Суть права. По Валерию Зорькину
На модерации
Отложенный
В журнале «Вопросы философии» № 1 за 2018 год увидел статью с удивительно смелым названием «Суть права». Автор этой статьи – ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич, доктор юридических наук, профессор, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
Эпиграф к статье – определение права древнеримским юристом Цельсом Младшим (ок. 67 – ок. 130): «Jus est ars boni et aequi». Один из переводов этого определения: «право – искусство добра и справедливости».
Если эта статья – одно из самых авторитетных суждений о сути права, то заявленное в ней утверждение «о человечестве как правовой цивилизации, или цивилизации права» преждевременно.
Наша цивилизация – не цивилизация права, а цивилизация подступов к праву. То, что мы называем правом – это лишь набор эмпирических методов разрешения конфликтов, не переплавленный теорией. И эти методы, особенно, когда ими пользуются государственные люди, возомнившие себя властью над всеми прочими людьми, при современной технике взаимного уничтожения чреваты крушением цивилизации.
О цивилизации права рано говорить, пока даже авторитеты права:
• не выработали традицию осмысленного и непротиворечивого разговора о праве,
• говорят о праве как об искусстве добра и справедливости,
• справедливость путают с равенством,
• неосторожно призывают к свободе,
• говорят, что право, справедливость у каждого свои и «нужно противопоставить стихийным процессам социокультурной глобализации понимание собственной специфики, не поддающейся универсализации» (цитата из статьи Зорькина).
Цивилизацию права нам ещё только предстоит создать. А для этого необходимо научиться говорить о праве в лучших традициях науки. В частности, нужно отбросить вредную традицию употребления плеоназмов и оксюморонов, которую Зорькин продолжает и не обсуждает, хотя и сокрушается тем, что «естественные права» были вытеснены «правами человека».
Зачем употреблять плеоназм «права человека»? Не говорим же мы «наука человека». Права, как и наука, бывают только у людей. Выражение «права человека» побуждает искать какие-то нечеловеческие права. И ведь ищут же, поддаваясь этой провокации: права роботов, права животных, права юридических лиц…
Зачем в подражание восторженным французским революционерам, которым нравилось слово «гражданин», говорить «человек и гражданин»? Любой гражданин – человек. Если говорить «человек и гражданин», то возникает подозрение, что некоторые граждане – не люди. Не говорим же мы «человек и женщина», потому что такое словоупотребление вызывает подозрение, что женщина не человек, и может обидеть женщин. В лучших традициях науки не употреблять видовое и родовое понятие через союз «и»: квадраты и прямоугольники, вещество и жидкости, животные и коровы.
Право – это то, что разрешено. Зачем создавать оксюморон «запрещённое право», как создают его авторы Конституции РФ, когда в части 3 статьи 17 запрещают осуществлять права, которые нарушают права других людей.
Прав нарушать права в принципе быть не может. Право нарушать права – оксюморон. Поэтому не надо создавать права-оксюмороны, чтобы потом их запрещать. Если вправе, значит – можешь, значит – нет запрета. В современных законах из-за неумеренного стремления к добру запросто запрещают права, которыми можно злоупотребить.
Суть права – в ответе на главный вопрос человеческого общения, в ответе на вопрос «чьё?».
В 1996 году в «Этюдах о собственности» я назвал науку о межах или гранях, отвечающую на вопрос «чьё?», терминомикой. Я писал «Этюды» как экономист, поэтому был очень удивлён, когда мой друг Миша Бессонов сказал, что видит в ней работу по праву, по его основам. Терминомика, действительно, может стать основой, сутью права. Право, справедливость – это не добро, не равенство, не свобода. Право – это межи, которые никому не позволено преступать.
Пять лет назад я опубликовал в ЖЖ и Макспарке короткую заметку с названием почти как у Зорькина: «Суть справедливости». Слова «право» и «справедливость» я употребляю как синонимы. Когда признаёшь, что «право» и «справедливость» синонимы, не будешь выдавать право за искусство справедливости. Право, справедливость – это межи, следование им и борьба с теми, кто эти межи преступает, борьба с преступниками.
Моё представление о праве, как о межах, которые нельзя преступать, многих пугает своей определённостью. Оно выставляет преступниками не только коммунистов, но и сторонников социального государства. Коммунисты, называя межи тавтологией «частная собственность», призывают к их уничтожению, призывают к разовому отъёму имущества в пользу сторонников уничтожения «частной собственности». Сторонники социального государства покушаются на чужое не столь радикально, призывая отбирать не всё и сразу, а по частям и регулярно: через налоги в пользу сторонников доброго социального государства.
Право (межи) – не искусство добра, но оно не чуждо добру. Каждый вправе быть добрым, если захочет. За свой счёт. Добро – частное дело, в отличие от права, которое публично и требует солидарности в своей защите. К этой солидарности справедливо призывает Зорькин, когда пишет, выделяя курсивом, что нужна «правовая теория, синтезирующая в рамках понятия права идеи индивидуальной свободы и социальной солидарности». Правда, и здесь Зорькин использует плеоназмы. Ведь свобода всегда индивидуальна, а солидарность всегда социальна.
Цивилизация права не наступит, пока люди не осознают, что право – это межи, которые никому нельзя преступать, даже государству. А те, кто преступает межи – преступники, борьба с которыми – общее дело, требующее солидарности.
Комментарии
В том смысле, что права названных субъектов различаются, но имеют общую основу, которую и можно назвать правами человека.
«Права» – это сразу о законах.
Не следует путать и смешивать право и законы.
Нет «различающихся прав субъектов».
Есть одно общее понятие ПРАВО – субъектами его являются и «ребёнок», и «женщина», и «гражданин», и «инвалид», и «иностранец».
У «названных субъектов» различаются не «права», а социальный статус.
«Общей основой» для построения отношений субъектов является ПРАВО.
.
Сколько у человека прав?
.
Но права ребенка отличаются от прав гражданина. Согласны?
При этом ребенок и гражданин являются людьми.
Общее понятие ПРАВО вовсе не конкретизирует права субъектов (только не права, а человеческого общества).
.
Может тогда лучше говорить о морали, которая выше права?
Нужно не «иметь в виду» и «говорить» как «лучше», а излагать правильно.
Иметь не одно «значение» – значит, не иметь ни одного значения.
Мораль не «выше права», но основа права – нравственность.
.
Комментарий удален модератором
http://maxpark.com/community/4109/content/6360073
.
Твои права - это не мои права, поэтому в правах мы не равны. Равенство - математический термин, который очень неосторожно применяется в праве.
И, действительно, иметь право, но не иметь возможности - это гремучая смесь, которая может вызвать взрыв.
Получив в руки пистолет, вы обретаете возможность стрелять, но это не означает, что вы имеете на это право. И наоборот, имея право набрать воды из любой реки, вы не имеете возможности сделать это за короткое время.
Но в любом случае, даже имея в наличии официальное разрешение (право?) на забор пробы воды в определенном месте, вы можете быть лишены технической возможности сделать это (по собственной непредусмотрительности). Это не делает вас бесправным, а говорит лишь о вашей непредусмотрительности или глупости.
Почти аналогичная ситуация с миллионом - имея право на миллион, но не имея миллиона, вы не можете считаться бесправным - только глупым.
Я не путаю права с возможностями. Права для меня всегда возможности. Но не все возможности права. Если ты можешь, это не означает ещё, что ты вправе. Но если ты не можешь, то надо ли говорить о правах на невозможное? А на эти "права" на невозможное ведутся многие из-за того, что им нравится равноправие.
1. Допустим у вас есть право выпить стакан воды. Но вы не хотите пить. Не стоит из этого делать вывод, что вы не имеете на это право. То есть право для начала должно совпасть с желанием.
2. Допустим, желание выпить воду у вас появилось, но вам лень брать стакан и пить. И если желание пить не перевесит нежелания выполнять какие-то действия, то вы опять не реализуете ваше право.
3. Допустим, вы уже готовы совершать действия, но не умеете их выполнять по причине нежелания или неумения учиться...
Можно придумать еще множество причин по которым ваше право не будет реализовано. Но стоит ли это делать если и так понятно, что право выпить воду не означает, что вам вольют ее в рот?
Неужели вы будете отрицать право любого человека доказать теорему Ферма и даже получить за это большую премию?
Одно из них, которое я пытаюсь закрепить, это размежёванные, разграниченные ценные возможности. Когда права ценное, важное, например, деньги, то за них есть смысл биться, но в них мы не равны.
Другое значение слова "право", о котором говорите Вы, это любые незапрещённые для тебя возможности. Например, тебе не запрещено доказывать теорему Ферма, значит возможность доказывать эту теорему - твоё право. В таких "правах", когда они не имеют ценности, мы можем быть равны. И только такие "права" нравятся сторонникам равноправия, потому что только в них мы равны. Настоящие права, например, деньги они исключают из прав. Они допускают лишь "право" на деньги, потому что "право" на деньги, в отличие от денег, есть у всех, в том числе у тех, у кого нет денег.
Я пытаюсь закрепить за словом "право" лишь важные значения, чтобы занимаясь правом, мы не занимались глупостями, пустяками, отвлекающими от дела, не занимались неважными, неинтересными "правами", в которых мы равны.
Если права бывают данными от рождения и наделяет вас ими социум, то блага достаются человеку в процессе жизненной борьбы и коллизий. Ошибка понятна и распространена в России, привычной в превращению служебных прав в жизненные блага.
Не надо ничего перезакреплять - так мы только запутаемся. Гораздо лучше называть вещи своими именами.
Не кажется ли Вам, что конструкция "право на благо" разводка чистой воды?
Или вы считаете, что деньги - это разводка???
Я предлагаю блага, которых не хватает, и считать правами.
Деньги - это право купить. Чем больше денег, тем больше прав. Никакого равноправия.
Но их надо зарабатывать то есть делать что-то взамен. При нормальной конкуренции обмен вполне эквивалентен.
Кстати, я на основе нашего диалога сделал отдельный пост: https://repin.livejournal.com/79291.html?view=1413051#t1413051
А ещё наш диалог обсуждают здесь: http://newsland.com/community/88/content/psevdoprava-v-kotorykh-my-ravny/6398465
В смысле, вы не правы. За простые бумажки тоже можно получить деньги. :)
Не участвовать там самому, а публиковать мои ответы отдельно от меня. Я адресовал их лично вам, а не для публикации.
А то что вы называете благом - сильно напоминает зайца из анекдота, который объясняет, что кайф - когда промажешь, а не когда попадешь... То есть благо от денег - когда отдаешь, а не когда получаешь.
Комментарий – http://maxpark.com/community/4109/content/6360073
.