Булгария - забытая история

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК “ЗАПРЕТИЛИ” НАРОД

Речь пойдёт об одном из крупнейших народов Евразии – булгарах (волжских татарах). От Волги и Камы до Дуная простиралась в VII веке Великая Болгария. После ее падения дунайские болгары потеряли древнеболгарский язык (тюркский) и заговорили на славянском – современном болгарском языке. На Волге и Урале они сохранили язык, но потеряли свое название.

Никто сейчас и не подозревает, что до 1917 г. “татарами” назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и-Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России – татары литовские, крымские, кавказские… Также татарами звали “служилых татар” - ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного составляли значительную часть дворянского сословия. А на Волге, как следует из статьи “Россия” Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, жили волжские булгары.

Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем. Но после смерти Сардара Ваисова, которому большевики доверяли всецело, "татаристам" удалось убедить наркома по делам национальностей И.В. Сталина, что Ваисовское движение таит в себе угрозу для целостности РСФСР. В результате в 1923 году имя "булгары" было запрещено, лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями "татарин/татарка".

НЕТ НАРОДА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ…

Вне контекста булгарской истории ничего обидного в слове "татарин" нет. Такой же этноним, как тысячи других: уйгуры, китайцы, турки и т.д. Но для булгар оно чужое, потому что так назывались те, кто утопил в крови Булгарию, разрушил её столицу Биляр и самый древний город нашего народа – Булгар.

Итак, булгарскому народу было дано чужое имя. И за каких-то семьдесят лет народ стал исчезать! По статистическим данным за этот период: татары в численном отношении с четвёртого места по стране скатились на седьмое. Статистика переписей за 1979 и 1989 годы вообще не фиксирует даже количественного прироста – как было около семи миллионов, так и осталось. Хотя при существовавших тогда в СССР темпах рождаемости прирост населения должен был бы составить около двух миллионов человек. Куда делись дети, которые родились за это время в “татарских” семьях? Они “ушли” в другие народы, по той же самой причине – не хотели быть потомками завоевателей и разрушителей.

                                                                              

А ведь ещё в 1903 г. выдающийся писатель Гаяз Исхаки написал первую в булгарской литературе фантастическую повесть – "Ике йоз елдансонг инкыраз" ("Смерть через двести лет"). В этой книге предсказывается, что страшная болезнь "татаризм", которой булгарский народ заразился во второй половине XIX века, приведёт его к полному исчезновению через двести лет. Тогда Гаяз Исхаки чутко уловил тенденцию, правда, ошибся в сроках. Мы видим, что процесс пошёл гораздо быстрее и может завершиться гибелью народа раньше, чем через двести лет. Нет, люди никуда не денутся, просто будут называть себя русскими. От этих полутатар-полурусских не станет сильнее и русский народ. Никто не становится сильнее от включения слабой крови.

Только через возвращение имени мы вернем сокрытые от нас пласты культуры. Возвращение родной древней культуры усилит крупнейший после русских евразийский этнос, коренное население Волги, Камы и Урала.                            

Справка 1. Этнические корни Волжского этноса, племена и народы.

ФИННО-УГРЫ: мари, бесермян (бишэрмен), удмурты, мордва  мокша и др.

ТЮРКИ: асы (ясы, аланы), сённы (сюнны-хён-хун-гунны), суары, болгары, буртасы (бортасы), биары (билеры-бигеры-биляры), ыскилы (скыды-скиф), берсулы, кыпчаки, нохраты, тэмтеде, кошаны, сарматы, челматы, сабакуле, хазары, мишеры (мещеры-мажгары-мадьяры), нугаи (ногаи), иштэки (остяки), башкиры (башкырды), тюрки (торки, узы), казанлы (кашан-кошан-кушан), ийирки, суасламари (чуваши) и др.

ЛОЖНОЕ ИМЯ – ЛОЖНЫЙ ЭТНОС?

Нам не раз случалось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда незнакомые люди никак не могли определить, кто мы по национальности. А услышав: "татарин", – приходили в изумление. В представлении многих татарин – это узкоглазый скуластый кочевник с монгольскими чертами лица. А глядя на нас, те, кто спрашивает, видят перед собой совсем других людей явно неазиатского вида.

Большинство из нас привыкло жить под чужим именем. Хотя внутреннее ощущение неправильности остаётся. Именно это ощущение несоответствия нашей внутренней сути тому образу, который связан с именем "татары", у людей слабых приводит к появлению комплекса неполноценности, всяческому сокрытию своего "татарского" происхождения вплоть до изменения имени (была Зухра Флюровна, а стала Зинаида Юрьевна). Люди сильные молча замыкаются в себе, хотя понимают, что нужно что-то менять. Существует и третья группа – те, кто из чувства неполноценности выпячивает свою татарскость, гордится тем, что "мы, потомки Чингисхана, триста лет держали Русь под сапогом. Пусть мы сейчас маленькие и обиженные теми же русскими, но когда-то были "крутыми" и с русских брали дань".

До сих пор ложное имя заставляло переделывать историю, чтобы объяснить, как булгары превратились в татар. Якобы был какой-то чистый, без примесей, народ булгары, затем пришли не менее беспримесные кыпчаки, то бишь половцы. Сложились, а в сумме получились татары. Страшная нелепость, которая спокойно проглатывается людьми.

И кыпчаки-половцы, и татаро-монголы, и другие тюрки вливались в нашу кровь в разные времена, но основа оставалась одной и той же – булгарской. Изначально булгарский народ на своей исторической земле, в Поволжье и на Урале, складывался из разных племён – и живших здесь, и приходивших извне. Но сохранялась некая самобытная уральская доминанта, дух, который и формировал народ, заставляя его отличаться от других. Кто бы ни вливался в наш народ – кочевые тюрки, оседлые финно-угры, – они воспринимали этот дух, нашу культуру, и становились частью булгарского народа.

Кряшены, мишары начинали ощущать себя не отдельными племенами, а частью большого народа.

Не последнюю роль в борьбе сил внутри булгарского этноса играет вопрос о самоназвании – "татары" или "булгары".

Если "татары", значит, основа национального характера кочевая (от пришедших в 13 веке татаро-монгол) – Великая Степь. Следовательно, рекомендации А.Г. Дугина обоснованы с точки зрения устойчивости Русского государства. Однако, если принять название "булгары", все резко меняется. Государство булгар еще до Киевской Руси объединяло в себе традицию Леса (раскопки на Урале показывают тысячелетия выплавки металлов и земледелия) и динамику Степи (постоянная подпитка от волн кочевников из Центральной Азии через степную горловину между Каспием и Уральскими лесами). Не менее важен и тот факт, что волжско-уральский этнос существовал без насильственной унификации составных частей. Это означает, что булгары в пору своего расцвета (в 7 веке) не были нацией в европейском смысле, а были большим сообществом финно-угорских и тюркских народов.

Когда Великая Болгария пала под ударами Хазарского каганата, меньшая, но более активная часть булгар ушла в Среднее Поволжье. Булгары стали очередным правящим племенем этого региона, как до них аланы, сюнны, биары, но в культурном смысле достаточно быстро растворились среди других оседлых тюркоязычных племен Поволжья и Урала. Современные булгары – прежде всего, татары и башкиры – преемственны в культурно-психологических своих характеристиках коренному оседлому населению региона.

Характерно, что резкое ослабление контроля Волжской Булгарии над финно-угорскими землями Северного Урала и Западной Сибирью и неспособность бороться с быстро крепнущим Московским государством совпадает с большим притоком северо-кавказского и причерноморского чисто кочевого тюркского элемента, отказом от старой волжско-уральской традиции терпимости к религиозным, культурным и языковым отличиям народов и с попытками ускоренной исламизации.

                                                       

НЕМНОГО ИСТОРИИ

У нас часть истории "вырвана", мы не знаем имён великих предков, а познания родной истории часто ограничиваются подвигом царицы Сююмбике. Для многих наших людей история булгарского народа начинается со взятия Казани в 1552 году. А что было раньше?

Согласно своду булгарских летописей "Джагфар тарихы", русские и булгары являются потомками волго-уральских арийцев – "сакланов" по-булгарски. Эти сакланы более 15 тысяч лет назад сильно смешались с финно-уграми, пришедшими в Волго-Урал из глубин Азии. После этого одна часть сакланов сохранила свой язык и название "сакланы" (склавины/саклабы/славяне), а другая часть восприняла от отюреченных угров тюркский язык и стала называться булгарами. Булгарская знать создает общее для славян, булгар и финно-угров государство Идель – "Семь" (иде) Племен (эль)", которое в 7 веке получает название Великой Булгарии (Болгарии).

Древнейшей верой булгар до принятия ислама было тенгрианство (торе), а любимым объектом поклонения – Биргюн (Буран/Перун). Биргюн – первый дух, созданный во Вселенной Тенгри-Богом, считался покровителем охотников и воинов, почему ему приносились особо богатые жертвы.            

                                                     

БУЛГАРИЯ И БУЛГАРЫ

 

Большая часть всех нас, в том числе те, кто прекрасно понимает необходимость возвращения имени, подсознательно ждёт того часа, когда Казань или Москва объявят: "завтра начинается обмен паспортов с изменением для всех желающих национальности "татары" на "булгары". А до тех пор якобы нужно увеличивать число сторонников, убеждать людей, с тем, чтобы когда-нибудь нас стало так много, что власть решила бы пойти нам навстречу. Этого никогда не будет.    Европейские историки и географы второй половины XVI и ХУП вв. настойчиво продолжают сохранять имя Булгарии на Волге. Особенно в этом отношении характерно сочинение Франческо Тьеполо 70-х годов XVI века "0 делах Московии", где на многих страницах говорится о провинция Булгария, расположенной между Московией и областью Кассан (Казан) на Волге. Область под этим же названием и город Булгар (Bulgar или Bolgar) отмечены на картах 1570, 1592, 1595, 1598 и 1600 гг. Страна " Bulgar " выделена по берегам Волги на карте Герар-да Меркатора 1595 года, на карте 1630 года, на карте 1635 года (Bolgar Regnum), на картах Исаака Масса 1636, 1640 и 1662 гг.

Эти названия сохраняются даже на картах рубежа ХYII-Х?III вв. Так, на картах 1687 и 1705 гг. Николаса Витзена, лично побывав-шего в Казани и Казанском крае в 1665 году, отмечена страна " Bolgar "; на карте Марко Коронелли, составленной в 1680 году, указаны как страна " Bolgarlend", так и город " Bulgar "; на карте Хри-стофора Вейгеля, составленной в Нюренберге в 1698 году, отмечены страна " Bolgaria Regnum " и город " Bulgar Bel Ojer", т.е. Булгар-Биляр.
В ХVIII-Х1Х вв. в условиях формирования единой народности, а затем и нации татар Среднего Поволжья и Приуралья усиливаются воспоминания о булгарах, городе Булгаре и стране Булгарии. В первую очередь, это проявляется в том, что большинство татарского населения свои родословные возводит к булгарам, известный татарский просветитель-демократ Альфред Хасанович Халиков писал в конце XIX века: "Из книг, написанных 100-150 лет назад, видно, что жители тех времён любили называть себя булгарами и из поколения в поколение не забывали об этом". Действительно, во многих родословных списках (шаджара) татарских семей XVIII века их предки выводятся к булгарам.

Таковы, например, шаджара булгарского рода барадж; шаджара рода Тамта-Хатай, где прямо говорится, что их "происхождение из города Булгара"; шаджара Ишмана - выходцев из Булгара и др. К.Насыри приводят сведения, очевидно, основанные на генеалогических легендах, что многие сёла правобережной волжской стороны были заложены выходцами из Булгара: Атали (Азилей), куда в прошлом "Хаджи-Али пришел из Булгар"; также Мамадыш, основанный Джамедом, прибывшим "из Булгарского государства" (Биляра); Муллаиле (Молвиио), заложенное Муллаголом, "переселившимся сюда из Булгар"; Бурнаши и Бурундуки, основанные жителями Булгара, в том числе булгарином Арсяаном и др. Да и сам Альфред Хасанович Халиков с гордостью подчёркивает, что он "из Ширдан-Булгарии,".
Показательно, что распространение среди массы рядового населения идеи о булгарской основе народа пытались использовать в своих проповедях и некоторые муллы.

Так, около середины XVIII века мулла Мурат выступал с мусульманскими проповедями, где призывал: "возобновить Булгар время поспевает".