Социальная напряженность

На модерации Отложенный

В апреле 1928 года, после того как прошел объединенный пленум ЦК и ЦКК, обострилась социальная напряженность в городах. На селе и так уже шла необъявленная война, но теперь она угрожала перекинутся и на города.
Главную опасность представляли безработные массы, люди не нужные ни НЭПманам, ни своему "социалистическому"  государству. Социалистическому в кавычках, это очень верно. Безработица очень важный признак капиталистической системы.

Уже в 1924 году Иосиф Сталин сказал Герберту Уэллсу так о безработице:
"Допустим, что удастся, сохраняя капиталистический строй, довести безработицу до некоторого минимума. 
Но ведь ни один капиталист никогда и ни за что не согласится на полную ликвидацию безработицы, на уничтожение резервной армии безработных, назначение которой – давить на рынок труда, обеспечивать дешевле оплачиваемые рабочие руки."


Сталин говорил Г. Уэллсу, что капиталисты намеренно сохраняют безработицу ради своей выгоды
Это Сталин говорил в 1934 г, а в 1920-х годах в СССР была большая безработица, которую создавал частный и чиновничьий капитал 
 
Чем дальше, тем болше росла безработица. Вот статистические данные по годам.

                      Период  Количество зарегестрированных безработных
                      1925 -1926 гг.                          931 тыс.
                      1926 -1927 гг                        1, 350 тыс.
                      1927 -1928 гг                        1, 535 тыс.

Эти данные о безработице далеко не окончательные, они не берут  в растет те кто перебивался случайными заработками, работал временно и тех кто искал работу сам
Цифру в 1,535 млн можно умножить в 2 или даже в 3 раза, чтобы получить более достоверную цифру
 
В весне 1928 года ситуация стала накалятся. Вот сводка ГПУ за март 1928 года:
" За последние два месяца в настроении безработных отмечается резкое ухудшение. За отчетный период имели место крупные конфликты на биржах труда по ряду районов (Украина — Киев, Николаев, Житомир; Средняя Азия — Термез, Ташкент, Самарканд, Коканд; Ростов, Новосибирск, Пенза и др.).
В ряде крупных промышленных центров, где имеется скопление значительных кадров строительных рабочих, резкое недовольство проявляли безработные строители и чернорабочие в связи с задержкой строительного сезона (из-за холодов строительные работы еще не развернулись). Строители требуют продления срока выдачи им пособия по социальному страхованию до 9 месяцев. На этой почве имело место крупное выступление безработных строителей в Киеве.

Под влиянием агитации безработного члена горсовета 500 строителей 29 марта организованно, колоннами со знаменем отправились к окрисполкому. Демонстранты предъявили требование выдавать пособие по социальному страхованию, как и остальным безработным в течение 9 месяцев. На собрании строителей были резкие выступления против Советской власти и союзных организаций. 

Резолюция, предложенная представителями Союза, была отклонена безработными. Выступление строителей встретило сочувственное отношение со стороны безработных чернорабочих, металлистов и полиграфистов. Чернорабочие угрожали: 
«Если к 15 апреля не пошлют на работу — последуем примеру строителей». 30 марта в секции чернорабочих обнаружено было воззвание, призывающее безработных к выступлению."
 

На биржах труда обстановка накалялась как и по всей стране, люди элементарно не могли найти работу
 
Далее в сводке говорилось:
"Резкое недовольство безработных строителей выявилось также на Новосибирской бирже труда. 16 марта по инициативе антисоветски настроенного безработного, члена Союза строителей, проведено было собрание безработных, живущих в ночлежном доме. Собрание послало делегацию (20 человек) в Сибкрайисполком для предъявления требования «улучшить быт в ночлежном доме, дать бесплатные обеды и работу безработным».
Резкое недовольство безработных строителей отмечалось и на Харьковской бирже труда.

Ряд крупных конфликтов на биржах труда имел своей причиной существующий на биржах протекционизм при посылке на работу. Так, 400 человек безработных Николаевской биржи труда (Украина) 14 февраля устроили шествие к окрисполкому с требованием «убрать работников биржи Васильева и Быкова». Из толпы раздавались крики: «Если не уберете, то над ними будет самосуд». Безработные выдвинули также требование: «Даешь работу, иначе мы вынуждены будем грабить» (Васильев и Быков сняты с работы и арестованы).
Безработные Пензенской биржи труда, возмущенные злоупотреблениями при посылке на работу, 14 марта произвели на бирже дебош. Беспорядочные крики и ругань безработных перешли в массовое требование «дать работу». 
Под напором толпы были сорваны все перегородки в помещении биржи и поломаны столы.
В ряде случаев безработные, недовольные ненормальностями на бирже труда в отношении посылки на работу, подают заявления в советские и партайные организации с требованием принять решительные меры к устранению недочетов в работе бирж: Пятигорская биржа труда — заявление 500 человек в Союз совторгслужащих; Самаркандская биржа труда; Проскуровская биржа труда (Украина); Бийская, Термезская (Средняя Азия).

В связи с недовольством тяжелым материальным положением на биржах труда имели место серьезные конфликты, сопровождавшиеся угрозами по адресу совработников и администрации бирж (Ростов, Херсон, Вольск, Житомир, Новосибирск).
В г. Вольске Саратовской губ. 12 марта была попытка организовать демонстрацию безработных. Выступления безработных имели также место в Оренбурге (где всего зарегистрировано 8000 безработных).
 21 марта безработные, узнав об отмене назначенного общего собрания, отправились к зданию губкома для выяснения причин отмены собрания. К губкому пришло около 150 человек. 
Недовольство безработных пытались использовать присоединившиеся к толпе рыночные торговцы и отдельные безработные-интеллигенты, которые вели открытую антисоветскую агитацию.
Отмечены случаи избиения безработными отдельных работников бирж труда за отказ в посылке на работу (Одесса, Казань, Минск) и ряд драк с милицией, крайне грубо обращающейся с безработными (Самарканд, Ташкент, Термез — Средняя Азия).
Резко сказываются на настроении безработных случаи самоубийств в их среде (Симферополь, Киев, Москва). 
В Проскурове самоубийство безработного вызвало волнение в толпе безработных (около 500 человек), раздавались выкрики: «Прежде чем кончать с собой, необходимо произвести несколько террористических актов над теми, кто не уделяет достаточного внимания безработным». 
Безработные-демобилизованные, в связи с празднованием 10-й годовщины Красной Армии, настойчиво выдвигали требование предоставления работы. Были случаи посылки делегаций к лицам высшего командования (Белоруссия, Москва).
Антисоветская деятельность среди безработных за последнее время также усилилась. 
По Самаре распространялись две листовки: «Приказ № 2» и «Воззвание», призывающие безработных к упорной борьбе с советским строем и коммунизмом (автор и лица, распространявшие листовки, арестованы). Распространялись также листовки в Москве, Сталинграде, Краснодаре и Николаеве"

 Во многом искру зажгли тогда на Донбассе. В 1927 году стало известно,  что в индустриальном Донбассе существуют "теневые" биржи труда. Все началось в донбасском городе Енакиево.

Газеты писали:
"16 июня 1927 года начальник енакиевской милиции получил сведения, что некая Ульяна Руденко заплатила гр. Макееву 25 рублей за обещание послать ее дочь на работу вне всяких очередей и формальностей.
Произведенные после этого дознание и следствие выявили, что ряд сотрудников биржи труда и бюро личного состава госзавода им. Рыкова за соответствующую "благодарность" устраивали на работу знакомых и незнакомых им людей.


Зав. ночлежным домом безработных (он же зам. зав. биржей труда) Мошкарев, делопроизводитель заводского бюро личсостава Перцев, рабочий завода Губарев и др. лица организовали на квартире Губарева подпольную биржу труда, которая успешно конкурировала с настоящей.
"Биржа" была снабжена регистрационными карточками, бланками посылок на работу, чистыми членскими профсоюзным билетами (но с печатью!) и т. д."
 
Профсоюзный билет, 1924 г.
Ровно такие же с печатями могли готовить подпольные биржи труда, трудоустраивая "своих" клиентов за взятки
 
Далее в газете писалось:
"Регистраторша настоящей биржи труда Михиденко на подпольной бирже труда "служила" секретарем и на своей квартире вела учет и регистрацию завербованных агентами подпольной биржи безработных для "плановой" посылки их на работу.
Все это было штаб-квартирой организованного взяточничества, где каждый "давший" мог получить направление на работу по специальной таксе: члены союзов платили за посылку по 10 рублей, а не члены союзов — 15 рублей.
Почти что классовый тариф! "Классовый подход" объясняется тем, что для не членов союзов помимо бланка посылки на работу надо было еще заготовлять и союзный билет, что, конечно, стояло несколько дороже.

Мошкарев, как зам. зав. биржей труда, имел неограниченный доступ ко всем ее бланкам, штампам и печатям. Регистраторша Михиденко (с благословения Мошкарева) восстанавливала старые, использованные номера биржевой регистрации и давала их "своим" людям: делопроизводитель Перцев, без ведома зав. бюро личного состава, по условным запискам Мошкарева пропускал направляемых им безработных на работу. Подпольный "аппарат" работал четко и бесперебойно. Безработные "поставлялись" специальными агентами-вербовщиками Макеевым, Горбатовым (он же зав. секцией горняков), Гречихиным и Еруслановым.
Плата за "услуги" принималась как деньгами, так и натурой — водкой, пивом, угощением и даже конфектами. Деньги делились между всеми участниками шайки, а натура также коллективно пропивалась и проедалась".
 
Взятки брали и натурой, алкоголем и угощениями
 
В апреле ТАСС и советская пресса сообщили об этих фактах на всю страну. Люди узнали что на работу устраивают за взятки, а сами биржи возглавляются людьми с весьма сомнительным прошлым.

В марте 1928 года выяснилось, что в бирже труда в Ленинграде тоже на работу устраивают за вознаграждение. Прошел судебный процесс над работниками биржи, где главной зведой стал уже экс-заведующий секцией чернорабочих ленинградской биржи труда Завражный.

В прессе приводился судебный отчет:
"Только что закончившийся после недельного разбирательства процесс бывшего заведующего секцией чернорабочих ленинградской биржи труда Завражного вскрыл ряд вопиющих преступлений и ненормальностей по обслуживанию биржей безработных.
Завражный, авантюрист с уголовным прошлым, отбывавший в дореволюционное время наказание за убийство, оказался вершителем судеб 75 тысяч безработных, состоящих на учете секции. 
Пьянства, кутежи, вымогательства с безработных и, наконец, предоставление работы женщинам за взятку "натурой" 
Это был уже не первый процесс, но ситуация накалилась до предела.

19 апреля 1928 г. толпа безработных численностью около двух тысяч разгромила биржу труда в Ленинграде.
 
Биржа труда в Ленинграде, 1927 год
 

В следующем 1928 году безработные потеряв терпение стали громить учреждения
 
В те же дни в прессе сообщалось о том, что и на московской бирже тоже устраивают на работу за взятки. Как следовало из заявления МУУРа в прессе дело было так:
"Следствие вскрыло ряд возмутительных преступлений на бирже. Эти преступления нельзя отнести к категории случайных, единичных. По-видимому, вся система работы на московской бирже такова, что преступный элемент, проникший в аппарат биржи, мог спокойно обделывать свои темные делишки. 
Любопытно, что до последнего момента администрация биржи труда ничего не подозревала о тех безобразиях, которые были раскрыты исключительно аппаратом МУУР. 

То, что не было секретом для безработных, о чем говорилось открыто в очередях, не дошло до сведения руководящих работников биржи труда...

За сравнительно короткое время МУУР удалось открыть преступления в секциях совторгслужащих, печатников, пищевиков и студенчества. 
Но почти все арестованные состояли сотрудниками биржи труда в течение 4-5 лет. Сколько подлогов и прочих злоупотреблений они успели сделать за это время, сейчас трудно сказать.
Как выяснилось, во всех указанных секциях (в этих ли только?) существовал твердый "тариф" за незаконную посылку на работу — в размере месячного оклада по получаемой работе. Предварительно, до получения путевок, безработный вносил аванс. 
 
Так, сотрудник секции пищевиков Каплин, получив от безработного Жукова задаток в размере 30 рублей, сговорился со своим приятелем зав. секцией студенчества Гавриловым, который выписал и передал Каплину путевку на имя Жукова на должность сторожа при одном из вузов. При обыске у Гаврилова были найдены сотни "дружеских" и "деловых" записок об устройстве на работу...
Если у безработного не оказывалось денег, то взятки брались "натурой". Так, сотрудник секции совторгслужащих Дюкарев вместо причитавшихся ему за "услугу" 75 рублей получил от безработного буфет. Другой сотрудник той же секции Щемелинин получил от посланного им на работу безработного диван.
Для устройства всех этих делишек у "биржевиков" были свои посредники, была налажена и связь с предприятиями, на которые направлялись на работу их клиенты-безработные. Так, сотрудник секции печатников биржи труда Сурков при помощи шофера Короткова связался с заведующим отделом личного состава управления ГЖД Востряковым, который принимал на работу по подложным путевкам биржи труда лиц, рекомендуемых Коротковым.
 Таким путем за короткое время в различные подотделы управления ГЖД поступили на работу: Коротков Г. Е. и Коротков П. Г. (племянник и брат шофера Короткова), Вострякова А. (жена заведующего столом личного состава ГЖД), Ларин, Казаков и Иегеров. Другой сотрудник секции печатников Малкин направил на работу незаконным путем Тюрина, Кондрашева и Апполонову. На допросе он показал, что совершал эти дела с ведома Суркова, которому он подчиняется".
О размахе проявившейся коррупции на биржах труда Народный комиссариат труда проинформировал граждан 6 мая 1928 года:
"В НКТ СССР получены сведения о результатах обследования ряда крупнейших бирж труда, которое производилось через секции труда горсоветов. 
За протекционизм и кумовство при посылке на работу безработных привлечены к судебной ответственности некоторые работники николаевской, харьковской, иваново-вознесенской, ленинградской бирж труда".
Происходили волнения. 10 мая толпа численностью уже около 3 тыс. человек устроили стачку на московской бирже, вступили в столкновение с милицией и разгромили торговые палатки. Далее с 20 мая по 15 июня было отмечено еще 13 крупных конфликтов на биржах труда в разных городах СССР.

Серьезный оборот дело приняло в Семипалатинске, когда многотысячная толпа просто ворвалась в здание горисполкома.

Все это происходило перед июльским пленумом ЦК ВКП (б) и было на руку только одной фракции -- Иосифа Сталина. Именно рост социальной напряженности позволял ему поставить под сомнение сам НЭП. Чрезвычайные меры в хлебозаготовках не ставили вопроса об отмене НЭП, более того ЦК ВКП (б) и сам Сталин прямо говорили что любые разговоры об отмене НЭП антисоветская болтовня.

Но сейчас ясно, что Сталин тогда хотел уничтожить НЭП. Удача буквально плыла к И. Сталину, честно трудно считать это  "совпадением". Во что так в  "совпадения" я совсем не верю. Можно предположить, что Сталин сам спровоцировал социальные волнения, но доказательств в пользу этой версии нет.
 
Мы вряд ли узнаем, был ли Сталин причастен к росту социальных волнений в 1928 году, которые обнажили глубокий кризис НЭП

Но одно ясно точно -- рост соц. волнений произошло очень вовремя и было на руку И. Сталину, который мог поставить под сомнение сам НЭП