Полундра! Боевые корабли русских идут за "Нордом" к Бердянску

На модерации Отложенный


У входа в крупнейший порт Украины на Азовском море Москва анонсировала учебные стрельбы

Обосновавшийся в Херсоне так называемый «официальный предстатель президента Украины в Автономной республике Крым» Борис Бабин в интервью BBC News Украина сообщил, что Москва до 23 мая закрыла для судоходства обширный участок акватории Азовского моря. Названа и причина ограничений — проведение боевых стрельб российскими кораблями.

Бабин полон тревоги: «Это не какой-то район, прилегающий к оккупированной территории Украины. Речь идет о той части моря, что ближе к украинскому берегу. Это довольно большая площадь, и это реально усложнило торговое судоходство и рыболовство для Украины».

Ранее украинские СМИ сообщали, что еще 18 мая Киевом по каналам международной автоматизированной системы оповещения NAVAREA действительно получено соответствующее уведомление. В соответствии с этим документом, с 5.00 21 мая до 17.00 23 мая ни одно гражданское судно любой национальной принадлежности не должно заходить в район, который на карте можно обозначить огромным прямоугольником площадью порядка 2000 квадратных километров. Что составляет примерно 1/18 часть общей площади Азовского моря.

Украинские власти тут же вычислили, что находится это место приблизительно на траверзе порта Бердянск, но за пределами 12-мильной границы территориальных вод Украины. Так что формально никто ничего не нарушает. Но СМИ в Киеве немедленно взорвались драматическими заголовками типа «Россия со стрельбой забирает у Украины Азовское море» и «Угроза все ближе: Россия замахнулась на Азовское море».

Примечательно, что в самой Москве о предстоящих учениях в тех краях до сих пор официально не прозвучало ни слова. Но что и почему на самом деле происходит — на мой взгляд, понятно.

Возможны, очевидно, лишь два варианта развития событий. Первый: район действительно закроют почти на трое суток, но никаких стрельб там не случится. Проблемы у бердянских рыбаков и экипажей судов, стоящих в том же порту или собирающихся в него зайти, возникнут точно. Хотя и ненадолго. Однако некоторые материальные и политические потери для Украины неизбежны.

Но подобные потери это — тьфу. Главное, Киеву будет послан некий важный политический сигнал. Исходя из того, что именно в Бердянске по сей день стоит у причала незаконно арестованное украинскими пограничниками в конце марта российское рыболовное судно «Норд», а его экипаж в составе восьми человек до сего дня не выпускают в Россию, догадаться о смысле этого московского послания легко. И Киев, кажется, тут же начал догадываться.

Во всяком случае, точнехонько на другой день после получения уведомления из российской столицы по каналам NAVAREA, то есть 19 мая, рыбакам с «Норда» в Херсоне местный суд после почти двухмесячных проволочек неожиданно вернул российские паспорта. Ранее отобранные у них при аресте. Теперь выяснилось: видите ли, здешние пограничники в суде не сумели доказать, что попавшие в политический переплет жители Керчи на самом деле являются гражданами Украины. И поэтому покидать ее территорию будто бы могут только по паспортам с «тризубами», которых у них нет.

Впрочем, билеты домой истосковавшимся рыбакам пока все равно отчего-то Украина брать не разрешает. И «Норд» не торопится возвращать в Керчь. Не исключаю, что именно для ускорения мыслительного процесса Киева район близ Бердянска сейчас и закрыли.

Хотя, конечно, нельзя исключать и второго варианта — стрельбы российских кораблей все же на самом деле будут. Кто в этом случае станет палить? Зачем и из чего? Каков, вероятнее всего, окажется тактический фон и легенда учений?

Прежде всего, отметим, что ничего подобного в Азовском море Россия не организовывала никогда. По крайней мере — с 1991 года. Кораблям Черноморского флота делать в этих водах было, в общем-то, нечего. Им хватало и хватает собственных полигонов в Черном море.

Несущие здесь в последние годы службу наши пограничные сторожевые корабли (ПСКР) и катера тоже особенно в Азове не резвились. Потому что, как правило, относятся они к ближайшей от этих вод 21-й бригаде ПСКР Береговой охраны Федеральной пограничной службы России. Место дислокации бригады в Новороссийске. Где-то рядом и полигоны для ее учебных стрельб. Поэтому прежде артиллерийскими залпами азовских бычков, тарань и тюльку никто не тревожил. Зачем?

Теперь, значит, отчего-то все круто переменилось. И первые на Азове морские маневры Москвой, по крайней мере, анонсированы. Какие силы в них могут участвовать?

Точно не Черноморский флот, потому что ни одного его корабля по эту сторону Керченского пролива сегодня нет, им Сирии по горло хватает. Зато обратим внимание, что с 7 мая Федеральная служба безопасности в Азовском море ввела режим КТО — контртеррористической операции. Совершенно точно, что под потенциальными террористами, которых следует опасаться, теперь подразумеваются только и исключительно украинские военные. Других тут нет и быть не может. По обоюдному соглашению, подписанному еще в 2003 году, Азов — внутреннее море России и Украины.

Без сомнения режим КТО введен, главным образом, в целях безопасности только что введенного в строй Крымского моста. Но не только. История с «Нордом» тоже грозит повторениями.

Чтобы этого избежать в Азово-Черноморском территориальном управлении Росрыболовства с участием необходимых силовых структур создали оперативный штаб.
Всех, кто в наши дни выходит в Азовское море, штаб на днях официальным письмом предупредил: в случае внезапных осложнений с украинской стороной экипажам в радиосети УКВ следует немедленно подавать сигнал № 16 с позывным «Вельбот». И помощь придет. С воздуха или с моря.

Чтобы такие меры не показались Киеву пустым сотрясанием воздуха, в Азовское море введены дополнительные силы Береговой охраны. Российская сторона их численность особенно не афиширует. Но украинские пограничники сообщают, что наблюдают вблизи своего побережья, по крайней мере, четыре наших боевых корабля и пограничных катера.

Известно имя лишь одного из них — достаточно современный и быстроходный ПСКР «Крым» (проект 10410 «Светлячок»). Один из самых мощных наших пограничных кораблей в Азовском и Черном морях.

Выходит, этой четверке и предстоит стрелять по учебным мишеням возле Бердянска. Но что именно российские экипажи станут отрабатывать? Тут, как представляется, не все так просто.

Для понимания следует обязательно учесть необычно огромную для такого мероприятия площадь закрываемого района. Ведь ни на «Крыме», ни на других наших погранцах нет ракет «Калибр». Нет вообще никаких ракет, за исключением применяемых с плеча в целях самообороны ПЗРК типа «Игла». Самое грозное и дальнобойное оружие «Крыма» (катера нечего принимать и в расчет) - шестиствольная автоматическая артустановка АК-630М. У нее выдающаяся скорострельность — до 3000 выстрелов в минуту. Но максимальная дальность стрельбы невелика — всего 4000 метров. А район, напомню, закрывается общей площадью 2000 квадратных километров. Это прямоугольник со сторонами, к примеру, 20 на 100 километров. Или 40 на 50. Зачем столько?

А, предположим, затем, что наши пограничники, вероятно, будут возле Бердянска отрабатывать не просто освобождение с применением артиллерии захватываемого кем-то российского судна. Они будут отрабатывать здесь элементы ведения морского боя.

Почему, возможно, возникла такая необходимость? Потому что не далее, как 5 мая нынешнего года бывший первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Украины адмирал Игорь Кабаненко заявил о необходимости его стране готовиться к проводке своих судов в Азовском море и в Керченском проливе с помощью морских конвоев.

В России Кабаненко тут же подняли на смех. Дескать, кого вы, адмирал, будете ставить в охранение тех конвоев? И долго ли ваше охранение продержится под огнем российских бомбардировщиков, штурмовиков и кораблей Черноморского флота?

Все так. Но не надо оглуплять противников. Это просто опасно. Возможен ведь и такой вариант: навстречу нашим пограничным кораблям в Азовском море (а другими там на сегодня РФ не располагает) Киев направит свои. А именно — катера типа «Гриф» и «Калкан» 23-го Мариупольского отряда морской охраны Украины.

Да, их крупнокалиберные 12,7-мм пулеметы «Утес» совершенно не впечатляют на фоне бьющих в темпе швейной машинки артустановок АК-630М наших ПСКР типа «Светлячок». Однако Украина способна по железной дороге быстро перебросить в Азовское море свои новые речные бронекатера типа «Гюрза» (проект 58150). Все шесть, находящихся сейчас в Одессе, или часть из них.

Автоматическая 30-мм пушка 2А42 «Гюрзы», ее противотанковый ракетный комплекс «Фагот» в башне от БМП-2 по огневому воздействию вполне сопоставимы с боевыми возможностями того же «Крыма». Вот только так и могут на сегодня выглядеть украинские морские конвои, предложенные адмиралом Кабаненко. Даже если Киев когда-нибудь и получит от США их еще более мощные старые патрульные корабли типа «Island» (а Кабаненко с надеждой в этом контексте помянул и их), то в Азовском море они точно не появятся. Контролируемый Россией Керченский пролив для «Island» непреодолим. А для транспортировки на железнодорожных платформах заокеанские «подарки» совершенно не приспособлены.

Стало быть — максимум «Гюрза». В Черном море таким делать действительного нечего, поскольку уже более чем при 2-бальных волнах применять оружие украинских бронекатеров становится невозможным. А дальность их боевого патрулирования, по оценкам западных экспертов, не превышает 12 миль (при табличной 700-мильной дальности плавания). Что диктуется низкой скоростью бронекатеров и ограничениями припасов для их экипажей.

Между тем, Азовское море все же поспокойней и поменьше Черного в размерах. Так что если и можно Киеву добиться от своих «змей» хоть какого-то проку, то разве что у Бердянска и Мариуполя. Вот там-то украинские бронекатера, не исключаю, и попытаются противопоставить российским ПСКР. При этом необязательно произойдет боестолкновение. Но свою группировку в тех водах нам на всякий случай придется резко наращивать. И тратить немалые ресурсы. Отвлекая их, к примеру, от Сирии.

С осознанием возможности таких невеселых перспектив наши моряки-пограничники впервые в истории и разыгрывают, вероятно, между собой учебный морской бой в Азовском море. А там — как пойдет. Вдруг и 2000 квадратных километров окажется слишком мало? Тогда, наверное, в другой раз закроем для плавания район еще большего размера.

А рыбаки Украины — вы уж нас извините. Ваши власти сами вынудили. К ним и вопросы. Пусть «повертають швидше» в Керчь «Норд», а не будят лихо с автоматическими пушками.