о потемкинских деревнях – именно миф, а не достоверно установленный факт. Как миф его и надлежит анализировать… Потемкин действительно декорировал города и селения, но никогда не скрывал, что это декорации. Его целью было продемонстрировать, что этот обширный край уже практически цивилизован или по крайней мере энергично цивилизуется».
Андрей Соколов
На фото: Прикрыть стройку красивым рисунком – это тоже потемкинская деревня
Комментарии
может тогда Калужские власти асвальтируют 100-150 метров внутри дворовова проезда, надоело в сапогах ходить.
Но кто или что мешает НАЧАЛЬСТВУ трошечку изменить заявленный маршрут и увидеть ПРАВДУ?
Никто не мешает. Просто эту правду им ВИДЕТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ (((
Комментарий удален модератором