Основатель первой тюремной больницы в России причислен к лику святых

Его беатификаация длилась около 20 лет, сообщает Deutsche Welle. О завершении «епархиальной стадии процесса причисления к лику блаженных великого подвижника милосердия доктора Фёдора Петровича Гааза» сообщил католический Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци. Церемония закрытия епархиальной стадии беатификаации состоялась 6 мая, в кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой девы Марии в Москве.
Федор Петрович (Фридрих Йозеф) Гааз – российский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор». Родился 10 (24) августа 1780 года в семье аптекаря в немецком городке Бад-Мюнстерайфель. Посещал курсы философии и математики в Йенском университете. Окончил курс медицинских наук в Венском университете.
В Россию Гааз приехал в 1806 году по приглашению князя Репина, которого он успешно вылечил в Вене. Доктор был назначен главным врачом Павловской больницы. В свободное время он лечил бедных в богадельнях и приютах – за это его наградили Владимирским крестом 4-ой степени.
Его исследование минеральных вод поспособствовало созданию курортных центров на Кавказе. Во время Отечественной войны 1812 года Гааз был военным хирургом в российской армии.
С 1829 года доктор становится главным врачом московских тюрем, которые он всеми силами старается сделать более гуманными для осужденных. Именно благодаря Гаазу в России в 1832 году была открыта первая тюремная больница. Еще через 4 года ему удается открыть школу для детей арестантов. Благодаря Гаазу в России отменили железный прут, к которому приковывали 12 ссыльных во время этапирования, и ввели облегченные кандалы.
За время своей работы доктор истратил все свое состояние на нужды малоимущих и нуждающихся. В народе он был известен как «святой доктор». Девизом жизни немецкого доктора стали слова “Спешите делать добро” – они выбиты на его надгробном памятнике на Введенском кладбище Москвы.
Неправительственная организация Германо-российский форум ежегодно присуждает премию Фридриха Йозефа Газа. Эта награда вручается общественным деятелям России и Германии за заслуги в развитии двусторонних отношений.
Комментарии
«Вы все говорите о невинно осужденных, Федор Петрович, но таких нет, не бывает. Если уж суд подвергает каре, значит, была на подсудимом вина...
Гааз вскочил и поднял руки к потолку.
— Владыко, что Вы говорите?! Вы о Христе забыли.
Вокруг тяжелое, испуганное молчание. Гааз осекся, сел и опустил голову на руки.
Митр. Филарет глядел на него, прищурив и без того узкие глаза, потом склонил голову на несколько секунд.
— Нет, Федор Петрович, не так. Я не забыл Христа... Но, когда я сейчас произнес поспешные слова... то Христос обо мне забыл.»
http://www.blagobor.by/article/person/haas-2
Любил доктор Гааз не только людей, но и животных, и с особенной нежностью относился к лошадям, выполнявшим тяжелый труд. Он покупал их на специальном рынке, где продавали уже непригодных, «разбитых» лошадей как «конину» и тихонько ездил на них, а когда они по болезни и старости отказывали окончательно, отпускал их свободно доживать свой век, а сам вновь покупал таких же изношенных, спасая их от ножа и бойни. Часто проголодавшись в дороге, Гааз выходил из своей старомодной коляски и покупал четыре калача — один для себя, другой для кучера и по калачу для каждой лошади. Всю же имевшуюся у него провизию, как и подарки, он всегда отдавал заключенным.
http://www.blagobor.by/article/person/haas-2
Доктор на собственные средства организовал первую в Москве больницу для бесприютных. Сюда привозили подобранных на улицах пострадавших: сбитых экипажами, замерзших, людей, потерявших сознание от голода, беспризорных детей. Прежде всего, поступивших обогревали, кормили и, насколько возможно, ободряли и утешали. Доктор сам, знакомясь с каждым, участливо выяснял все обстоятельства их бедственного положения. Назначалось лечение, а после выписки большинству оказывали дальнейшую помощь: иногородних снабжали деньгами на проезд до дома, одиноких и престарелых помещали в богадельни, детей-сирот старались пристроить в семьи обеспеченных людей.
Персонал больницы подбирался тщательно. Равнодушных к делу и недобросовестных не держали.
http://www.blagobor.by/article/person/haas
Он был немцем, но большую часть жизни прожил в сердце России; он оставался убежденным католиком в среде убежденных православных. Его чтили самые знатные, самые богатые и самые просвещенные москвичи; с ним приятельствовали сановники, литераторы, светские дамы, ученые… Но он прежде всего спешил к своим больным; он посвящал все свои душевные силы, мысли, время и заработки беднейшим из бедных, бесправным, униженным, обездоленным людям. И для них он был любящим братом в подлинном смысле этого слова; он не только призывал других жалеть и помогать, но прежде всего сам помогал, сострадая, он действовал: лечил, утешал, защищал от болезни и от сурового начальства…
Повторить его подвиг дано лишь немногим. Но каждый человек может воспринять дух деятельного милосердия, олицетворенный в докторе Гаазе, и в меру своих сил и способностей следовать его призыву:
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!
http://www.hamburg-hram.de/letopis/doktor-gaaz-speshite-delat-dobro/657.html