Остап Ступка: Российские актеры до сих пор снимаются в Украине `пачками`

На модерации Отложенный

"В украинском есть удивительная черта: все, что" за бугром "- хорошо, а все свое - плохое", - отметил актер.

Остап Ступка Главред На сайте " Главред " состоялся чат с актером театра и кино, народным артистом Украины Остапом Ступкой. Общаясь с читателями, он рассказал, почему считает Украину «страной крайностей", почему декоммунизация у нас подобная срезания верхушек сорняка, когда корни остается и дает свои ростки, что думает о запрете ряда российских фильмов, в том числе, в которых сыграл и он сам - "Матч", "Мы из будущего-2", а также похвалил актерское мастерство народных депутатов Украины. Гость «Главреду» также поделился своими мыслями относительно того, есть ли будущее у театра как вида искусства, в каком состоянии сегодня находится украинских кинематограф, может актер театра выжить на зарплату в Украине, и как российские актеры продолжают активно сниматься в нашей стране, оставляя без работы украинских актеров.

 

Кроме того, Остап Ступка рассказал, когда и с чего началась его личная история любви с театром, что чаще всего упоминается о совместной работе в кино и театре с отцом - выдающимся мастером, актером-легендой Богданом Ступкой, а также почему он иногда до последнего скрывал свое фамилию.

Подаем стенограмму чата с Остапом Ступкой.

 

"Никогда специально не пользовался именем отца. Напротив, скрывал свою фамилию до последнего в некоторых случаях ..."

Dinka:  С чего началась ваша личная история любви с театром?

Остап Ступка: Пожалуй, моя личная история любви с театром началась еще тогда, когда мама была беременна мной - она даже на пятом месяце беременности еще продолжала танцевать. Она была балериной. Это был город Львов. Два театра рядом - Оперы и балета, а через дорогу - Театр им. Заньковецкой, где отец работал. Поэтому история любви все-таки возникла во Львове, в двух театрах одновременно.

Мой первый выход на сцену состоялся в Одесском оперном театре. Это была балетный спектакль. Я был с мамой на гастролях. Вообще, я объездил с ней половину Советского Союза. Помню, что это был балет петербургского композитора Андрея Петрова "Сотворение мира". Фантастическая музыка! Там есть сцена, когда Господь творит зверьков. И нас, театральных детей, а нас там вместе с родителями на гастролях было немало, переодели в костюмы зверей. Мне досталась главная роль - барашка. Я был главным в группе и должен был считать определенное количество тактов: на какой такт выйти, сколько тактов простоять на сцене. Мы все держались за руки. Дрожали страшно! Очень переживали. Но эта картинка до сих пор стоит у меня перед глазами. Поэтому тот случай я считаю своим дебютом и любовью.

Lada:  В скольких картинах вы сыграли вместе с отцом? Что с той совместной работы чаще всего вспоминаете? И насколько комфортно вам было работать вместе?

Остап Ступка:Мы вместе сыграли в 11 фильмах. Работать с отцом мне было, конечно, хорошо. Слово "комфортно" здесь будет выглядеть каким-то искусственным ... Хорошо работалось. Когда я только начинал, делал только первые шаги в актерской профессии, некоторые вещи он мне подсказывал. Мы играли вместе также и в театре во многих спектаклях, и в кино. Я вспоминаю с ностальгией эти времена. Помню, как он привез меня в Фастов на съемки, где шла работа над боевиком "Забудьте слово смерть". Мне тогда было где-то 11 лет, я наблюдал за съемочным процессом, а там - оружие, обрезы, боевик ... Это выглядело фантастически. У меня даже сохранилась фотография: огромный ящик, на котором написано "Реквизит", отец сидит в этом ящике, спит перед съемки, а я сижу на спинке этого ящике и смотрю в сторону, мало в кепке ... Период тех съемок у меня просто стоит перед глазами. Это была фантастика. Поэтому мне было с отцом не просто комфортно ... Это же родной мне человек. Я учился у него. И до сих пор учусь.

 

 

Остап Ступка Главред

 

Dinka:  Как Богдан Сильвестрович отреагировал, когда узнал, что вы тоже выбрали путь актера? Как это было? И как отнеслись вы, узнав, что и ваш сын продолжит актерскую династию? Вы радуетесь этому, или предпочли бы, чтобы он выбрал для себя и другую профессию?

Остап Ступка: Отец случайно узнал, что я вступаю в театральный институт. Это уже легендарная история. Я со своими одноклассниками поступал в одного педагога - до Бориса Петровича Ставицкого, мы готовили вступительную программу. И как-то Ставицкий сидел с отцом в гримерке, разговаривал и "сдал" меня. :) сказал отцу: "Твой вступает". Отец, удивлен, спросил меня: "Ты что, вступаешь в театральный институт?». Говорю: "Да". Он спросил: "И ты готовишь программу?». Говорю: "Да. С алгебры и геометрии бегу на крышу школы и готовлю программу, потому что в алгебре и геометрии я ничего не понимаю". Он спросил: "Так, может, почитаешь мне?». Но - я отказался. Не знаю даже, почему. Сказал: "Мне в институте членов комиссии хватает. А дома - как это? Ты будешь сидеть на диване,

Затем отец пришел на зимний экзамен по актерскому мастерству. Тогда мы показывали этюды - зверей. Своим этюдом мы с коллегой доказали всех до слез. После того отец вышел и сказал: "Слушай, не ожидал. Возможно, у тебя будут люди".

Как я отнесся к тому, что мой сын выбрал профессию актера? Это - его выбор. Я вообще не сторонник того, чтобы говорить детям, куда они должны идти учиться. Они сами должны выбрать профессию. А то, что у нас есть актерская династия, конечно, я этому очень рад. Что делать младшие дети? Этот выбор тоже должен состояться по их зову души. Если они выберут профессию актера - супер, династия будет дальше продолжаться. Если нет, ну, что ж ... Посмотрим.

Lada:  А почему вы поступали в театральный институт, не сказав ничего отцу? :)

Остап Ступка: Хотел быть самостоятельным. :)))

Dinka:  Остап, а вам часто в жизни помогало имя отца, когда перед вами открывались какие-то двери только потому, что вы сыном Богдана Ступки?

Остап Ступка: Я никогда специально не пользовался именем отца. Наоборот, я скрывал свою фамилию до последнего в некоторых случаях. Не злоупотреблял этим. Но в шутку когда-то сказал отцу, когда вступил в Театр Франко: "Слушай, два Ступки в одном театре - это много. Может, ты изменишь фамилия?». :)

А такого, чтобы "открывайте дверь - я Ступка", не было. Наоборот.

 

 

Остап Ступка Главред

 

 

"Я всю свою жизнь слышу, что" театр погибнет "... Но я вам скажу: театр не исчезнет никогда ..."

Kiianyn:  Достаточно сегодня работы в украинском актера в кино и театре? Хотелось бы больше?

Остап Ступка: Актеру всегда хочется больше, сколько бы работы не было. Ситуация в театре отличается от ситуации в кино. Потому что кино лишний раз подтверждает, что актерская профессия очень зависимая: тебя могут снимать, снимать, а потом внезапно прекратить, когда появляются новые герои. Это как лотерея. А так, всегда хочется больше сделать чего-то и в театре, и в кино, воплотить свои замыслы и хорошие идеи.

Kiianyn:  Можно ли прокормить себя и семью актерской работой в Украине? На чем вам приходится экономить?

Остап Ступка: трудно. Время от времени легче. Актер в Украине в театре не зарабатывает, хотя и имеет зарплату. Если смотреть на актеров национальных театров или столичных театров, то со стороны может показаться, что все нормально. Недавно узнал, что молодые актеры, которые только приходят в театр, в Харькове зарабатывают 3000 700 гривен. Вот я думаю, можно прокормить на эти деньги себе, завести семью, родить ребенка, купить себе поесть, купить одежду ... Я думаю, это невозможно.

Поэтому государству следует задуматься над этим. Все наши театры - государственные учреждения, и актерская работа должна надлежащим образом оплачиваться. У актера должен быть стимул - либо государственный стимул, или частный стимул, или меценаты, которые любят театр и все, что связано с искусством.

Актер зарабатывает деньги в кино. Так было всегда, во все времена. Но молодых актеров следует поддерживать, и не давать им зарплату в размере 100 евро в месяц - это абсурд, это стыдно.

Simona: Как вы считаете, украинский театр живет или выживает? Вы верите в его светлое будущее? По вашему мнению, какие действия со стороны государства не хватает для того, чтобы украинском театр развивался?

Остап Ступка:Не скажу, что украинский театр выживает. Хотя, проехавшись провинциальными городами, хочется желать лучшего, в частности, относительно зданий театральных. Государство имеет гораздо больше заниматься культурой, чем она это делает сейчас. Финансироваться культура, в частности, театр, имеет больше, чем сейчас. Потому что, как бы это не банально звучало, все упирается в деньги. Куда поехать на фестиваль, на гастроли - это все требует соответствующего финансирования. Не может быть так, чтобы принимающая сторона оплачивала все - все должно делаться на паритетных условиях. В конце концов, я думаю, что украинский театр развивается, как бы сложно не было. Возвращаясь к ситуации молодого актера в Харькове, о которой я рассказывал, мы опять же упираемся в финансирование. У нас во всем, что касается управления культурой, искусством, театрами, чувствуется пережиток Советского союза. К сожалению,

Чтобы достичь каких-то европейских норм, нам надо работать в этом направлении. Чтобы было больше контактов с западными театрами, чтобы были обмены студентами, обмены актерами. Нельзя жить, закрывшись в банке, а вечером друг друга хвалить на кухне. Украинский театр должен выйти на более качественный международный уровень, чтобы о нас знали, слышали и видели.  

Timka: Как вы считаете, есть ли у театра как вида искусства будущее? Легко ли ему отвоевывать зрителя у кино?

Остап Ступка: Я всю свою жизнь слышу, что "театр погибнет", что "погибнет печатная книга", потому что есть телевидение. А сейчас молодое поколение говорит: "Зачем нам телевидение, если есть YouTube». И это говорят люди в четвертом или пятом классе. Но я вам скажу: театр не исчезнет никогда. У него были разные времена - меньше зрителей, больше зрителей ... Сейчас очень хороший период: много молодежи ходит в театр, интересуется, и это не может не радовать. Будущее у театра, конечно, есть, потому что это - живое общение. Человек будет всегда тянуться к живому общению. Театр не занимается тем, что отвоевывает зрителя в кино. Зачем? В кино есть свой зритель (если зритель в украинском кино, то это будет еще лучше). В театра - свой зритель.

Teatral: Как бы вы оценили состояние украинского кино на сегодняшний день? Происходят ли в последнее время хоть какие-то положительные подвижки и изменения к лучшему в этой сфере?

Остап Ступка:Я думаю, что на сегодняшний день есть определенные шаги в украинском кино - и потому, которое производится для широкого экрана, и тому, которое производится для телевидения. Сейчас практически каждая телевизионная студия имеет свой продакшн и производит свой собственный продукт. Да, не всегда этот продукт качественный. Но это потому, что мы в сфере кино находимся только на стадии обучения, когда мы потихоньку, шаг за шагом, должны овладеть ситуацией и выйти на такой уровень, как когда-то вышла Франция: когда 50% в кинотеатрах было американского кино, 50% - французского . От американского кино мы никуда не денемся, потому что оно приносит деньги. Плохое оно или хорошее, но люди на него идут. Мы должны сделать украинское кино конкурентоспособным. Конечно, на это уйдет много времени. Но мы должны к этому прийти, потому что почва для этого есть. На сегодняшний день очень много планов, сейчас много снимается картин, будет много премьер в 2018 году. Я все-таки оптимист и смотрю на украинский кинематограф с оптимизмом.

 

 

Остап Ступка Главред

 

Pavlo:  Как вы относитесь к тому, что сейчас все чаще переснимают уже известно кино, которое полюбилось уже не одному поколению: "Служебный роман", "Кавказская пленница" и т.д.? Нужны ли такие римейки, особенно если оригинал даже близко не удалось «переплюнуть»? И почему прибегают к такому? Не хватает собственных идей, фантазии и новых сценариев?

Остап Ступка: Я думаю, что такие римейки не нужны. Это касается и "Служебного романа", и "Кавказской пленницы". Это - классические фильмы уже. Хотя римейк существует как отдельный жанр, и он существует везде ... Но я всегда задавался вопросом: почему надо снова снимать кино, которое уже было снято, которое уже стало классикой? Наверное, не хватает собственных идей, фантазий, новых сценариев. Возможно, эти деньги лучше было бы потратить на новую идею и новый сценарий - на другое кино. Что касается российских римейков, то я их совершенно не одобряю, да и не все американские хорошие ...

Joker: Ваше мнение, почему на украинские картины зрительский спрос меньше, чем на зарубежные картины? Чего не хватает зрителю в наших киноработах, или чего в переизбытке, от чего мог он устать?

Остап Ступка:Во-первых, нашим художникам надо все-таки научиться снимать кино. Во-вторых, чем больше будет украинских фильмов для широкого проката, для кинотеатров, тем больше зритель будет приучаться к украинскому кино, а количество перерастет в качество. Зрительский спрос на украинское кино пока меньше, потому что просто есть привычка. Есть эталон - западное, американское, голливудское кино. А западное кино часто как "жвачка" - один раз посмотреть и забыть. Но есть, конечно, и шедевры. И шедевров, конечно, меньше. Украине нужно совершенствоваться в кинематографе. Потому что у нас есть бесспорно талантливые люди, но они не имеют возможности снимать. Есть серьезные, взрослые режиссеры в Украине, которые по 10-20 лет не снимают кино, но они выкладывают в институте на кафедре кинофакультета. Интересно, о чем они рассказывают, если не имеют практики? Нам надо воспитывать мыслящую молодежь,  

Terenko_S .:  В последнее время потихоньку начали появляться картины украинского производства - и фильмы, и сериалы. Но почему-то у нас почти все новое, только получается, сразу попадает под шквал критики от наших же соотечественников. Почему так? Ведь понятно, что сразу не родятся шедевры.

Остап Ступка: Сразу шедевр не сделаешь - к нему нужно идти. Просто когда смотришь украинский сериал, то думаешь так (потому что это на самом деле первое, что бросается в глаза): "Почему профессионалы, которые занимаются светом в кадре, так небрежно относятся к свету?». И тебя это выбивает сразу, и дальше смотреть уже не хочется. Потому что там сплошной "Пересвет". Стоит актриса на крупном плане, а у нее половина лица света, а вторая половина - темная. Вы будете такое смотреть? Поэтому вопрос качества. Но думаю, что мы из-за количества все-таки придем к качеству и впоследствии все будем смотреть украинские фильмы и сериалы.

 

 

Остап Ступка Главред

 

 

"У нас часто говорят:" Да что, разве в Украине есть актеры? ». Вы знаете, я скажу, что актеры у нас есть, но надо на них обратить внимание ..."

Vega:  Остап Богданович, что, по-вашему, изменилось для отечественных актеров и зрителей после того, как в Украине прекратился бесконечный поток российских гастролеров? Лично вы как относитесь к запрету на въезд для львиной доли российских актеров? Считаете это целесообразным мероприятием?

Остап Ступка:"Бесконечный поток российских актеров" не прекратился. Если вы имеете в виду театральных гастролеров, то да, они действительно здесь нет. А вот киношных здесь полно. Вместо того, чтобы запрещать человеку въезд сюда за посещение Крыма, я бы опять-таки вспомнил о применении системы разрешения на работу. Я не против всех российских актеров, потому что среди них есть много адекватных разумных и образованных людей, которые хорошо относятся к Украине. Но все же, если продюсер кино совсем не может жить без российских актеров, то чтобы они не снимались по семь-десять человек в одной картине, надо установить ограничение - чтобы был один актер, и чтобы за него продюсер платил большие деньги, и чтобы эти деньги шли на развитие украинского кино. А запрещать - легче всего. Для того, чтобы по запрещению украинский кинематограф имел какую-то выгоду, это должно быть совсем другое дело ...

MistF: Иногда кажется, что чтобы прославить Украину, надо отсюда выехать, например, в Россию. Это видно по примеру большого количества артистов, которые, только прославившись в России, стали востребованы и тут. Почему так? Не умеем ценить своих? Или в чем тут беда?

Остап Ступка:Так сложилось, что и в советское время, и во времена независимости Украины люди отсюда уезжали чаще всего в Россию, а также в Америку и Европу. Выезжали и художники, и актеры, и музыканты, и художники. В украинском такая странная черта: для нас хорошо все то хорошее, что за пределами страны. То есть все, что "за бугром" - это хорошо, а все наше - это плохо. И эта черта пока никак не искореняется. Нам надо как-то приучать людей обращать внимание на все сферы деятельности именно в Украине, в том числе и на культуру. Надо развивать своих актеров, выращивать талантливую молодежь и делать с ней "звезд". Сейчас у нас этим, к сожалению, не занимаются. У нас часто говорят: "Да что, разве в Украине есть актеры?». Вы знаете, я скажу, что актеры у нас есть, но надо на них обратить внимание. Киношниками я бы посоветовал чаще ходить в театр, потому что они вообще не знают, что это такое. Тогда все будет в порядке. Даже сейчас один кинорежиссер, не буду называть его фамилии, хочет уехать из Украины, потому что не дают нормально работать, или дают, но за мизерные деньги. Поэтому вопрос культурного пространства и развития в Украине стоит очень остро. Нам надо объединяться вокруг этого вопроса.

Tianna:  Остап, что вы думаете о запрете многих российских фильмов у нас в Украине, насколько это умный и правильный шаг, по-вашему? И что это даст? Или не заставит наоборот людей искать и смотреть? Ведь среди запрещен картин оказались и те фильмы, в которых сыграли в том числе вы ...

Остап Ступка: У нас в этом плане очень удивительная страна: у нас сначала снимают фильмы на территории Украины, а потом оказывается, что их нужно запрещать. Возможно, надо иметь какой-то комитет, особенно в нынешних обстоятельствах? Комитет по цензуре, или как-то иначе его назвать?

По запрещенных картин с моим участием, то у меня там были замечательные роли, хорошие эпизоды. И это всего-навсего была только работа.

По запретов, то я давно об этом говорил и это предлагал - стоит взять пример с России: там существует комитет, который занимается разрешением на работу. Нам эту практику надо взять на вооружение. Если в 2014 году в Украине немного встидалися приглашать российских актеров на работу сюда, сниматься здесь, в Украине, то сейчас они снимаются в нашей стране "пачками", по сто человек. А это значит, что в соответствии ста украинских актеров остаются без работы. К сожалению, эта система не урегулирована, у нас абсолютно нет актерских профсоюзов. Поэтому потом и возникают такие ситуации, когда говорят, например, "давайте запретим" Сватов "!" ... Возможно, вы сначала будете контролировать кастинг актеров, то есть кого приглашать сниматься в картине, а кого - нет, а потом уже будете думать, запрещать или нет. Это достаточно тонкие вещи.

В любом случае, такая система получения разрешения на работу должно существовать в Украине. Наверное, для этого нам понадобится пересмотреть Трудовой кодекс и другое законодательство, но это должно решаться на высоком уровне. Также необходимо урегулирование ситуации с профсоюзами, так как украинский актер абсолютно не защищен.

Darius:  Остап Богданович, вас немало критиковали в Украине, когда вы снялись в известном фильме "Матч". Скажите, сейчас, когда страсти поутихли, вы не жалеете о сыграны роли в "Матче", в "Мы из будущего-2" или еще какие-то? Сейчас бы, получив подобный сценарий и роль, согласились бы?

Остап Ступка: Прежде всего я не жалею об этих роли. Это были хорошо сыгранные роли. Мне жаль, что не вся роль в "Матче" вошла в фильм, потому что там было развитие персонажа и его трагический финал.

Что касается сегодняшнего дня, то, если бы сейчас появились такие сценарии как "Матч" и "Мы из будущего-2", то их надо было бы еще больше переделать. Ведь сценарий "Мы из будущего-2" был достаточно кардинально переработан - в первом варианте сценария мы с сыном не соглашались сниматься.

Вообще, а почему Украина не сняла фильм о том матче, хотя эти события происходили именно здесь? Почему мы всегда опаздываем? Почему "Тараса Бульбу" сняли россияне, а не украинцы? Почему "Матч" сняли россияне, а не украинцы? Почему мы все время опаздываем? У нас много говорят на эту тему. Но, как говорил отец, "одно - болтать языком, а другое - тянуть плуг".

 

 

Остап Ступка Главред

 

Gallina: Какие впечатления у вас остались от совместной работы с Сергеем Безруковым в "Матче"? Что думаете о нем, как об актере и просто о человеке?

Остап Ступка: Есть актеры, которые нравятся мне больше, чем Сережа Безруков, честно говоря. Хотя он, безусловно, является профессионалом. Он веселый, человек с юмором. Сидит на какой-то диете: что-то ест, то не ест ...

В общем впечатление от совместной работы было положительное.

Fizalis:  Остап, или поступают вам предложения сниматься в кино из России сейчас? Или после всех этих событий и киношные связи и сотрудничество оборвались?

Остап Ступка: Конечно, никто не предлагает. И я бы не поехал. Правда, с отдельными российскими актерами мы время от времени переписываемся. Но это буквально один-два человека. А так, конечно, сотрудничество оборвалась. Хотя, замечу, что в них, у российской стороны, сотрудничество с нами не оборвалась ...

Joker: Если бы сейчас вам предложили сняться в картине российского производства за очень хороший гонорар, вы бы согласились? Да/нет — почему? И если нет, то при каких условиях для вас станет приемлемым такое сотрудничество?

Остап Ступка: Я уже давно объяснил свою позицию: ни при каких обстоятельствах я туда, то есть в Россию, не поеду. Поэтому это даже не комментируется.

 

 

Остап Ступка Главред

 

 

"Чем больше будет фильмов, спектаклей и песен на тему войны, тем лучше. Главное, чтобы это не превращалось в конъюнктуру. А сегодня очень много конъюнктуры и спекуляций на теме войны ..."

Tianna: Сейчас режиссеры и артисты часто обращаются к теме нынешней войны на востоке Украины. Как вы думаете, будут ли такие произведения - и фильме, и песни - востребованы после того, как все закончится? Или после какой-то очередной смены власти могут начать так же упорно запрещать все то, что сегодня наиболее болит и наиболее популярное?

Остап Ступка: К теме войны обращались все. Например, сколько фильмов снято Соединенными Штатами Америки на тему войны во Вьетнаме, но не все дошли до нас как шедевры. Настоящие шедевры можно пересчитать по пальцам. Поэтому, чем больше будет материала на такую тему, чем больше будет фильмов, песен и спектаклей, тем лучше. Главное, чтобы все это не превращалось в конъюнктуру. Потому что сегодня очень много конъюнктуры и спекуляций на теме войны.

Например, мы сейчас в театре работаем над шведской пьесе Ларса Нурена "Война". Ларс Нурен - жив и здоров, он сам является режиссером, живет в Стокгольме. Я прочитал эту пьесу - материал просто фантастический: он не привязан к какой-то конкретной страны, там не указывается, где именно идет война, а по именам героев можно понять, что это Восток, возможно, Балканы. Суть заключается в том, что показана судьба человека, рассказывается, что делает война с человеком, как она меняется в результате участия в боевых действиях или вследствие пребывания в тылу. Это очень интересно. И именно это ценно, а не привязка к конкретной ситуации.

У нашего режиссера была мысль перейти в спектакле на суржик, чтобы это приблизило нас к ситуации на Донбассе. Но мы сказали, что этого ни в коем случае делать нельзя, потому что спектакль должен быть не только об Украине - это вполне может быть представление о Сирии, о Балканах, вообще о войне как явление в истории человечества. Эта пьеса просто произведением искусства. И, когда тема войны является произведением искусства, тогда это интересно. А конъюнктура, беготня с деревянными "калашами" по сцене лично мне не интересна.

polit_ua:  Как вы относитесь к событиям на Донбассе? Как думаете, примирятся когда украинцы и русские? И когда это станет возможно, при каких условиях?

Остап Ступка:Война на Донбассе - это, конечно, трагическая страница истории нашего государства. Или примирятся когда украинцы и русские? Вы знаете, все зависит от тех людей, которые управляют странами. Я понимаю, что большой процент населения в России "зомбированный" в отношении Украины пропагандой и всевозможными негативными вещами. Примирения, возможно, когда-то и произойдет. При каких условиях - не знаю. Но надо, чтобы люди миро сосуществовали в XXI веке. И мир так устроен, что всегда происходят войны. И как это изменить, мне трудно сказать. Наверное, надо объединять усилия со всех сторон, чтобы этого просто не допускать. Посмотрите, например, на трагедию в Кемерово - это полный ужас. А видите, как оно происходит, и войны не надо, чтобы столько людей погибло, детей ... Это печально, на самом деле наворачиваются слезы. Люди не виноваты в том,

 

 

Остап Ступка Главред

 

 

"Можно запрещать что угодно ... Свалить памятники - окей, переименовать улицы - окей ... Но как это влияет на уровень жизни рядового украинском?"

y-grek:  Господин Остап, процессы, которые сейчас происходят в культурной сфере и даже в более широком смысле в стране, лично вас насторожить и почему? Ведь с 2014-го года у нас началась и "война с памятниками", и запрет фильмов и книг, и запрета на въезд для российских актеров, и была инициатива о введении акциза на российские книги, ряд громких переименований улиц и населенных пунктов, русская классика в украинских школах изучается украинский, не угодили даже русские сказки, некоторые из которых стали табу ... видите ли вы какую-то опасность, заложенную на будущее, в таких вещах и действиях государства?

Остап Ступка: После революции 2004 года одна журналистка меня спросила, как изменилась жизнь после революции, и я тогда сказал, что человеческая жизнь состоит не из революций, а с мелочей, которые нас окружают. Например, есть туалетная бумага в общественных уборных, работает кондиционер в метро, как работает сфера обслуживания в стране и т.д.? Можно запрещать что угодно, потому выдать запрет - это легче всего. Свалить памятники - окей, декоммунизация, переименовать улицы - окей ... Но как это влияет на уровень жизни людей, рядового украинском? Работают в полной мере учреждения культуры по районам и селам? Мы недавно были на гастролях на юге стране - на дома культуры просто страшно смотреть, не говоря уже о дорогах.

Русская классика никуда не денется ... Чехов, Достоевский, русская сказка никуда не денутся ...

Мне кажется, что у нас страна крайностей. А надо взвешенно относиться ко всему. Лучше бы обратили внимание на развитие культуры и повышения уровня жизни украинский. Все говорят "декоммунизация, декоммунизация ...", как коммунистический режим - это захламленность травой, высоким бурьяном. А взяли машинку, состригли его сверху, и корни забыли выкорчевать. Коммунистическое корни осталось, и оно до сих пор дает свои ростки.

dim-dim:  Кстати, а что для вас значат звание - "народный артист" или "заслуженный артист"? Для актера это важно, это исключительно пережиток советских времен?

Остап Ступка: Для актера такие звания - это важный пережиток советских времен. Поскольку наше государство до сих пор имеет такие звания, и от них зависит финансовое состояние актера в театре, поэтому это важно в нашем обществе. У нас это своего рода признание. Хотя существуют мнения, что звание покупаются. Если кто-то способен купить звание, то для меня это неприемлемо. Во многих странах соцлагеря тоже были такие звания, но их отменили, заменив должным финансированием, чтобы и молодой актер, и известный мастер себя нормально чувствовали в жизни.

 

 

Остап Ступка Главред

 

Vladimir Ternovoy: Остап Богданович, как Вы относитесь к утверждению, что мы должны наращивать присутствие наших деятелей культуры в России? Ведь словом тоже можно и нужно воевать. А донести наши ценности, нашу правду могут именно люди, известные и любимые россиянами.

Остап Ступка: Если бы не было так опасно для деятелей культуры ездить в Россию, можно было бы говорить ... Хотя в России существует Украинский культурный центр, Украинская библиотека, там есть украинская диаспора. Но сейчас, когда там курят украинские флаги, когда арестовывают директора Украинской библиотеки, не представляю, какой может быть схема присутствия наших деятелей культуры за рубежом. Я не знаю, как это сейчас можно сделать. Может, на расстоянии воевать словом? Так туда же ничего не доходит. Мы не можем нормальную украинскую пропаганду донести на восток Украины, я уже не говорю о Москве.

Kora: Понятно ли вам злорадство части нашего общества как реакция на смерть актеров или режиссеров, не поддержавших сторону Украины в нынешнем конфликте? Последний из таких примеров — смерть Табакова. Или все-таки человек всегда должен оставаться человеком?

Остап Ступка: Злорадствовать после смерти человека, в данном случае смерти Олега Табакова (с которым я, кстати, был знаком), думаю, не нужно. Надо оставаться человеком, потому что, так или иначе, Табаков был большим мастером. А то, что он не поддерживал Украины ... Что сделаешь, это его выбор. Как говорится, о покойных говорят или хорошо, или ничего. Поэтому давайте остановимся на "ничего".

 

"Нет полноценного существования украинского актера, потому что он соглашается на все ..."

Joker: Чем вы руководствуетесь, когда вы выбираете, на какую роль соглашаться, на какую — нет?

Остап Ступка: Прежде всего, как говорил отец, "интересно играть судьбу человека". Но, когда у тебя на столе лежит 30 сценариев, ты можешь выбирать. А, когда у тебя на столе лежит один сценарий, а надо кормить семью, то выбирать не из чего. Поэтому нет полноценного существования украинского актера целом, потому что он соглашается на все, тем более, в нынешней ситуации. В кино тоже гонорары упали, и поэтому актер соглашается на все, чтобы только штаны не падали и было есть. Поэтому сейчас нет рассуждения: выбрать эту роль, или вот эту ... По крайней мере у меня такого нет.

Helga: А какие роли вам интереснее — злодеев или добряков и почему? И от каких ролей обычно отказываетесь?

Остап Ступка: Конечно, интереснее играть воров, потому что воры, убийцы, мошенники тоже рождались, были маленькими детьми, ходили в школу. А потом, и это интересно по актерскому точки зрения и психологической, интересно, как человек превратился в зверя, в жестокого человека, убийцу или вора. Этот процесс интересен, по актерскому точки зрения. Поэтому и интереснее играть злодеев, потому что есть характер, судьба, есть что играть. Хотя и "добряков" можно играть - я не отказываюсь от таких ролей.

Лишь раз отказался от театральной роли. Это был современный текст, написанный на тему жизни Ивана Франко. Спектакль назывался "Среди рая на майдане". Речь шла о периоде жизни Франко перед его смертью: он болел, у него была "черная болезнь" (это сифилис), больничные простыни ... Мне не понравилась сама тема, потому что о Ивана Яковлевича можно рассказать много других вещей. Например, есть замечательная книга "Трижды мне являлась любовь" - о его увлечениях, его любовь, романтические вещи. И я не жалею, что отказался от этой роли, потому что этот спектакль прошла только шесть или семь раз, и все. 

 

 

Остап Ступка Главред

 

klim_s:  Какая из всех уже сыгранных вами ролей давалась вам самое, которую вы можете назвать "выстраданной", и почему?

Остап Ступка:Я не страдаю, когда готовлю роль. Можно немного помучиться, посомневаться (и это должно быть присуще любому актеру), но не страдать. Существует "магическая кнопка", которая позволяет мгновенно войти в роль. И я люблю входить в роль молниеносно и так же из нее выходить. Потому тянуть за собой шлейф роли - трудно ... Например, однажды я играл Смердякова в "Братьях Карамазовых": он там и эпилептик, и внебрачный сын Федора Павловича, и вешается в конце ... После таких ролей актеры несут "шлейф" еще и после работы. От таких ролей актеры иногда отходят сутки или двое. Я бы советовал сразу после закрытия занавеса исключать эту "кнопку" и ехать спокойно домой, не страдая из-за того, что твой герой повесился или упал в эпилептический припадок. Но это уже зависит от актерского практики, от того, как актер распределяет свои силы. Я,

Dinka:  Какую роль мечтаете сыграть и почему?

Остап Ступка: Не знаю. Хочется сыграть что-то историческое. Возможно, в напудренных париках, в камзолах ... Или что-то классически костюмированное. Возможно, что-то из Средневековья или эпохи Возрождения. Это касается и кино, и театр. Потому что сейчас большинство произведений - это "она Любит эго, а он Любит другую, а она беременна от третьего", и это катастрофа ... А хочется совсем другого.

Paulinka: С кем из современных украинских или российских кинорежиссеров вам было бы интересно поработать?

Остап Ступка: Не знаю. Могу назвать имя Дэвида Линча, но он не украинский и не русский.

Teatral: Есть ли среди ваших актерских замыслов такие, которые пока ждут своего часа, потому что зритель еще не дорос, или пока что нет финансовой возможности воплотить это в полной мере, или по каким-то другим причинам?

Остап Ступка: У меня есть давняя мечта о произведений одного бельгийского драматурга. Имя драматурга - Мишель де Гельдерод. Я лично столкнулся с его материалами, еще учась в институте. По одной из его пьес мы делали спектакль. Делали самостоятельно, неофициально. Работали и репетировали ночью в корпусе института на Крещатике. Этот проект нуждается в финансировании, потому что хочется сделать все красиво и изысканно. Тема этого проекта - человеческие пороки. 20-30-е годы прошлого века. Значительная Фландрия. Тема Бога и дьявола, смерти и жизни, власти. У этого драматурга много пьес, но я хотел бы сделать определенную компиляцию из этих пьес. Этот проект уже давно в задумчивости. Видимо, время еще не пришло, но это обязательно будет.

Vega:  Кого из советских или современных украинских и российских актеров вы считаете гениями? Кого бы обязательно советовали увидеть на сцене жизни?

Остап Ступка: Звичайно, це Амвросій Максиміліанович Бучма. Я його бачив тільки в кіно. З російських – Юрій Яковлєв. Він товаришував із моїм батьком. Вони навіть колись грали виставу разом у Львові у Театрі Заньковецької. Батько грав українською, Яковлєв — російською. Це була досить цікава практика тоді. Олег Борисов — він починав у Києві, я бачив його на сцені. Олександр Абдулов мені подобався і зараз подобається. Євгеній Леонов. Взагалі, когорта театру Марка Захарова. Там надзвичайно фантастичний підбір. Євгеній Євстигнєєв... Та можна безліч назвати! Серед українських — у Львові Борис Романицький, Олександр Гай, який грав Гамлета, Гнат Петрович Юра, засновник театру, Лесь Курбас. Навіть не знаю, кого саме радити… Якщо людина їздить у Росію, то там ще є хороші актори, якщо їздить за кордон — там теж можна подивитися на епохальних людей. Так, я радив би подивитися саме на епохальних людей, які ще живі та здорові не тільки у нас або в Росії, але й в усьому світі. Я, наприклад, бачив Лайзу Мінеллі на концерті в Нью-Йорку, і це було незабутнє враження, там же, в Нью-Йорку, я бачив "Річарда ІІІ" в головній ролі з Кевіном Спейсі, "Макбета" з Аланом Камінгом.

klim_s:  Остап, в чем для вас заключается рецепт безупречно сыгранной роли (не важно - в театре или в кино)? Обязательно актер должен полюбить своего персонажа, чтобы как можно лучше воплотить его в кино или на театральной сцене?

Остап Ступка: Да, актер должен полюбить своего персонажа. Принято считать, и это правда, что интереснее играть отрицательные роли, чем принцев или безупречных господ. Если ты играешь негативную роль, ты должен стать адвокатом своей роли. Если ты даже играешь мерзких преступника, зритель должен тебя полюбить или хотя немножечко посочувствовать. Если вас хвалят за негативную роль, считайте, что вы победили. А рецепт на самом деле у каждого актера свой.

 

 

Остап Ступка Главред

 

Dinka:  Вы всегда легко находите язык с режиссером? Любите импровизировать или, наоборот, четко следовать установкам режиссера?

Остап Ступка: С режиссером всегда надо находить общий язык. Я сторонник того, что актер должен слушаться режиссера, но и привносить свои идеи и воплощать их. Импровизация же должно быть запланированной. Но иногда на сцене случаются неожиданные вещи: кто-то забыл текст, кто-то вовремя не вышел - все случается. И вот тогда рождается импровизация. Такие моменты я очень люблю, потому что они тебя концентрируют, и только в такие моменты концентрации можно научиться импровизировать.

klim_s:  В кино всегда в итоге все выглядит безупречно, и можно хоть десяток раз переснимать сцену. Зато в театре так невозможно, и там бывают разные форс-мажоры, потому представление творится здесь и сейчас. Это - недостаток или преимущество театра? И как вы сами относитесь к непредсказуемым ситуациям на сцене?

Остап Ступка: Театр - это живой организм. И каждый спектакль с одной и той же названием, например, "Свадьба Фигаро", каждый раз идет по-разному, хотя мы говорим одно и то же текст. По-разному - потому что каждый раз приходит разный зритель. Если ты со зрителем находишь контакт с первой секунды, то потом спектакль льется, как песня, потому что есть живое общение. Но, когда возникают форс-мажоры в театре, то это мне нравится, потому что это аккумулирует твою энергию, концентрирует твое внимание и провоцирует на импровизацию. Я думаю, что в этом преимущество театра.

Malinka:  Господин Остап, то министр Нищук вступился за брань и эротику в произведениях искусствах - мол, они имеют право на существование. А как к этому относитесь вы? Думаете, действительно бывают такие случаи, когда ну никак нельзя отказаться от этого так, чтобы это не навредило общему виду произведения? Помню, что когда вы неодобрительно относились по крайней мере до нецензурной лексики в спектаклях.

Остап Ступка: Я до сих пор негативно отношусь к нецензурной лексике в театральных спектаклях. Если ухо уж так соскучилось по бранью, можно выйти на улицу в Киеве - ругательства там достаточно. Но есть моменты, когда брань в спектакле - это нормально. Например, в спектакле "Московиада" по одноименному произведению Юрия Андруховича: в начале спектакля в словах героя Алексея Вертинского были "матерные вкрапления". И там это звучало смешно, саркастически и целесообразно - это нормально. Также есть брань, как в Лесика Подеревянского - она льется, как песня, и она не режет ухо. Но в основном со сцены такого не может быть.

Что касается эротики в произведениях, то эротика - это искусство, в частности, в живописи. Есть целые сборники, художественные каталоги и альбомы: "Музыка и эротика", "История эротического искусства" или "История фотографии ню". Эротика - часть нашей жизни. А если эротика еще и связана с искусством, то я думаю, что это абсолютно нормальные вещи. Главное - не скатиться к порнографии.

Dinka:  Остап, вам лично трудно перестраиваться после работе на сцене на работу перед камерой и наоборот?

Остап Ступка: Кино и театр - это совсем другие приходы, совершенно разные планеты. И специфика работы другая. В кино, например, в свой первый съемочный день может выпасть возможность играть финальную сцену, в которой ты должен быть уже в определенном эмоциональном градусе, и ты должен правильно распределить свои силы, правильно расставить акценты. Поэтому надо правильно выстроить свою роль. Что касается театра, то там все идет в хронологическом порядке, и зритель это смотрит от начала и до конца. Хотя зритель кино тоже смотрит все от начала до конца. Но специфика производства кардинально противоположная. Перестраиваться ... Знаете, у актера есть какая-то магическая кнопка, какой тумблер, который на подсознательном уровне автоматически переключается на съемочной площадке на другую специфику работы.

Dinka:  Или не тесно вам в украинском театре и кино? Не имеете амбиций покорять зрителя и других стран и сотрудничать с зарубежными режиссерами?

Остап Ступка: Ой, тесно ... Хочется выйти за пределы знакомого. Сейчас у меня есть такая возможность, я снимаюсь в польском сериале "На Вспульний". Это улица в Варшаве, где разные семьи, разные перипетии ... Этот сериал - такая "Санта-Барбара", которая идет в Польше с 2003 года. Мало того, они специально для производства этого сериала в 2010 году построили специальную киностудию, которая производит исключительно этот сериал, и останавливаться они не собираются. В прошлом году в сериале появился новый герой, эту роль выполняю я. И - странная ситуация - сейчас я больше нужен полякам как киноактер, чем Украина. А вообще, было бы интересно поработать с выдающимися европейскими режиссерами в Польше, Германии или Франции. Будем работать над этим.

Simona:  Поздравляю вас с Международным днем театра, который был вчера! Интересных ролей и любви зрителя! Как вы отпраздновали этот день, если не секрет?

Остап Ступка: Спасибо за поздравления! В театре состоялось торжественное собрание, где приветствовали людей, родившихся в марте или именно в этот день, 27 марта, в День театра (таких у нас немало - и актеров, и работников технических цехов). Затем я поехал к студентам в Университет культуры, где в три состоялся театральный "капустник" с участием различных студентов, в том числе моего курса - я художественный руководитель актерского курса в университете. А потом скромно выпил пива вечером дома, посмотрел кино и лег спать.

Smilik:  Скажите, Остап, а кто, по вашему мнению, из украинских политиков мог бы стать неплохим актером или уже есть (если оценивать то, как он или она играют на избирателя)? :)

Остап Ступка: Но они все хорошие актеры! Политика - это же такой своеобразный театр. Поэтому вспоминать кого-то конкретно я бы не стал. Потому что Верховная Рада - это модель театра, где есть хорошие актеры, а есть плохие. То есть все так же, как в театре. Только эти "актеры" работают на несколько иные вещи.

Надежда Имущества