Побег от «покращення»

Накануне Пасхи Министерство экономразвития выпустило прогноз, согласно которому все у нас хорошо. Страна уверенно выходит из кризиса. Теневая экономика поджала хвост и спряталась... в тень. Президент добавил про зарплаты в 14 тыс. грн. Жаль, что свидетелей этого чуда становится все меньше: Минсоцполитики констатирует угрожающий рост миграции трудовой силы из страны. Гарант успокаивает, что это нормально. Нехай едут!
Чем ближе к выборам, тем ярче наши успехи в экономике. Теоретические. В прошлую пятницу МЭРТ обнародовал обновленный консенсус-прогноз на ближайшие три года. Консенсусным его назвали потому, что это коллективный труд министерских и прибившихся к ним экспертов. В случае “несбытия мечт” (что у нас обычно и происходит) можно оправдаться, что прогноз был неофициальным.
Цифры почти не отличаются от оптимистических реляций ведущих аналитиков накануне Нового года. Они тоже пророчили, что экономика Украины в 2018 году продолжит восстанавливаться после глубокого падения в 2014-2015 годах и даже ускорит свой рост до 3% по сравнению с 2016 и 2017 годами, когда ВВП вырос на, соответственно, 2,3% и около 2%.
Министерство экономического развития и торговли сотоварищи решило добавить красок к этой жизнеутверждающей картине. По их мнению, рост ВВП Украины в 2018 году ожидается на уровне 3,2% при инфляции (декабрь к декабрю) 9,7%. Даже если в следующем году он вдруг окажется ниже ожиданий (т.е. замедлится до 3,1%), дальше все равно пойдет как по маслу, и мы наверстаем упущенное. Уже в 2020-м рост гарантировано будет не ниже 3,3%. А при хорошем раскладе – 3,6% при инфляции от 5,9% до 6,8%. А в 2021 году у нас вообще будет 4% роста при инфляции 5-6,4%.
Так хорошо мы давно не жили. Согласно прогнозам. Хотя и в прошлом, 2017 году, нам обещали очень приятные во всех отношениях цифры: инфляция 8% (плюс-минус 2%), рост экономики в 3% и ощутимое улучшение торгового баланса.
На практике действительность превысила ожидания... в отрицательную сторону. Показатель потребительской инфляции за прошлый год составил 13,7%, что оказалось даже больше, чем в 2016 году, когда инфляция была 12,4%.
С торговлей тоже вышло не так, как хотелось. Негативное сальдо торгового баланса (превышение импорта иностранных товаров над экспортом украинских товаров) достигло почти $7 млрд., и это в некотором роде рекорд.
Не оправдался прогноз и по части роста ВВП: ожидали те же самые 3%, что и в начальном прогнозе этого года. Получили едва 2%. С большим трудом натянутых Госстатом. Конечно, виноватыми оказались оккупанты и патриоты, а именно блокада неконтролируемых территорий Донбасса. Именно блокада, по данным экспертов, забрала один процент от прошлогоднего роста ВВП. Зато госдолг точно вырос и вместе с гарантированным государством долгом достиг 86% ВВП. Ему ничего не мешало увеличиваться.
<hr/>
<hr/>
Понятно, что справедливости ради к этим цифрам надо добавить еще пару процентов. Но раз мы оперируем официальной статистикой, то будем на нее опираться и дальше. Правительство никак не прокомментировало отклонение итоговых показателей от предварительного прогноза. Нацбанк объяснил несовпадение дефектами инфляционного таргетирования. Ну, дескать, они старались, но не удалось. Такое часто бывает и в других странах мира. Заявление Нацбанка о том, почему он просчитался с прогнозами за 2017 год – образец того, как нужно делать хорошую мину при плохой игре. Цитирую:
"Инфляция по итогам 2017 года отклонилась от цели главным образом из-за действия факторов, на которые Национальный банк не мог повлиять с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Речь идет прежде всего о сокращении предложения отдельных видов товаров из-за неблагоприятных погодных условий в первой половине года, нестабильной ситуации в животноводстве, роста мировых цен и внешнего спроса на отечественные продукты питания (в частности, мясомолочной группы). Также на росте цен сказалось увеличение производственных затрат, в частности на оплату труда.
Случаи отклонения от цели по независящим от центральных банков причинам часто случаются с таргетерами инфляции. Например, с 2000 года инфляция в Израиле 74% времени отклонялась от цели, в Польше (с 2001 года) – в 73% времени, в Чехии – в 65%. В таких случаях центральный банк должен принять меры для приведения инфляции к цели в течение определенного временного периода – адекватная реакция и ее коммуникация помогают избежать ухудшения ожиданий и снять неопределенность относительно будущей инфляции” (конец цитаты).
Интересно, какое объяснение будет дано, когда прогнозы на 2018 год опять не оправдаются? Кто будет виноват на этот раз: погодные условия, капризное животноводство, рост зарплат или другие факторы? Почему-то мне кажется, что виноват будет “кто-то другой, но не мы”.
Правительство сбросит ответственность на НБУ. Обвинит его в нестабильном курсе гривны. Особенно, если после выплаты государственных долгов иностранным спекулянтам доллар поползет вверх, о чем мы уже писали. В Нацбанке возразят, что они больше не отвечают за валютный курс, а переключились на темпы инфляции. Это и есть политика таргетирования.
Заметим, что запасной аэродром в Нацбанке уже возводят.
В ответ на “патетическую сонату” от МЭРТ недавно назначенный глава Нацбанка Яков Смолий отметил, что в 2018 году инфляционное давление останется высоким. В частности, из-за отсутствия прогресса в структурных реформах и сотрудничестве с Международным валютным фондом. В чем виноват Кабмин.
Пока милые бранятся, будущий кандидат в президенты Украины и ныне действующий глава государства Петр Порошенко рассказывает, каких высот достигла средняя заработная плата в Киеве. По его данным, в феврале она превысила 14 тыс. грн. Об этом он заявил в ходе совещания по вопросам децентрализации и регионального развития в Виннице.
В прогнозе Минэкономразвития цифры немного скромнее. По их подсчетам, в течение года средняя зарплата составит 8,6 тыс. грн. вместо нынешних 7,1 тыс. грн. При этом минимальная увеличится с 3 723 грн. до 3 900 грн. В 2019-м она снова повысится – до 4 600 грн.; в 2020-м – до 5400 грн., а в 2021-м составит 6200 грн. Это значит, что на конец 2021-го минималка будет на уровне нынешней средней зарплаты по стране.
<hr/>
<hr/>
Стесняюсь спросить, какими при этом окажутся цены? Особенно, если учитывать, что, во все том же прогнозе, нам обещан рост цен на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 22% ежегодно к нынешним немаленьким тарифам. Нетрудно догадаться, какие реальные темпы инфляции это даст. Явно не прогнозируемые 9,7%!
Поэтому специалисты МЭРТ на всякий случай сделали дубликат “покращення” в варианте, который можно назвать “слабке покращення”. Рост ВВП пока тот же – 3,2%. Но инфляция уже выше – 11,7%. Согласно пессимистическому прогнозу, упадет гривна: на конец текущего года до 30 грн./$, а в конце следующего – 34 грн./$. Для сравнения: оптимистичный вариант предполагает показатель в 27 грн./$.
Одна радость: по данным прогнозистов, уровень теневой экономики Украины с позапрошлого года снизился на 2% и будет падать дальше. Откуда такая уверенность? Полагаю, секрет в самой природе теневой экономики. Точнее, в том, что она находится в ТЕНИ, скрыта от всевидящего ока государства и слабо подвержена статистическому исследованию. Хотя в МЭРТ и утверждают, что применили аж четыре метода, “с использованием которых осуществляется оценка уровня теневой экономики”. И все они показали уменьшение уровня теневой экономики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наши люди умеют скрываться!
А кто не спрятался, тот... уезжает. Министерство социальной политики решило не отставать от МЭРТ и обнародовало свой прогноз на ближайшие годы. Он сводится к тому, что миграционные процессы будут резко усиливаться. В том числе за счет высокого спроса на квалифицированную рабочую силу.
В этом прогнозе сквозит легкое недоверие к “покращенню” от МЭРТ. "Из-за недостаточного экономического роста дефицит кадров на сегодня не является критическим, но в среднесрочной перспективе ситуация угрожает экономической безопасности государства… Конкуренция по привлечению работников выходит на международный уровень, спрос на квалифицированную рабочую силу из Украины растет, особенно у ближайших соседей – Польши, Словакии, Литвы, Хорватии", – сказала первый замминистра социальной политики Ольга Крентовская
Крентовская отметила, что, по подсчетам Союза предпринимателей и работодателей Польши, для поддержки роста экономики этой страны необходимо привлечь 5 млн. эмигрантов, а, по оценке польских экспертов, общее количество выданных приглашений в 2018 году для украинцев составит 3 млн.
Кроме того, замминистра рассказала о том, что в ведомство пришел запрос от Министерства труда, социальных дел и семьи Словакии. В запросе говорится, что в связи с расширением производства словацких предприятий и строительства новых заводов в перспективе 3-6 месяцев в стране прогнозируется дефицит рабочей силы на уровне 70-100 тысяч. Словацкое правительство планирует решить эту проблему за счет привлечения работников, в том числе из Украины.
<hr/>
<hr/>
Руководство страны об этом знает, но не сильно переживает по данному поводу. Президент сказал, что высокие темпы трудовой миграции это, конечно, "тревожная тенденция", но закономерная. "Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС предполагает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Украина становится частью европейского рынка труда. С этим сталкивались все новые члены ЕС", – заявил Порошенко.
Правда, он не почему-то говорил о “новых членах ЕС”. А мы еще никакие не члены. Да и дальнейшая риторика, обращенная к предпринимателям, мол, повышайте зарплату, чтобы народ не удирал от покращення, весьма спорная. Как и утверждение, что страна бодро выходит из кризиса, а народ бежит по вине бизнеса. Скупердяи!
Но дело в том, что бизнес не спешит повышать зарплаты не столько из-за скупости, а, скорее, потому, что дела у него идут совсем не так блестяще, как написано в прогнозах экономического развития, составленных чиновниками. И в феврале 2018 года промпроизводство в Украине в годовом выражении выросло на 0,9% меньше, чем в январе – до 2%. А не до 3%, как хотел Кабмин.
P.S. Обобщенный вывод к сказанному выше: догоним и перегоним сами себя. Прежде всего – в темпах трудовой миграции. Кто останется, сможет наблюдать наши прорывные успехи и рост ВВП.
Комментарии