О коррупции

На модерации Отложенный

 

о коррупции.

 

Чтобы не быть голословными, давайте заглянем на 70 лет назад, в неприглядную историю израильского казнокрадства. Итак: 

МАПАЙ, 1952 - директор "Солель Боне" Гилель Дан стал по совместительству главой комиссии по репарациям из Германии и… перекачивал деньги в "Солель Боне"/Гистадрут на сумму в десятки миллионов марок. Наказание - исключен из комиссии, остался директором "Солель Боне".

 

МАПАЙ, примерно в то же время - министр финансов Леви Эшколь пытался продать свою квартиру своему же министерству. Наказание - выговор по партийной линии.

 

МАПАЙ/МАФДАЛ, 1963 - "дело Тель-Гиборим". Заместитель гендиректора Министерства здравоохранения Йехуда Шпигель "пошил конкурс" на строительство больницы в Холоне (в будущем - больница "Вольфсон") в обмен на крупную взятку. Наказание - два года лишения свободы.

 

МАПАЙ, 1965 - в ходе избирательной кампании партия получила финансирование от компаний, принадлежащих Гистадруту, которые, в свою очередь, получали от правительства МАПАЙ субсидированный кредит. Наказания - какие?? Тенденция продолжилась и в избирательных кампаниях 1969 и 1973 годов, несмотря на частичное введение бюджетного финансирования партий.

 

МАПАЙ, 1968 - компания "Нетивей нефть", государственная фирма для эксплуатации ресурсов Синая. Ее возглавлял Мордехай Фридман, по совместительству владелец частной компании бурения - которая и выиграла конкурс "Нетивей нефть", а затем продала ее субподрядчику свое оборудование по завышенной цене (за 700 тысяч долларов по ценам того времени).

 

МАПАЙ, 1970 - строительство "линии Бар-Лева". Связи между подрядчиками и руководством оборонного ведомства (Даян) и генштаба, нулевой контроль со стороны Минфина (Сапир), прибыль подрядчиков на строительстве линии втрое выше, чем в среднем по Израилю.

 

МАПАЙ, 1968-73 - Моше Даян и грабеж арехологических ценностей. Помимо общеизвестных деталей, есть и менее известные - Даян пользовался в своих "раскопках" армейской техникой и солдатами в качестве рабочей силы, а часть украденных артефактов вывозил за границу для продаже посредством "Фонда культуры Израиль-США".

 

МАПАЙ, 1972 - дело "Отокарс". Владелец автофирмы Ицхак Шубинский "жертвовал" миллионы правящей партии, а за это Минфин во главе с Пинхасом Сапиром заботился о льготных кредитах его убыточному бизнесу. Пик наглости - Шубинский продавал машины с большой скидкой налоговым инспекторам, которые его покрывали. Наказания нет.

 

МАПАЙ, 1974 - Михаэль Цур и "Хевра ле-Исраэль". Цур еще в бытность гендиректором Министерства промышленности установил  связи с еврейским бизнесменом Тибором Розенбаумом, и, пересев в кресло гендиректора одной из крупнейших госкомпаний, начал перекачивать ее средства на свои счета в банке Розенбаума в Швейцарии, а заодно делать там "законные инвестиции". Банк обанкротился, компания потеряла миллионы, Цур сел на пятнадцать лет, но вышел через шесть.

 

МАПАЙ, Ашер Ядлин - секретарь "Хеврат ха-овдим" (экономическая компания Гистадрута). В 1972 году Ядлин начал собирать комиссионные с частного брокера недвижимости за то, что направлял к нему бизнес недвижимости больничной кассы "Клалит". На эти черные деньги он сам покупал и продавал квартиры, пользуясь тем же брокером, как ширмой, и укрываясь от уплаты налогов. Та же договоренность была у Ядлина с адвокатом, которому он передал все права на составление договоров для больничной кассы. В 1976 году Ядлин стал главой Банка Израиля, а уже через несколько дней оказался под следствием. Прося смягчить наказание, он объяснил, что собирался сдать вырученные деньги в кассу Рабочей партии. Наказание - пять лет лишения свободы.

 

МАПАЙ, 1977 - министр строительства Авраам Офер, продолжение дела Ядлина. Предпочел покончить с собой, не дожидаясь начала следствия.

 

МАПАЙ, 1977 - скандал вокруг противозаконного валютного счета Леи Рабин в вашингтонском банке.

После того, как выяснилось, какова, на самом деле, сумма на счету (в десять раз больше той, которую раскрыл журналист "ХаАрец" Дан Маргалит), юридический советник правительства Аарон Барак пришел к выводу, что только уплатой штрафа ограничиться невозможно. Реакция министра финансов от МАПАЙ Иехошуа Рабиновича: "Мы изменим правила ретроактивно. Выборов надо избежать в любом случае." Но Рабин взял всю вину на себя и подал в отставку, за которой последовали выборы.

 

"Ликуд", 1984 - депутат и заместитель министра сельского хозяйства Михаэль Декель собирал для "Ликуда" "пожертвования" с арабских и еврейских торговцев землей на контролируемых территориях, а в обмен помогал им заключать сделки в обход закона. Дело Декеля тянулось десять лет, и он отделался штрафом в 50 тысяч шекелей.

 

"Ликуд" и Маарах, 1984 - 1988: политические назначения. Правительство национального единства, контролировавшее кнссет при ничтожной оппозиции, провело несколько сот политических назначений в государственные компании и другие подобные организации.

 

Ликуд, 1988 - "дело о фиктивных квитанциях" ,противозаконный сбор пожертвований для партий с частных бизнесов под маской "заказов рекламы" у фиктивной компании БМИ, созданной бухгалтером "Ликуда". Общая сумма - более 930 тысяч шекелей. По делу проходил депутат кнессета Эхуд Ольмерт, но тогда его встреча с законом закончилась благополучно.

 

Экс-министр Авраам Гиршзон в зале суда. Фото: Моти Кимхи

 

"Авода", 1992 - первые праймериз в партии. Кандидат Исраэль Кейсар (генсек Гистадрута) получил из кассы профсоюзов, как минимум, 8 млн. долларов (!) на свою кампанию. Кандидат Ицхак Рабин получил пожертвования законно: среди доноров - братья Шолденфрей, которые потом получат привилегированный статус в канцелярии премьер-министра Рабина и отметятся в "деле Шевеса".

 

Ликуд, 1992 - Ариэль Шарон и размораживание сельскохозяйственных угодий под строительство "для репатриантов". Хотя до уголовного дела не дошло, процесс сопровождался махинациями, подвергшимися резкой критике со стороны государственного контролера.

 

"Авода", 1993 - Шимон Шевес. Гендиректор министерства главы правительства при Рабине получал деньги от друга, торговца оружием Моше Штерна, и продвигал очень рискованную для репутации страны оружейную сделку, на которой Штерн должен был очень неплохо заработать. В свободное от этого время Шевес помогал уже упомянутым братьям Шолденфрей продвигать строительные проекты и добился отмены плана ввести налог на доходы от игры на бирже. Отделался штрафом в 50 тысяч шекелей.

 

Ликуд, 1997 - Мерказ. Возвращение центру партии права выбирать депутатов и утверждать назначения министров открыло настоящий сезон коррупции, достигшей апогея при премьер-министре Шароне.

 

"Авода", 1999 - Эзер Вейцман и помощь друга-миллионера Саруси на сумму в 190 тысяч долларов. Эхуд Барак и "амутот", через которые он предположительно собирал деньги на предвыборную кампанию.

 

Авода, 2000 - Салах Тариф, "Авода". Друзский депутат, председатель комиссии кнессета по внутренним делам, дал взятку начальнику управления народонаселения МВД, чтобы тот ускорил процесс получения гражданства его палестинским другом.

 

"Ликуд" - Щарон-папа, Шарон-сын (Омри), "Аннекс Мехкарим", австралийский миллионер Сирил Керн, Цахи Анегби (политические назначения в Министерстве экологии), подрядчик Дуду Аппель, греческий остров. Наказание Омри Шарону - семь месяцев лишения свободы, Дуду Аппелю - три с половиной года.

 

"Ликуд"/"Кадима" - Авраам Гиршзон. С 1998 по 2005 год он регулярно крал деньги из больничной кассы "Леумит" на общую сумму в 2 млн. шекелей. Наказание - пять лет лишения свободы.

 

Мы подошли к хорошо памятному делу Эхуда Ольмерта и всему, что было после 2006 года, и тут можно подвести итог.