Преданья старины

Автор: Топчий


Многие из нас не осознают, что, несмотря на невероятные достижения христианской цивилизации, мы все еще исполняем языческие, и даже доязыческие ритуалы. Мало кто осознает, что когда мы говорим друг другу ВЫ, не здороваемся через порог, едим блины, даже, извините, материмся, то при этом следуем древнейшим правилам и исполняем обряды, которые восходят не просто к давним временам, а временам, по крайней мере, палеолита.


Поэтому, анализируя политические события и тенденции, следует учитывать это обстоятельство. Что на поведение политического субъекта влияют не только экономические, физиологические, но и множество других обстоятельств, в том числе и те правила, которые в нас внедрены на уровне подсознания. Для наглядности – мы просто не видим, что на вологодских полотенцах, вышитых воротах рубах, пресловутых вышиванках, в конце концов, индо-арийская религиозная и космическая символика. Мы видим просто веселенький узорчик, не замечая ни образа праматери, ни первичного океана, ни нагов-змей, ни даже полканов-кентавров и дево-рыб и дево-змей. Также, своим поступкам и мнениям, мы даем какие угодно толкования, не понимая истинных причин.


Так вот, среди прочего, в древности существовал культ Священной Царицы. Царица выполняла не только административные, но и культовые функции, исполняя определенные обряды и ритуалы, тем самым воплощая собой личность и волю Праматери, первичного божества, источника и создателя вселенной.
При Священной Царице полагался Священный Царь. Эта должность вовсе не означала абсолютного правителя в нашем понимании. Скорее это была чисто культовая фигура, чья главная функция и состояла в отправлении этих самых обрядов и соблюдении этих ритуалов. Причем фигура это была временная, по истечении определенного срока, он, если до этого оставался в живых, становился «сыном» Священной Царицы. (См. «Царь Эдип») (То, как была истолкована трагическая история говорит о том, что уже во времена античности мало кто понимал истинный смысл) Но до этого доходило редко, поскольку главной функцией Священного Царя была смерть на своем посту. Смысл обрядов был в том, чтобы склонить Высшее Божество, в то время Праматерь, повлиять на духов стихий для того, чтобы жизнь народа шла благополучно. Поэтому ему вменялось в обязанность не только удачное ведение войн и набегов, справедливое судопроизводство, но и благоприятные природные условия.
В случае проигранной войны а, равно, и неурожая, падежа скота, эпидемии, катастрофического стихийного бедствия это была вина Священного Царя, которого в этом случае полагалось принести в жертву. Но даже если все шло благополучно, в течение его срока Священному Царю полагалось вступать в поединок с любым претендентом, желающим занять его место, а в случае если он побеждал, и по истечении его срока, становясь уже «сыном» Священной Царицы, продолжал жить, его все равно приносили в жертву, во избежание гнева Праматери.


Историческим примером столкновения новой , патриархальной религией, с пережитком матриархального культа, можно припомнить историю сватовства Кира Великого к массагетской царице Томирис.
Великий создатель единого государства, Персии, которая сохранилась до наших дней, главной целью считал объединение ираноязычных земель. Поэтому логичным было присоединение ираноязычных скифских племен массагетов. Оптимальным в этой ситуации был бы династический брак. Ему удалось заинтересовать кочевников-массагетов в этом проекте грядущим походом на Египет, обещавшим участникам сказочную добычу. Но при этом должно было уменьшиться влияние жрецов традиционного культа, да и вообще этот союз грозил очень серьезными переменами в традиционном укладе. Поэтому возник заговор, в котором Киру было предложено вступить в поединок с «сыном» Томирис.
Но Кир не мог на это пойти. Создавая свою империю, он нуждался в единой религиозной системе, поэтому он заключил конкордат с вавилонскими магами. Вступив в ритуальный поединок, он тем самым исполнил бы языческий обряд, что разрушило бы договор.
«Сыну» царицы быстренько организовали самоубийство. Тем самым Кир становился одним из претендентов, и нашлось множество желающих вступить с ним в поединок, в результате Кир был убит. Масссагеты сохранили свою «непокобелимую» верность традиции и в течении непродолжительного времени исчезли как народ. В памяти народной это событие сохранилось в виде ритуальной борьбы на свадьбах, которую назвали «кураш» (так, приблизительно, звучало имя Кир на древнеиранском).


Так вот, среди прочих обязанностей Священного Царя было то, что в русских летописях называется «ходить в полюдья». Летописцы толкуют это как сбор дани. Но на самом деле это был ритуал освящения полей, который сопровождался и судебными разбирательствами,и административными решениями, инспекциями, и, куда же без этого – подарками, подношениями. Полюдья гарантировали благополучие на следующий цикл, а заодно и гарантировали лояльность подданных, которые не стали бы бунтовать, из опасения лишиться покровительства священной особы.


Этот обычай сохранялся долго, уже когда стали подзабываться истинные смыслы. Примером тому может служить история княгини Ольги. И Ольга, и ее муж Игорь были христианами, т.е. не могли исполнять языческих обрядов. Однако хождение в полюдье было частью обычаев, закрепленных в административных правилах, и не было особой нужды, да и пользы их отменять. Однако древляне христианами не были. И поэтому воспринимали полюдья именно как религиозный обряд. И что же они видели? Что князь Игорь, вместо того, чтобы уступить свое место законному претенденту, продолжает кощунственно исполнять обряды!
Летописец уже не мог правильно истолковать причину возмущения древлян, поэтому приписывает ее патологической жадности Игоря, который трижды возвращался с дороги, чтобы собрать дополнительную дань. Более логично, что он продолжал полюдья, несмотря на то, что его срок с точки зрения язычества, кончился. И что очень важно, казнят его древляне вполне в духе древних обрядов: разрывают на части. Принесенного в жертву мужчину полагалось, согласно Фармеру, расчленить и части тела разнести в разные концы, обеспечив таким образом хорошие урожаи и приплод скота, которого мазали жертвенной кровью.
Что происходит дальше? Если уж восстали, надо идти до конца! Но вместо того, чтобы истребить все княжеское семейство, древляне предлагают Ольге своего князя Малого в мужья! То есть избирают нового Священного Царя.
Дальнейшее всем известно. Но что из этого следует?


Архетипическое восприятие Государя как Священного Царя крепко сидит в подсознании людей. И тому пример – история XVIII-го века. Никого не смущало, что во главе государства стоит женщина. Более того. Ни разу никого не смутило то, что царица, женщина стоит во главе церкви, как глава государства. Впрочем, и в наши дни англичан это очень мало заботит.


Но как это относится к обряду полюдья?
Русские цари в полюдья не ходили. Они в основном сидели в царском тереме, откуда выезжали либо на войну, либо на богомолье, либо на охоту.


Впервые в полюдья стал выезжать Павел I, и был убит. Причем и удар табакеркой – жертву оглушали перед обрядом, и то как его душили – тянули обмотанный на шею шарф в разные стороны , как будто пытались разорвать – многозначительные детали. Вряд ли заговорщики читали «Золотую ветвь» Фармера, но видимо где-то глубоко под коркой сидели представления о том, как надо делать такие вещи.


Петр III в полюдья не ходил, но его безутешная вдова собиралась вскоре после убийства выйти замуж за его убийцу. Между прочим, смерть всех ее фаворитов молва приписывала яду , а Емельян Пугачев, еще один претендент в ее мужья, был четвертован, вполне в духе «Вакханок» Еврипида.


Но и Александр I умер именно во время подобного путешествия! Смерть эта до сих пор загадочна,и сопровождалась восстанием.


А Александр II , будучи еще цесаревичем, объехал всю Россию. И был убит, причем народовольцы открыто писали о том, что приносят его в жертву.


Но в русской истории есть еще одно воплощение Государя. Это Божественная Особа.
Всего их в России было, по-видимому, четыре: Иван Грозный, Петр Первый, Владимир Ильич Ленин и Иосиф Сталин. В народном сознании они были страшны и неуязвимы. Некоторых из них народ запомнил только как благодетелей (Ленин), других как грозных но справедливых , про Петра, с одной стороны сочиняли забавные сказки, как его обхитрил разумный солдат, с другой стороны, еще в начале ХХ века богомольцы пели песни про Петра-антихриста.


Главное качество этих особ – неуязвимость. И характер захоронений Ленина и Сталина это подразумевает. И главный признак этого – их отрешенность от мира, затворничество.
Тот, кто нарушает это правило, рискует стать жертвой. Например Хрущева условно принесли в жертву именно тогда, когда он утвердил СССР как абсолютно неуязвимую сверхдержаву, при этом вменяя ему в вину, фактически, неурожайные годы.


Сейчас.
Нет нужды вспоминать, как ездил по стране Михаил Сергеевич. Как ложился на рельсы Борис Николаевич. (Между прочим, и тот и другой уложились в семилетний срок. Может совпадение…)
И когда я наблюдал за поездками В.В.Путина, сердце у меня сжималось… правда сам ли догадался, или у него хороший штаб, он вывернулся – принес себя в жертву сам, отказался от поста президента на короткий срок. А затем оказался в чистом поле один – «и ризы белы, аки снег». Символически воскреснув, он тем самым, вольно или невольно, стал претендовать на роль Божественной Особы.
И именно знаком этого для меня стала Прямая Линия, во время которой Президент отказался общаться с народом лицом к лицу. Надеюсь, он не совершит ошибки, продолжая ездить по стране. Впрочем, это уже и не нужно, хоть метафизически, хоть прагматически.