Игра на повышение

Фото: GPO

Воздушный налет на три объекта в Сирии, осуществленный 29 апреля примерно в 22:30 и завершившийся впечатляющим фейерверком, а также выступление Биньямина Нетаниягу, в котором он предал гласности факт похищения агентами "Мосада" "ядерного архива" Ирана, оставили иранскую тему на первом месте повестки дня истекшей недели. Причем с огромным отрывом от других животрепещущих проблем. Оба эти события, хоть и не связаны напрямую, но их объединяет общий — иранский — фундамент

 

Давид ШАРП

 

Не секрет, что в свете того что приписывают ЦАХАЛу иностранные СМИ, анонимные источники в Пентагоне, а также официально Иран и российское оборонное ведомство относительно недавнего удара по сирийской авиабазе Т-4, обстановка накалилась до предела. Тегеран в лице ряда высокопоставленных политиков и военных пообещал отомстить Израилю за нанесенный удар и гибель, как минимум, семи КСИРовцев. Но не успели иранцы что-либо предпринять, как неизвестные ВВС нанесли по ним новый удар, причем сразу по трем целям: одной на севере Сирии, вблизи аэропорта Алеппо, и двум в окрестностях города Хамы. Эти два объекта находились довольно близко друг от друга, так что для простоты изложения их можно условно объединить в один.

В отличие от случая с Т-4, когда российское МО сразу после удара заявило, что атаку осуществили израильские истребители из воздушного пространства Ливана, и даже отчиталось о "сбитых" сирийцами пяти ракетах из восьми, на этот раз россияне как воды в рот набрали. Что касается официальных представителей Дамаска, то кроме подтверждения факта, что их базы подверглись ударам "вражеских ракет", в их версиях происшедшего звучала растерянность: о поражении ракет никто не сообщал, а насчет того, кто и откуда атаковал, царила неизвестность. В число потенциальных обвиняемых, помимо Израиля, вошли США с Великобританией.

Результаты атаки в известной мере поражают. Многие взрывы оказалась заснятыми на видео местными жителями, и ролики быстро появились в интернете. Один взрыв был невероятно мощным, и с первого взгляда стало ясно, что рвануло единовременно огромное количество боеприпасов. Позднее появились данные из сейсмических лабораторий о том, что из-за взрыва имело место землетрясение мощностью 2.6 балла по шкале Рихтера! Если под Хамой удару подверглось расположение 47-й бригады сирийской армии, то в районе аэропорта Алеппо целью номинально были гражданские склады. Сразу после инцидента проправительственные и оппозиционные источники в Сирии заговорили о том, что все атакованные объекты имеют прямое отношение к Ирану и шиитским наемникам, — в частности, из Пакистана. Если в Алеппо, судя по большинству сообщений, убитых не было, а разнесло одни лишь склады, то относительно 47-й бригады разные источники озвучивали цифры до 20 убитых и десятки раненых, среди которых значительная часть иранцы. Правда, опять таки в отличие от случая с Т-4, официальный Тегеран не стал подтверждать потери.

Уже 30 апреля Пентагон опроверг слухи о том, что удар наносили американские вооруженные силы, а 1 мая сразу три официальных военных источника в США заявили в интервью телекомпании NBC, что за атакой стоит Израиль и осуществлена она истребителями F-15. В этом же сообщении говорилось, что среди уничтоженных боеприпасов были некие ракеты "воздух-земля", недавно доставленные из Ирана в Сирию. Несколько ранее, также возлагая ответственность на Израиль, американская "Нью-Йорк таймс" писала, что речь шла об уничтожении примерно 200 тяжелых ракет "земля-земля" большого радиуса. Таковые вполне могли бы быть использованы Ираном для той самой готовящейся им мести. Со ссылкой на источники в Пентагоне NBC сообщила, что в последние недели перевозка грузов воздушным путем из Ирана в Сирию активизировалась, а масштабы иранской помощи "Хизбаллы" увеличились.

Очень быстро в Сети появились снимки из космоса пораженных объектов возле Хамы, а также видеорепортажи с мест, подтвердившие масштабы разрушения. На базе 47-й бригады разрушенными оказались не менее 13 складских зданий в четырех разных локациях, одна из которых находится на значительном отдалении от других. Важно подчеркнуть, что мощь и яркость взрывов объясняется отнюдь не особенно тяжелыми боеприпасами, которые применили атакующие, а именно так называемыми вторичными взрывами на пораженных складах. Судя по репортажу с места событий, найденные ошметки бомб позволяют сделать довольно твердый вывод о том, что атакующая сторона применила бомбы GBU-39 (SDB) весом 250 фунтов американского производства.

Этот малокалиберный по меркам ВВС боеприпас, в частности, состоит на вооружении армий США и Израиля. Особенность бомбы в том, что один истребитель может нести довольно значительное их количество и атаковать при их помощи немалое число целей одновременно. Не имея двигателя, но имея крылья, сброшенная с большой высоты такая бомба планирует на огромное расстояние.

Согласно данным производителя, в зависимости от высоты и скорости носителя, оно может достигать 110 км.

https : //facebook .com/ Encyclopédie.de.Syrienne.militaire/

Если исходить из сказанного американскими и другими источниками, будто за атакой стоит Израиль, то какие могут быть причины этого по-настоящему массированного налета (кстати, объекты в Хаме находятся вблизи расположения систем ПВО российской армии)? Во-первых, в самом деле, могла быть получена информация о том, что иранцы накапливают боеприпасы для мести, и решено нанести превентивный удар. Второй вариант — это накопление боеприпасов для "Хизбаллы". 200 упоминавшихся в "Нью-Йорк таймс" крупнокалиберных ракет – это, безусловно, значимая цель в данном контексте. Однако, какие бы ни были конкретные причины, если, как сообщают иностранные источники, за ударом стоит ЦАХАЛ, это говорит об одном: в и так резко обострившейся обстановке, когда армия в готовности ожидает ответа Тегерана, Израиль не играет на понижение, а как раз наоборот. И это полностью соответствует публичным заявлениям, в том числе Биньямина Нетаниягу и Авигдора Либермана, последних дней о том, что, какой бы ни было ценой, но Израиль не даст Ирану закрепиться в Сирии.

В предыдущих статьях, посвященных данному вопросу, я уже писал, что при выборе способа реагирования перед Тегераном стоят очень серьезные проблемы, в том числе невоенного характера. Например, 6 мая должны состояться парламентские выборы в Ливане, где, как надеются в Иране, "Хизбалле" и ее союзникам будет способствовать успех. Вторая дата, еще более важная – 12 мая, когда Дональд Трамп должен объявить о своем решении относительно ядерной сделки. Вполне логично, что режим аятолл хочет дождаться этого события, дабы, фигурально выражаясь, понять, на каком свете находится.

* * *

И в этом контексте, конечно же, нельзя обойти стороной несколько иную плоскость противостояния Израиля и Ирана. Похищение "ядерного архива" Ирана – событие, важность которого невозможно переоценить. Во-первых, судя по всему, речь идет об одной из самых значимых и поразительных операций "Мосада" за многие годы. Ну а во-вторых, это, конечно же, важность полученных сведений. И здесь никого не должно смущать, что сведения из архива не касаются последних лет. Так, благодаря полученным десяткам тысяч страниц и файлов можно понять множество технических подробностей работы иранских специалистов, выяснить роль и местонахождение разных компаний и организаций, будь то иранские или иностранные, которые принимали и принимают участие в проекте. Как говорится, явки, адреса, пароли. Такого рода знания позволяют, например, установить наблюдение за некими лицами, объектами или организациями. Некоторых из фигурантов можно, скажем так, наказать, кого-то подвергнуть санкциям, а кого-то, возможно, и попытаться завербовать. Это лишь часть примеров того, какую пользу может принести владение столь обширной и ценной информацией.

Для хранения своего архива иранцы выбрали весьма специфическую стратегию – спрятать его в тихом незаметном месте. Ход мыслей принимавших решение был, по всей видимости, такой: если объект будет сильно охраняем, это привлечет повышенное внимание разведок, и, возможно, последует требование МАГАТЭ допустить туда своих инспекторов. Другое дело — какая-то "дыра", о существовании которой никто не догадается. В соответствии с этой стратегией и был выбран полузаброшенный с виду гараж в одной из индустриальных зон Тегерана. Минус подобного метода в том, что если разведка противника все-таки обнаруживает такой объект, то… ее задача становится значительно легче – ведь, как уже говорилась выше, такая дыра не может иметь очень серьезной охраны. По крайней мере такой, которая привлекает внимание. Важно отметить, что, судя по израильским официальным источникам, о пропаже архива иранцам стало известно практически сразу. Так что если все причастные к операции находятся в безопасности, то в огласке случившегося израильским премьером не должно быть серьезной проблемы. Думаю, иранцы прекрасно поняли, что архив похитила отнюдь не разведка Лихтенштейна, чьи ВВС в последние годы неоднократно, естественно в шутку, "обвинялись" в анонимных бомбардировках в Сирии. Более того, определенный положительный эффект от проведенного Нетаниягу "представления" именно в такой форме налицо. Происшедшее гораздо лучше напомнило и израильтянам, и миру об иранской ядерной угрозе, чем дежурные заявления. Несмотря на то, что, как поспешили заметить европейские сторонники ядерной сделки, в похищенных материалах прошлых лет нет и не может быть доказательств нарушений Ираном договора, подписанного летом 2015 года.

"Новости недели"