Церковь определяется с богохульством

На модерации Отложенный

 

16 декабря на межсоборном присутствии Русской Православной Церкви принят в первом чтении 
проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», 

 4.1. Противодействие богохульству

Несмотря на то, что человек создан по образу и подобию Божию, вследствие грехопадения он оказался слабым перед совершением любого греха, не исключая богохульства. А потому каждому человеку требуется помощь Божия в сочетании с его собственными усилиями, чтобы беречься от богохульства и противостоять развитию этого греха в уме и сердце. Регулярное и осознанное участие в Святых Таинствах Церкви Христовой, совершение молитвы и доброделания содействует личному духовному восхождению христианина и помогает надежно ограждаться от хульных мыслей, слов и действий против Бога и от оскорбительных поступков против ближнего.

К тем православным христианам, которые оказались подвержены богохульству, Церковь обращается со словом увещания, призывая к покаянию и уврачеванию последствий соделанного. Оценка деяния и его квалификация как богохульства, а также выбор способов реакции на них внутри Православной Церкви должны находиться в согласии с ее каноническими и нравственными нормами. Крайней мерой воздействия на членов церковной общины, постоянно и публично согрешающих богохульством, является отлучение от церковного общения, поскольку вследствие своих действий они по собственной воле перестают быть членами Святой Церкви. Данное прещение призвано исправить и наставить на путь спасения согрешивших, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1, 20). Решение об отлучении принимается компетентной церковной властью (Архиерейским Собором, Священным Синодом, епархиальным судом с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси).

Случаи богохульства со стороны лиц, не относящихся к Церкви, требуют иного подхода. Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам.

Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, стоящих вне Церкви, становится личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан, «дабы заграждать уста противников» (1 Тим. 6, 1; 1 Пет. 3, 1-2; Рим. 2, 24).

Реакция на несознательное богохульство, которое стало проявлением свободы мысли и убеждений, может и должна носить миссионерский и катехизаторский характер. В таких случаях необходимо дать ясный и понятный для данной аудитории ответ о том, что именно с христианской точки зрения является богохульством в том или ином действии. При этом возможно выбирать между публичным ответом и личным обращением к богохульнику. Главная цель в данном случае — сознательное, без какого-либо принуждения, раскаяние.

Непродуманное, без должного рассуждения противодействие богохульным поступкам и выступлениям в публичной сфере может приводить к формированию в общественном сознании отрицательного образа Церкви как реакционного института, а богохульников как свободомыслящих и высокоморальных людей.

Зачастую именно формирование такого представления является прямой целью провокаторов. Поэтому в случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы оперативно дали квалифицированную оценку данному акту. Затем в режиме консультаций с экспертными, общественными и миссионерскими православными организациями они должны определить способы противодействия богохульству в конкретном случае, исходя из следующих возможностей:

попытка вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии. Если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними;
публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;
содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
благословение мирян и их организаций на гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;
обращение с жалобой на журналиста — автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;
обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;
предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Эту крайнюю меру стоит применять в тех случаях, когда есть надежда, что она будет содействовать исправлению виновного в богохульстве (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XV. 3).

Полный текст:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1343168.html