Российский карикатурист ищет убежища во Франции

На модерации Отложенный

Марк КотлярскийМарк Котлярский

Российский карикатурист ищет убежища во Франции

5 часов назад

 

Художник, который изобразил депутата госдумы с фаллоимитатором в руках, просит политического убежища во Франции. 40-летний Денис Лопатин, карикатурист из России, провинился в том, что в одной из своих картин изобразил депутата госдумы Наталью Поклонскую, которая держит в руках фаллоиммитатор в виде Николая Второго.

Поклонская направила депутатский запрос в Роскомнадзор, требуя удалить из интернета карикатуру. Еще ранее она подала на Лопатина в следственные органы жалобу на оскорбление чувств верующих — но там не нашли никакого состава преступления в его действиях. Поклонская не успокоилась и, помимо Роскомнадзора, направила депутатский запрос также Александру Бастрыкину, руководителю следственного комитета РФ. Она на считает отказ от возбуждения уголовного дела достаточно аргументированным.

— Весь этот шум вокруг карикатуры, устроенный Поклонской — невзирая на то, что даже экспертиза не усмотрела покушения на чувства верующих или каких-либо признаков возбуждения ненависти — свидетельствует только о желании властей отвлечь общество от настоящих проблем, — так в интервью «Деталям» прокомментировал сложившуюся ситуацию сам Денис Лопатин.

— Но почему вы просите политического убежища, если в России не стали заводить уголовное дело из-за карикатуры на Поклонскую?

 

<ins class="adsbygoogle" data-ad-client="ca-pub-6628065190482375" data-ad-slot="6830668447"></ins>

— Я не хотел афишировать сам факт подачи просьбы, ведь она еще не рассмотрена — но информация каким-то образом просочилась. А причины моего поступка в том, что мне в приватной беседе дали понять: дело не в конкретной карикатуре, а во всем моем творчестве, в котором, видимо, те или иные ведомства усмотрели какие-то грехи. Знаете, как это бывает, когда сводят счеты с журналистами: на одну из публикаций чиновник обиделся, а наказывают за другую… Пусть это другой человек и другой мотив, все равно каток проедет по тебе потом.

Короче говоря, намекали мне люди, хорошо знающие ситуацию: «Вали отсюда, пока не поздно»… Претензии по поводу конкретной карикатуры на Поклонскую – это своего рода «черная метка», предупреждение. Не говоря уже о том, что в последнее время мне просто стали угрожать. Хотя речь шла об обычном плакатике, который я сделал специально к демонстрации в поддержку фильма «Матильда» в октябре прошлого года.

— Зачем было защищать такой слабый фильм, как «Матильда»?

— Знаете, мы защищали не столько «Матильду», сколько свободу слова. Потому что перед этим были манифестации казаков, требующих запретить фильм. И, что самое страшное, фильм действительно сняли с проката на Камчатке, создав тем самым опасный прецедент.

— А другие ваши работы запрещали?

Вас подвергали гонениям, цензуре?

— После того, как я приехал на Камчатку после окончания Белорусского института культуры, в течение года я получил четыре судебных повестки за карикатуру на какого-то местного чиновника. Затем, чуть позже, губернатор Камчатской области запретил мою персональную выставку «Гримасы власти». Ее перенесли в подвал тамошнего Дома печати, и на этой подвальной выставке за три дня побывало около тысячи человек.

И это была далеко не единственная экспозиция, которую запрещали или пытались запретить. Такова шаблонная реакция властей или чиновников, даже если в экспозиции не было никакого умысла, подтекста или намека на нечто незаконное или антиправительственное.

Обиженных хватало, и меня всегда это удивляло. Я не понимал, что может быть оскорбительного в карикатуре? Хотя самая оскорбительная, на мой взгляд, моя карикатура – Чарльза Дарвина. А вот на нее почему-то никто не обижается. Видимо, пока не додумались, или не нашлись знающие информаторы.

— Вы уехали в Европу в феврале нынешнего года. А несколько дней назад в  соцсети «ВКонтакте» группа ростовских монархистов обратилась с призывом к пользователям посылать письма на имя генерального прокурора России, требуя возбудить против вас уголовное дело. Чем объяснить эту «охоту на ведьм»?

— Я могу показаться параноиком, но мне кажется, что это специально создаваемый, спланированный медиа-шум, с целью отвлечь людей от других, куда более серьезных и тяжелых проблем: Сенцов голодает, пенсионный возраст поднимают, с Украиной идет война, цены растут, народ нищает… И тут надо срочно зашуметь – про футбол, да про что угодно. Нести любую чушь, лишь бы не говорить о важных вещах.

Если присмотреться, можно обнаружить любопытную закономерность: шум поднимается всегда параллельно с какими-то непопулярными законами, планируемым подорожанием и и.п. Кстати, вот эти ростовские монархисты вылезли в тот же день, когда под сурдинку подняли пенсионный возраст! Вместе с открытием футбольного чемпионата…

— Поклонская не  обращалась к вам за разъяснениями?

— Упаси Господи. Нет, конечно. Да и о чем с ней можно было бы говорить?

— Вы решили остаться во Франции. Почему именно там?

— Здесь есть организации, которые оказывают мне всяческую поддержку и помощь, в том числе юридическую и даже, если хотите, психологическую. Помогают мне и профсоюз карикатуристов, и правозащитники.

— Сколько времени может занять процесс рассмотрения вашей просьбы о предоставлении убежища?

— Несколько месяцев, я думаю. Все зависит от того, насколько я нужен Франции.

— Намечаются ли у Вас в ближайшее время выставки?

— Одна из них должна пройти во Франции, но какие работы там будут выставлены – это я пока держу в секрете.

Марк Котлярский, «Детали»

Авторские карикатуры предоставлены к публикации Денисом Лопатиным