НАША «ПОДДЕРЖКА И ОПОРА» НУЖДАЕТСЯ В УКРЕПЛЕНИИ

На модерации Отложенный

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала активнее защищать русский язык от преследования в мире, сообщил «Интерфакс». Такое заявление она сделала во время выступления на IV международном форуме «Русский мир и мировое гуманитарное пространство» в Ливадии на юге Крыма.

В качестве примера она привела дискриминацию русскоязычного населения в Латвии и Украине, власти которых хотят запретить преподавание на русском языке в общеобразовательных школах: «Преследование русского языка становится в некоторых странах элементом государственной политики. Где-то вводятся ограничения на его изучение и употребление, где-то, как, например, в Латвии и на Украине, принимаются законы, направленные на полное вычеркивание родного для миллионов граждан языка и системы образования».

«Против активистов, выступающих в защиту русских школ, применяются угрозы и репрессии. Вот она, хваленная демократия», – добавила Матвиенко.

Я же от себя добавлю следующее.

Глядя на всё, что творится в последнее время на родной русской земле, всё чаще вспоминаешь бессмертные слова волшебника русского языка писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Эти слова написаны в XIX веке. А сейчас русский язык, эта «последняя поддержка и опора» нации, опасно зашаталась. Изо всех уголков некогда великой Руси слышны отчаянные крики о помощи гибнущему русскому языку. Наша плодороднейшая лингвистическая нива, на которой трудились гиганты мировой литературы, на глазах зарастает чертополохом сквернословия и новояза.

Катастрофически сужается ареал русского языка. И как тут не вспомнить библейскую притчу о Вавилоне, где люди, утратив единый язык, рассеялись по свету и не смогли реализовать свой амбициозный проект строительства башни.

Вавилонский сценарий был разыгран с абсолютной точностью в нашей стране во времена вселенского бардака, названного одним не очень крупным и умным деятелем – «перестройкой». Тогда в течение всего лишь одного года (с января 1989-го по январь 1990-го) в 11-ти союзных республиках были приняты законы о языке. Русский язык как язык «имперского центра» был поставлен практически вне закона.

Это была прелюдия к ликвидации и самого Советского Союза. Политические амбиции оказались сильнее, чем все остальные интересы, связанные с развитием экономики, науки, культуры и т.д. После тех событий катастрофическое падение роли России в мире, бесконечно затянувшийся социально-экономический кризис, отсутствие ясной программы и политической воли для выхода из застойного состояния признаются далеко не всеми политическими силами страны. Но почти все согласны с тем, что погибает наш русский язык.

И его хирение со стопроцентной точностью отражает деградацию государства и общества, хотя мы ещё продолжаем время от времени жонглировать словами о «величии» России, о «светлом будущем» и т.д.

Всепроникающая жаргонизация речи, понижающая её культурный уровень, издевательское отношение к русскому литературному языку как результату многовекового отбора выразительных и точных средств словесной материи, в которую вдруг вторгается лексика и фразеология, отражающая аномальную культуру социума (воровскую, уголовную), входящую в противоречие с цивилизованным уровнем языка, вызывают шок и стресс у людей, неравнодушных к родной речи.

И сидеть, сложа руки, здесь не следует никому. И лингвисты, и писатели, и журналисты, и политики обязаны предпринимать усилия для сохранения языка в живом виде, ставить фильтры хлынувшей в него мути и грязи. И, конечно же, читать Пушкина и других классиков русской литературы надо не только один день в году, в День русского языка, а как можно чаще!