На чем держится милитаризированная экономика нищей Северной Кореи?

На модерации Отложенный

Северная Корея является страной со вторыми в мире по численности вооруженными силами и высокой долей военных расходов в структуре ВВП. Экономика в изолированной стране также довольно специфическая. 

 

Северная Корея представляет собой уникальное для 21 века государство. Общество в стране на протяжении многих лет живет, основываясь на двух базисных принципах – «чучхе» (опора на собственные силы) и «сонгун» (армия на первом месте). В КНДР вторая в мире по численности армия, по различным оценкам на вооруженные силы руководство страны тратит от 25 до 40 процентов ВВП. В армии служат более 1,2 миллиона человек, хотя многие из них вместо боевой подготовки строят дома и работают в полях. 

 

На тысячу жителей небольшой страны, включая стариков и младенцев, приходится 48 военнослужащих, пропорция рекордно высокая. Настолько крупную армию содержит одно из беднейших государств мира, у которого нет даже продолжительных границ. Служба в армии является обязанностью каждого жителя КНДР, девушки также служат, но меньше. Эксперты утверждают, что армия и флот Северной Кореи вооружены многочисленными устаревшими конвенционными боевыми системами. 

 

Известно, что в распоряжении Пхеньяна есть большие запасы химического, а возможно и биологического оружия. Несмотря на кажущуюся мощь, армия КНДР не способна успешно действовать в современной войне, но и недооценивать вооруженные силы не стоит. Фактически на сегодняшний день государство представляет собой один большой укрепрайон. На протяжении многих лет северокорейцы занимались строительством бункеров, защищенных огневых позиций, в горах, покрывающих большую часть страны, есть склады и пещеры. В этом направлении специалисты из КНДР достигли больших успехов. Иран даже пригласил инженеров из Северной Кореи для строительства собственной ядерной инфраструктуры.

 

https://youtu.be/LU6_m8pre4E

 

Пхеньян добивается объединения двух корейских государств, при необходимости правительство готово пойти на применение военной силы. Однажды власти КНДР попытались добиться желаемого с помощью крупномасштабной войны, неоднократно северокорейские террористы и диверсанты нападали на Южную Корею. В последние годы артиллерия КНДР обстреливает территорию соседнего государства, в 2010 году северокорейская лодка потопила фрегат Южной Кореи.

В последние годы КНДР активизирует усилия по военной модернизации, при этом делая ставку на ядерные и ракетные программы, а также на операции в киберпространстве. Северокорейские хакеры в несколько минувших лет провели ряд успешных атак. Пхеньян пытается получить возможность нанести удар по континентальной части американской территории с помощью межконтинентальной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. В Пхеньяне ядерное оружие считают самым эффективным способом сдерживания угрозы, исходящей от США.

Северокорейская экономика нуждается в модернизации.

В мировом масштабе экономика Северной Кореи является одной из наиболее малоисследованных. Статистические данные об экономических показателях Пхеньян не публикует с 1965 года, из-за специфики страны использование иных методов наблюдений затруднено. Одним из ключевых экономических показателей, как известно, является размер ВВП. Всемирный банк из-за отсутствия данных даже приблизительно не может оценить размеры ВВП КНДР.

В статистическом отделе ООН предполагают, что в 2016 году ВВП Северной Кореи составил 16,8 миллиарда долларов, то есть, всего 665 долларов на душу населения. В ЦРУ полагают, что в 2015 году северокорейский ВВП составил около 40 миллиардов долларов (1700 долларов на душу населения). В мире экономика КНДР считается самой централизованной и наименее открытой. Публикующий глобальный рейтинг экономической свободы фонд Heritage Foundation в рейтинге за текущий год поставил Северную Корею на 180 (последнее) место в списке.

Недавно режим Ким Чен Ына несколько смягчил внутреннюю политику. Среди прочего крестьяне вновь получили возможность владеть землей, теперь семьи выступают в качестве кооперативов. Частное предпринимательство (в основном это торговля, мелкое производство и добыча полезных ископаемых) существует КНДР не благодаря, а вопреки государству. Частные предприниматели работают за счет покупки покровительства чиновников и сотрудников спецслужб. Также примечательно, что в изолированной стране распространенной практикой является использование рабского труда заключенных и солдат.

Промышленность Северной Кореи страдает от изношенности основных фондов, запчасти и топливо в дефиците. В 2016 году КНДР произвела вдвое меньше электроэнергии, чем в 2000 году. В ходе очередного потепления отношений Пхеньяна с окружающим миром в стране начали строительство 2 атомных электростанций с легководными реакторами. Однако затем, когда атмосфера ухудшилась, проекты были остановлены.

Основными источниками поступления валюты в бюджет КНДР являются денежные переводы. Северокорейцы, работающие за границей, в том числе в России, отправляют домой деньги. Также страна продает сырье (цинк, каменный уголь) и оружие. Кроме того, Пхеньян пытается зарабатывать за счет криминальной деятельности – изготовление фальшивых долларов и наркотических веществ. Эксперты подозревают, что военная разведка КНДР создала «киберспецназ» специально для атак на мировые финансовые институты и банковских грабежей.

За последние несколько лет международные санкции усложнили торговлю Пхеньяна с окружающим миром. Попытки проведения валютной реформы оказались безрезультатными, в КНДР бушует гиперинфляция. От обслуживания своих международных обязательств Северная Корея отказалась уже давно. Северокорейцы имеют рекордно низкие доходы, большую часть получаемых доходов государство использует на собственное содержание и финансирование армии.

Из-за вышеуказанных сложностей северокорейцы постоянно испытывают проблемы с продовольствием, медикаментами и товарами первой необходимости. В плачевном состоянии находится также транспортная инфраструктура в КНДР – путешествие из Пхеньяна в Чхонджин по железной дороге занимает несколько дней. Тракторная и иная техника в сельском хозяйстве практически отсутствуют, не хватает даже тяглового скота.

Неоднократно Пхеньян пытался привлекать иностранных инвесторов. Руководство страны сформировало свободные экономические зоны, где функционировали производства южнокорейских и китайских компаний, заинтересованных в дешевом труде. Однако в конечном итоге из-за непредсказуемой политики Пхеньяна проекты не получили развития.