Нефть идет на восток

26 марта Шанхайская международная энергетическая биржа объявила о начале торгов нефтяными фьючерсами в юанях. Российские экспортеры, как правило, ориентируются на традиционные площадки ценообразования — вроде Лондона, где торгуется смесь Brent. А стоимость конкретных марок, например основных российских экспортных сортов Urals и Espo, определяется как скидка или премия к цене эталона. Но проблема в том, что котировки Brent меняются ежеминутно, а дисконт рассчитывается только раз в сутки. Если российские сорта будут котироваться на Шанхайской бирже, то сделки с немедленной поставкой могут получить выгоду от перевода расчетов в юани.

В 2017 году Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай. На нашу страну пришлось 14,2% в импортированных 420 млн тонн. Так что российские нефтяники, похоже, действительно получили номинированный в юанях биржевой контракт на российскую нефть.

В свою очередь Московская биржа планирует расширить биржевые операции с юанем, потому что сейчас торговля парой юань-рубль на российском рынке вытесняет операции с парой юань-доллар.

Но одновременно с этим Россия продолжает наращивать экспорт нефти в Китай. Москва для Пекина является лидером по поставкам углеводородов, но несмотря на это продолжает увеличивать объемы поставок.

На сегодняшний день Китай самый перспективный потребитель российской нефти. Если страны Евросоюза по-прежнему зависят от российского газа, то в части нефтяных продаж, заинтересованность проявляют больше страны АТР.

Китай же при своей производственной экономике наоборот, потребляет все больше и больше нефти и нефтепродуктов. Именно поэтому для России КНР – стратегический партнер. Важно отметить, что сейчас в России начинается программа по реализации строительство северного морского пути и как следствие терминалов для перевалки с сжиженным природным газом.

Как только будут построены крупные портовые терминалы на Камчатке, российский газ пойдет в восточные регионы, прежде всего в Китай, Корею, Сингапур и т. д. которые по экономическим прогнозам, в 21-м веке могут нарастить свой промышленный потенциал еще в несколько раз.

Объем экспортных поставок в Китай в первом квартале вырос с 6,405 млн тонн нефти до 9,175 млн тонн. Москва и Пекин подписывают всё больше долгосрочных контрактов, среди которых особо следует выделить договор между «Роснефтью» и CNPC, заключённый в 2013 году. По нему российская компания получила предоплату на $20 млрд. Всё это больше похоже не на ситуативные действия Москвы, а на долгосрочную стратегию, которую собираются разрабатывать всё активнее.

Плюс для Российской Федерации состоит в том, что увеличение поставок «на восток» не означает обязательного ухода с европейского рынка. Российский газ всё равно гарантированно будет востребован и на западе, и на востоке вопрос только в том, кому отдавать приоритет в развитии коммуникаций.