Говорит и показывает школа
В Татарстане учителя сегодня подводят итоги первого экспериментального полугодия, в котором возможности глобальной сети применили для решения локальных проблем с так называемыми «некомплектными классами» в отдаленных маленьких деревнях. Там разрыв интернет-соединения — уважительная причина для отсутствия на уроке. А работа над ошибками — это еще и когда браузер выдает какую-нибудь ошибку 404. Корреспондент НТВ Сергей Савин тоже вышел в онлайн, чтобы посмотреть, как это работает. Несколько раз в неделю учитель истории Айдар Хабибуллин разрывается между реальностью и виртуальностью. То он ведет обычный урок в шестом классе, а то он — сетевой преподаватель.
Нет, это не монолог из серии наедине сам с собою, а видеоурок истории. Говорит и показывает школа в райцентре Опастово, слушает и запоминает восьмой класс деревни Кабыкапры. Между ними 30 километров бездорожья, большую часть года труднопреодолимого. Эксперимент по дистанционному обучению начался в сентябре. Цель — повысить уровень знаний в малокомплектных школах, где специалистов не хватает. В этом классе всего пять учеников, в школе — 20. Интернет-обучение восприняли «на ура». Ильгиз Гизатуллин, ученик 8-го класса: «Если, например, у меня будет тройка, то я могу в свободное время зайти и исправить ее. И все. Или могу, например, переназначить. То есть послать сообщение и узнать, может ли учитель мне переназначить этот модуль. Я могу все заново сделать на хорошую оценку». Педагоги, правда, жалуются на технику. Есть шероховатости. Айдар Хабибуллин, учитель истории, сетевой педагог: «У нас один недостаток есть. У нас здесь микрофон и здесь микрофон. И они фонят. И тут то же самое. А у них там шесть компьютеров. Представляете, какая головная боль после этого?» В качестве обезболивающего — 15 % надбавка каждому интернет-педагогу за экспериментальную работу.
В Опастовском районе Татарстана дистанционно обучаются 100 учеников.
Спецкурсы прошли 12 преподавателей. Рифат Бадертдинов, директор Мурзинской средней школы, сетевой педагог: «Ну, скажем, в 2000 году для меня было дико, что такое сотовый телефон. Я мог позвонить из леса в Казань. Для нас обучение дистанционное нужно, наверное, сравнивать с этим. А сейчас мы уже привыкаем». Когда не преподает в сети, Рифат Бадертдинов — директор Мурзинской средней школы. Физика перед вэб-камерой — предмет не из легких, особенно лабораторная работа. «Каждый раз соображаем на троих», — шутит он. В его интернет-классе всего две ученицы. Рифат Бадертдинов: «Вот это лабораторная модель перед вами. Внимательно посмотрите, пожалуйста. Вот это красный, а с этой стороны — голубой. Это магнит». Это еще не одиночество в сети, но все интернет-педагоги говорят о ценности живого человеческого общения — глаза в глаза. Поэтому раз в две недели они приезжают к ученикам лично. Старшеклассники, напротив, уверяют: физика в Интернете дается куда легче. А еще это модно.
В маленькой сельской школе взрыв интереса к ИТ-технологиям. У каждого ученика дома есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Алина Волкова, ученица 8-го класса: «В любое время можно зайти, поинтересоваться у него, спросить, что непонятно». Разумеется, речь о школьных сайтах, форумах и общении онлайн. Любимая фраза всех учеников — «Ура, занятий не будет! Учитель заболел» — для этой формы обучения уже не актуальна. Даже на больничном педагог всегда может провести видеоурок прямо из дома. Единственная объективная причина, по которой занятия отменяются или переносятся, это проблемы со связью и, как следствие, отсутствие Интернета.
Комментарии