ЕСТЬ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ?
На модерации
Отложенный
Представителями учения о Божьем предопределении были прежде всего Авгу-стин и Кальвин. Это учение учит о Божьем предопределении, что люди предназ-начены либо к вере, либо к неверию, к спасению или к погибели. Из-за этих двух имеющихся возможностей речь идёт о «двойном предопределении». Посмотрим, что говорится об этом в Библии. В ответах на предыдущие вопросы особо подчёркивалось значение воли чело-века в принятии их решений. При этом могло возникнуть впечатление, будто лишь человек является действующим лицом, тогда как Бог лишь пассивно созерцает. Это, однако, не соответствует свидетельству Библии: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» ( Рим 9.16,18 ). Здесь явно подчёркивается Божье действие. Таким образом, человек находится в независимой, свободно созидающей руке Творца, как глина в руке горшечника: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли соделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?» ( Рим 9.20-21 ). Этим самым становится ясно, что свобода человека принять решение всегда сочетается со свободным избранием Бога. Мысль об избрании особо подтверждается следующими местами Библии: Матф 22.14 «Ибо много званых, а мало избранных». Иоанн 6.64-65 «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Ефес 1.4-5 «Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить Себе чрез Иисуса Христа». Рим 8.29-30 «Ибо, кого Он предузнал, того предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; кого Он предопределил, того и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Деян 13.48 «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Что касается библейского понимания предопределения, то первостепенное значение имеют следующие аспекты: 1. Время. Избрание происходит в какой-то момент в прошлом, задолго до нашего существования: - прежде создания мира ( Ефес 1.4 ) - до зачатия ( Иер 1.5 ) - от начала ( 2 Фесс 2.13 ) 2. Служение. Избрание всегда включает служение Богу. Так Бог, например, изби-рает Соломона для постройки храма ( 1 Пар 28.10 ), колено Левия - на священни-ческое служение ( Втор 18.5 ). Иисус избирает учеников на апостольское служение ( Лука 6.13 , Деян 1.2 ), Павел становится «избранным сосудом» для возвещения имени Господа язычникам ( Деян 9.15 ), а все верующие избраны для принесения плода ( Иоанн 15.16 ). 3.
Отсутствие лицеприятия. Избрание происходит НЕ по человеческим заслугам и меркам. Бог особое внимание уделяет малому: Израиль малочисленнее всех на-родов ( Втор 7.7 ), Моисей был «человек не речистый» ( Исх 4.10 ), а члены хрис- тианских общин, в основном, не принадлежат к выдающимся людям ( 1 Кор 1. 27.28 ). 4. Ко спасению, а не на погибель. Что угодно Богу - наше спасение или погибель? Его намерения ясно выражены в следующих словах: «Как пастух поверяет стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмот-рю овец моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный» ( Иез 34.12 ). Цель своего прихода на эту землю Иисус формулирует следующим образом: «Ибо Сын человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» ( Матф 18.11). В ИИСУСЕ БОГ САМ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ПОИСКИ ГРЕШНИКОВ, ЧТОБЫ СПАСТИ ИХ ДЛЯ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ. Божье желание спасения направлено ко всему человечеству: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли признания истины» ( 1 Тим 2.4 ). Об этом желании Бога сви-детельствуется и в 1 Фесс 5.9 : «ПОТОМУ ЧТО БОГ ОПРЕДЕЛИЛ НАС НЕ НА ГНЕВ, НО К ПОЛУЧЕНИЮ СПАСЕНИЯ ЧРЕЗ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА». Становится ясным: между спасением и избранием в Библии есть тесная, нераз-рывная связь; и наоборот, между проклятием и избранием мы такой связи не находим. Значит, БОГ НИКОГО НЕ ИЗБИРАЕТ ДЛЯ ПРОКЛЯТИЯ. Бог ожесточает сердце фараона из-за его языческого упорства, но не потому, что он был предопределён к этому ещё до своего рождения. Библия всё время предупреждает, что бывает «слишком поздно», но о предопределённости к вечной погибели нигде не учит. Казнив Иоанна крестителя, Ирод превзошёл все границы Божьего терпения, поэтому Иисус больше не отвечал на его вопросы ( Лука 23.9 ). Итак, действительно и то. и другое: Бог избирает людей для спасения; человек же поставлен перед ответственностью ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПАСЕНИЕМ. Когда блудный сын решил: «Встану, пойду к отцу моему» ( Лука 15.18 ), его отец побежал ему навстречу ( Лука 15.20 ). Когда мы принимаем спасение по своей свободной воле, тогда сбывается Божье обетование: «Любовью вечною Я возлю-бил тебя и потому простёр к тебе благоволение» ( Иер 31.3 ) и «Я избрал тебя прежде создания мира ( Ефес 1.4 ). Прежде чем мы принимаем Господа в своё сердце, ОН УЖЕ ДАВНО ПРИНЯЛ НАС. Бог ждёт и ценит наше обращение, но оно было бы невозможно без Его милости ( Рим 9.16 ). Только Господу известно, у скольких людей взаимодейству-ют Божье благоволение ( Фил 2.13 ) и свободная воля ( ст.12 ).
Комментарии