"Прошлое, которое Портон-Даун не может скрыть"

На модерации Отложенный

Перевод статьи Роба Эванса, опубликованной 6 мая 2004 года в газете «Guardian»

«Прошлое, которое Портон-Даун не может скрыть». 



Портон-Даун - то самое место, где британские официальные лица «изучали» дело Скрипалей на предмет анализа химических отправляющих веществ. Оно же , по стечению обстоятельств, находится в 7 милях от злополучного места, где нашли россиян. А теперь наслаждайтесь.


Возобновляется расследование смерти молодого летчика, ушедшего из жизни 51 год назад. Тем временем Роб Эванс сделал достоянием общественности тайны испытаний британского нервно-паралитического газа.

7000 акров прекрасных сельских угодий графства Уилтшир стали укромным уголком для научного учреждения с, пожалуй, самой дурной славой во всей Великобритании. Портон-Даун был основан в 1916 г. и является старейшим учреждением, занимающимся исследованием химического оружия, в мире. Строжайшая секретность, десятилетиями окутывавшая это учреждение, спровоцировала всевозможные мифы и слухи об испытаниях. Один член британского правительства однажды обмолвился о "зловещей и гнусной репутации" Портон-Дауна.

Испытания над людьми в Портон-Дауне вызывали серьезную критику. Например, предполагается, что в качестве таких "подопытных кроликов" выступали военнослужащие, которых завлекали обманом, но которые соглашались на участие в испытаниях на якобы добровольных началах. До сих пор вызывает озабоченность вероятность того, что опыты нанесли долгосрочный вред здоровью людей.

На этой неделе работа учреждения вновь оказалась в центре внимания: было возобновлено расследование смерти молодого летчика Рональда Мэддисона в мае 1953 г. Он скончался, после того как ученые Портон-Дауна вылили жидкий нервно-паралитический газ ему на руку в ходе опыта.



Мэддисону было сказано, что он участвует в эксперименте по лечению насморка, на самом деле на нём производилось испытание зарина. В течение десяти дней после его смерти следствие велось в тайне, после чего был вынесен вердикт «несчастный случай»

Первоначальное расследование пришло к выводу о случайной смерти, но новое расследование исследует новые свидетельства и решит, насколько верен был изначальный вердикт.

Но что же делали ученые в Портон-Дауне? Достигли ли они каких-либо научных успехов спустя годы после окончания экспериментов? "Гардиан" по кусочкам собрала целостную и шокирующую картину испытаний нервно-паралитических газов, использовав отчеты таких экспериментов, опубликованные Государственным архивом Великобритании и новые документы, полученные по закону "Об открытом правительстве".

С сугубо научной точки зрения они (учёные) разработали огромное количество научных материалов о влиянии нервно-паралитического газа на организм человека. Эти данные, в свою очередь, позволили учреждению в Портоне разработать одни из самых современных средств защиты от химической атаки для британских вооруженных сил.

Портон признает, что эксперименты, проводимые на людях, внесли "жизненно важный вклад" в разработку этих средств защиты. Эти материалы также помогли Британии разработать свой собственный арсенал средств, в состав которых входит нервно-паралитический газ, прежде чем эта программа была окончательно отложена в конце 1960-х годов.



С 1945 по 1989 год в Портоне действие нервно-паралитического газа было испытано на более 3400 "морских свинок". Вероятно, что в Портоне воздействию нервно-паралитического газа подверглось больше людей в течение самого длительного периода времени в сравнении с любым другим научном учреждением в мире.

Две другие страны признали случаи проведения испытаний нервно-паралитического газа на людях: американские военные объявили об испытаниях над 1100 солдат в период с 1945 по 1975, а также Канада заявила о проведении небольшого количества испытаний в период до 1968 года. Другие страны, включая Францию, Советский Союз и Ирак, также, вероятно, подвергли людей воздействию нервно-паралитического газа, однако сведений о проведении таких испытаний довольно мало.

Группа химических веществ, известных как нервно-паралитические газы, была впервые разработана нацистами в качестве оружия до и во время Второй мировой войны. Немецкие ученые обнаружили потенциал этих фосфорорганических соединений, которые даже в минимальных количествах способны нарушить функционирование ключевого элемента нервной системы.

Человеческие мышцы сокращаются, когда химическое вещество, ацетилхолин, высвобождается из нервных окончаний. Мышцы не остаются в сокращенном состоянии, потому что ацетилхолин в доли секунды разрушается энзимом (ацетилхолинэстеразой), позволяя мышце ослабиться снова. Нервно-паралитический газ деактивирует этот важный энзим, и ввиду того что он не функционирует, происходит мышечный спазм, который нельзя ослабить. Жертвы умирают, потому что самые важные мышцы в организме - сердце и мышцы грудной клетки, которые контролируют опорожнение и наполнение легких, парализованы. Жертвы быстро задыхаются в ужасающей смерти.

Нервно-паралитические газы более смертоносны, чем любое другое химическое оружие, но во время Второй мировой войны только немцы заметили их полный потенциал и создали арсенал боеприпасов. Как прокомментировал один из из сотрудников Портона, британцы и их союзники были "застигнуты врасплох".

Во время крушения третьего Рейха в апреле 1945 года англичане обнаружили запасы газа в Германии. В течение двух недель Портон испытал газ на партиях людей, хотя они не знали, что это за неизвестное соединение и как оно вредит организму.

Открытие нового оружия мгновенно изменило все для Портона, так как все их предыдущие работы по другим химическим веществам, таким как горчичный газ, были не востребованы.

Ученым базы Портона быстро пришлось выяснять, как нервно-паралитические газы атаковали организм человека.

Один из ранних тестов установил, насколько малой дозы одного из нервных газов, зарина, было необходимо, чтобы начать процесс отравления. Пятьдесят шесть человек были отправлены в газовые камеры и подверглись воздействию "низких концентраций" газа. Наблюдавшие за экспериментом ученые зафиксировали, что через 20 минут у мужчин начался миоз (сужение зрачка), один из первых симптомов отравления нервным газом. Их зрение было размыто и затемнено. Иногда этот эффект продолжался до пяти дней.

14 человек были подвергнуты многократному воздействию зарина, некоторые из которых еще не успели восстановиться после предыдущего отравления газом. Портонские ученые заметили: «Повторное воздействие, после третьего или четвертого сеанса, приводит к обострению эффектов...».

К 1950 году, Портон приступил к тестированию «существенно большие дозировки» зарина на 133 испытуемых, фиксируя при этом выраженность симптомов, таких как ринорея(обильное выделение водянистой слизи из носа), головная боль, рвота и боль в глазах.

В течение двух лет Портон продолжал поиски других проявлений. В 1952 году в одном из своих исследований они пытались узнать, какой ущерб нанесет зарин психическим и интеллектуальным способностям людей.

Двадцать летчиков были подвергнуты воздействию зарина, а затем протестированы с целью определить их уровень интеллектуальных способностей и профпригодности. В итоге эксперимента Портон заключил, что в результате отравляющего воздействия визуальное восприятие человека ослабевает, но рассудок и умственные способности не ухудшаются. Испытав более высокую дозировку зарина, портонские ученые пришли выводу, что несмотря на высокую концентрацию, все 12 испытуемых выглядели менее встревоженными, чем от них ожидалось.

Мэддисон умер во время проведения, возможно, одного из самых неоднозначных экспериментов. Эта трагедия на ближайшие несколько недель станет предметом тщательного расследования. Он был одним из 396 подопытных, которые принимали участие в большом эксперименте, целью которого было - «определить дозировку [трех нервных газов], которые при нанесении на одежду или обнаженную кожу людей могли бы вывести из строя или привести к смерти».

Учёные изменяли дозировку нервных газов (некоторые дозы оценивались на грани жизни и смерти подопытных), а затем измерить, насколько каждое из этих количеств уменьшает количество ферментов холинэстеразы в организме. Они пытались установить соотношение между двумя цифрами, а затем экстраполировать их, чтобы получить смертельную дозу для людей. Но они обнаружили, что эта теория ошибочна, поскольку нет прямой корреляции.

После смерти Мэддисона в Портоне предельно-допустимое количество нервного газа, которое могло бы быть опробовано на людях, ограничили, однако испытания продолжились.

Около 300 солдат в середине 1950-х годов были использованы с целью выяснить, насколько хорошо они могут проводить военные операции после предполагаемого применения нервного газа. Их подвергали воздействию относительно низких доз, а затем отправляли на пробные упражнения. Подопытные солдаты чувствовали себя хорошо при дневном освещении, но гораздо хуже ночью. Самым большим огорчением было то, что их зрение ухудшалось, но ученые полагали, что солдаты все еще могли сражаться после того, как подверглись воздействию низкого количества нервного газа.

Они предположили, что в течение дня подразделение с неповрежденным боевым духом могла справиться, но ночью солдаты были бы уязвимы, потому что они были бы склонны к панике, особенно потому, что их зрение было затруднено.
Психологическое действие нервно-паралитического газа продолжительное время подвергалось пристальному изучению в экспериментах 1950-х годов. В ряде экспериментов мужчины прошли ряд тестов по определению уровня интеллекта и способностей после того, как подверглись воздействию газа. Портон обнаружил, что после этого воздействия мужчины были явно недовольны и подавлены, что сочеталось с "чувством пониженной работоспособности и склонностью к социальной изоляции".

В конце 1950-х годов Портон изучал влияние нервно-паралитического газа на отдельные части тела. В одном из исследований был сделан вывод о том, что нервно-паралитический газ не снижает слух; это могло бы быть проблемой, в случае если бы солдаты не были способны, например, услышать указания или приказы в разгар боевых действий после газовой атаки. Другое исследование было направлено на изучение того, затрудняет ли нервно-паралитический газ циркуляцию крови по венам в ноге; оказалось, что это не так. Еще одно исследование рассматривало воздействие нервно-паралитического газа на сердце, так как ученые хотели выяснить, отвечают ли определенные мышцы между ребрами за один из свойственных симптомов отравления нервно-паралитическим газом - "стеснение в груди".

В более поздние годы проведения программы Портон, вероятно, сосредоточился на оценке воздействия нервно-паралитического газа на глаза, что является важным моментом, потому что, например, пилоты, которые постоянно следят за функционированием сложных приборов, могут быть лишены дееспособности при помощи малейшего воздействия газа.
Программа нервно-паралитического газа была существенной для Портона, потому что эксперименты над людьми были неотъемлемой частью учреждения с момента его основания. За последние 80 лет около 25 000 человек были подвергнуты экспериментам в Портоне, многие из которых прошли испытания с использованием другого химического оружия, такого как иприт и слезоточивый газ. Другие подопытные были использованы просто для того чтобы испытать защитное оборудование и не подвергались воздействию химикатов.

Сегодня база Портон существует только для разработки защитных мер против газовых атак. Но деятельность и этические стандарты осуществляемых тестов будут подвергаться беспрецедентным проверкам в ходе расследования в ближайшие недели.