О пользе войны и вреде мира
Колумнист «Сноба» объясняет тонкости взаимоотношений России и Запад
Будучи официальным спикером МИДа, Мария Захарова еще немножко пляшет и сочиняет стихи. И это не все; она иногда задумывается.
Вот недавно задумалась и поделилась своими соображениями со специальным представителем президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаилом Швыдким, который еще немножечко телеведущий.
Случилось это на канале «Культура» в программе «Агора» в присутствии еще некоторого количества авторитетных экспертов по части международных отношений.
Разговор сначала зашел о нынешней дипломатии, которая как-то не очень помогает разруливать межгосударственные конфликты, а напротив, усугубляет их.
Вспомнили, как нечто подобное в прошлом веке кончилось двумя страшными войнами. Видимо, для пущей драматичности участники дискуссии попробовали нас, зрителей, пугнуть грядущими ужасами глобального бедствия. Но ведь мы до известной степени психологически подготовлены. В эфире госканалов то и дело слышишь нечто одобрительное и ободряющее по поводу возможной войны.
Политолог Сергей Михеев: «Психологически мы даже в преимущественном положении. Во-первых, мы готовы воевать — по крайней мере больше готовы воевать, чем они... Надо поддерживать у них уверенность в том, что мы можем нанести первый удар».
Вице-спикер Жириновский: «Поэтому только превентивный удар! По всем направлениям! Скрутить всю планету! Всюду один русский язык чтобы был! И одна биржа — в Москве!»
Да и наш любимый руководитель в предвыборном послании с помощью мультиков пояснил, как мы скрутим всю планету, если что…
На отечественной «Агоре» с греческими корнями риторика была миролюбивее, поскольку все были свои. Ни одного чужестранца и даже своих более или менее отъявленных либералов близко не стояло.
Ни один мускул не дрогнул на лицах гостей при встрече с незамутненной наивностью директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марины Лошак
Была, правда, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак. Она-то и попыталась внести в дискуссию ноту аполитичности. Мол, этот взрывоопасный мир может спасти Культура. Мол, надо образовать вместо ООН нечто подобное Организации Моральных Авторитетов.
Ни один мускул не дрогнул на лицах гостей при встрече с такой незамутненной наивностью. Было одно возражение со стороны Федора Лукьянова, не уставшего полагаться на мудрых политиков и искусных дипломатов. Другое последовало от Михаила Швыдкого, обратившего внимание на то, что, сколько он ни путешествовал по странам и континентам и как бы настойчиво ни допытывался у местных интеллигентов, есть ли у них непререкаемые моральные авторитеты, никто так и не смог таковых назвать.
Мария Захарова, по ее словам, часто бывая за рубежом Родины, столкнулась с тем, что едва ее Родина наращивает свое культурное и языковое присутствие на Западе, как это вызывает там негативную реакцию. И у нее сложилось впечатление, что с той стороны это воспринимается как агрессивная экспансия.
Стало быть, и культура не панацея от возможной и столь желанной некоторыми гражданами войны.
А может, и вправду не надо бояться человека с термоядерной боеголовкой?
Ход мысли Марии Захаровой по этому поводу был следующим. Каждый раз, когда мир в своем развитии замедлял движение, он использовал войны, чтобы сбросить старую шкуру и обновиться, и выйти на новые рубежи прогресса. Цитирую дословно: «Это всегда был момент подпитки энергии, когда не хватало энергии развития». И далее вопрос спикера МИДа, обращенный к человечеству: «Сегодня мир нашел источник этой альтернативной энергии?»
Спикер боится, что не нашел источника.
Спецпредставитель президента подхватил эту тему в том духе, что экономисты не слишком радовались, что кризис 2008 года удалось преодолеть без потрясений. Вот если бы война… И оглянулся на 1929 год. Как, мол, после мировой войны рванула мировая экономика. А когда мир, так она стагнирует.
Тут же спохватился: «Ах да, цена вопроса…» Ну, разумеется, кровь, гибель детей, а возможно, и всего живого. Глобальная гуманитарная катастрофа. Такая вот неприятность. Человечество с этим не может смириться.
Разве?
В ХХI веке сильно поднялась цена вопроса. Если завтра война, то она будет последней в истории цивилизации
Этот вопрос в 70-е годы позапрошлого века заинтересовал Достоевского. В своем дневнике он рассказал об одном знакомом, которого назвал «парадоксалистом» и, более того, «мечтателем». Вполне себе штатский человек, безобидный, богобоязненный.
— Дикая мысль, — говорил он между прочим, — что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь.
— Да разве человечество любит войну? — отвечал Достоевский.
— А как же? Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: «Вот несчастье, вот дожили!» Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут, зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится.
Бранить мирную жизнь тоже не всякий решится. Но парадоксалист решается:
«Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, — главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир — все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захватывают всё». (Похоже на разговор Черта на этот раз с Митей Карамазовым.)
Стало быть, еще раз: да здравствует война?
Ах, да, в ХХI веке сильно поднялась цена вопроса. Если завтра война, то она будет последней в истории цивилизации.
Глядя в телевизор, понимаешь, что рассуждения о пользе войны и о вреде мира, давно сданные в архив, снова выкопаны
Достоевский в предчувствии такого поворота сюжета прекратил свой спор с парадоксалистом.
«Я, конечно, перестал спорить. С мечтателями спорить нельзя. Но есть, однако же, престранный факт: теперь начинают спорить и подымают рассуждения о таких вещах, которые, казалось бы, давным-давно решены и сданы в архив. Теперь это всё выкапывается опять. Главное в том, что это повсеместно».
Глядя в телевизор, понимаешь, что рассуждения о пользе войны и о вреде мира, давно сданные в архив, снова выкопаны.
Не скажу за все человечество, но какая-то его часть опять полюбила войну, мечтает о ней и надеется найти в ней дополнительную энергию. Кто-то материальной корысти ради. Кто-то — чтобы потешить свои политические амбиции.
Спрашивать сегодня ответ на некогда риторический вопрос: «Хотят ли русские войны?» надо не у тишины, а у телевизора и у рейтингов его пропагандистских программ.
А если заглянуть в интернет, то там можно встретить Михаила Жванецкого с его разъяснениями относительно наших взаимоотношений с Западом.
Вот основные положения выступления писателя:
— Иметь такого врага как Америка — почетно. И надежный этот враг, и верный. И никогда не нападет.
— Сосуществовать трудно из-за ценностей. Не принимают их наши люди.
— Сличаем нашу страну со свободой — торчит. Обрубаем.
— Сличаем с демократией — торчит. Обрубаем.
— Свобода слова торчит. Обрубаем.
— Остается правовое поле, суженное до размера военно-полевого суда.
— А что дает наличие врага у ворот? Сплочение.
Так в этом и смысл той розни нашей страны с Западом, которую пытаемся преодолеть, упорно ее разжигая.
Комментарии
Комментарий удален модератором
— самые несчастные народы мира». («Болезнь русских» Надежда Рогожкина)
• В РСФСР был государственный капитализм, а в РФ нет даже элементарного капитализма.
И нет капиталистов, которые «… запускают «фабрику», содержащую образование, просвещение и прогресс цивилизации».
• Есть острый дефицит приличных рабочих мест, но нет условий для их создания.
• В разы снизились эффективность трудовых отношений, образования, торговли, …
• 30% дееспособных россиян незаняты общественно-полезным трудом. 3.200.000 работников охранных предприятий. Миллионы чиновников, сотни тысяч мажоров и проституток, ...
• В РФ наёмный работник получает в среднем 40% от справедливой оплаты труда.
• «Россия за последние три года потеряла около 6,8 млн. рабочих мест». (уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов)
Всё это признаки деградации и действия разрушительной энергии Тамас.
Лично я это писание до конца не дочитал - скучно, а посему ни спорить ни опровергать поток сознания не хочу.
Приезжает Отелло на на войну, а там ... война...
В это время Яго сышик "иси-свиси" платочек то и украл
"
(С)
Не так давно казалось,что хохлы что то нюхают или едят,а теперь понятно стало,что это на них отработали отравляющее вещество "Дурачок",проверили на устойчивость к разуму и морали ,и теперь с успехом применили на Западе-первыми стали Мэй и БОрис с делом Скрипаля-результаты превзошли все ожидания--одни и те же люди смогли заразиться неоднократно в разных местах(кафе,скамейка,ручка двери,гречка,...),спецслужбы сверхоперативно определили состав,страну производства и кто отравил(догадаться трудно,подсказываю-Путин).Ну и конечно же адрес лаборатории анализ показал-практически Кремль,-ну ,а зачем в сибирской тайге заниматься производством ОВ,если удобно-выезжаешь на очередное убийство ,зайди в лабораторию-возьми кулек отравы...
Всё, разум отмирает,метастазы поражения расползаются по миру-всё больше стран поддерживают отрицание очевидного...
Комментарий удален модератором