Зверский нажим
19 января 1928 года Иосиф Сталин находившийся в Новосибирске, на второй день своей рабочей экспедиции послал в Москву две шифрованные телеграммы. Первую рано утром в 8:00.
В ней писалось так.
Телеграмма И.В.Сталина из Новосибирска в ЦК ВКП(б) С.В.Косиору
19 января 1928 г.
Москва, ЦК ВКП, Косиору. 8 час. 00 мин.
Первое. Прибыл [в] Новосибирск 18-го. [В] тот же день устроили собрание в сорок человек партийно-советско-кооперативной верхушки. Общее впечатление от собрания: страшно запоздали с заготовками, очень трудно наверстать потерянное, можно наверстать потерянное при зверском нажиме и умении руководить, работники готовы разбиться в лепешку для того, чтобы выправить положение. О решениях собрания сообщу дополнительно. Шифровку о художествах Троцкого и троцкистов получил.
Второе. Где Молотов[?] Получил ли он мою шифровку из Свердловска[?] Предлагаю Политбюро немедля направить Молотова в четыре губернии центральной земледельческой России, рекомендовав ему остаться в каждой из этих губерний два-три дня для руководства и проверки исполнения. Это необходимо. Это надо сделать.
(На бланке входящей шифровки имеется карандашная надпись: «Сталину. Согласно решения Политбюро выеду на десять дней [в] ЦЧО. Выезжаю [в] понедельник. Молотов»)
Сталин."

Иосиф Сталин прямо писал, что лишь зверский нажим может помочь переломить ситуацию с хлебозаготовками
Сразу подчеркну -- не стоит осуждать его, он все делал правильно, ради страны и ее народа. Только очеь жесткий нажим на спекулянтов-кулаков мог бы помочь разрешить продовольственную проблему и высвободить средства для индустриализации.
Сельское хозяйство представляло один из главных источников доходов, который распределялся так:
1) Экспорт с\х продукции из зерновых за рубеж
2) Продажа с\х продукции внутренним потребителям
По первому пункту тема избитая, сколько о ней уже написано. Вторая менее известная, но тоже важная. Однако в практике хлебозаготовок была еще одна сторона -- закупочная. Если конкретизировать то государство ранее закупало зерно у кулаков по рыночной цене. Для примера рыночная цена была 5 рублей, а в 1928 г. власть установила цену в 80 копеек, таким образом происходила экономия в раземере около 5 рублей за пуд зерна. Экономия выходила в 4 рубля за пуд -- эти деньги шли теперь не в карман жадным хлебным спекулянтам, а оставались в бюджете государства.
А поскольку речь шла о тысячах и тысячах пудов зерна, например одна Украина в сезон 1926/27 г. сдала 57,6 млн пудов зерна. Попробуйте подсчитать насколько это было много, соответственно речь шла о десятках миллионов рублей. Теперь эти сэкономленные средства можно было пустить на индустриализацию. Так что цена вопроса была очень высока.
![]()
Власть в условиях рынка постоянно переплачивала за каждый пуд зерна в 4-5 раза, обогащая спекулянтов, это надо было исправить
Сталин не зря сетовал на слабые меры, тем более что даже после его приезда политика усиленных хлебозаготовок продолжала встречать сопротивление. Одним из .
Он написал Сталину и Сырцову следующее письмо, где в частности писал:
"Основной смысл предложений товарища Сталина, выдвинувшего необходимость воспользоваться этой статьей, сводится к тому, чтобы ударить по кулаку, ударить сильно, но ударить в то же время так, чтобы основной массе крестьянства была ясна законная причина ареста, конфискации имущества и прочих мер, кои мы к кулаку применим.
Развивая эту мысль дальше, т. Сталин рекомендовал сосредоточить внимание на той именно части 107 статьи, которая трактует о наказании именно за «невыпуск таковых (товаров. — С.З.) на рынок».
Что даст нам этот нажим на эксплуататорскую верхушку деревни? На что строим мы свои расчеты?
По соображениям, высказывавшимся вчера на заседании, такой нажим на кулака заставит середняка повезти хлеб на рынок. Середняк скажет: «Вот это — власть. С ней шутить нельзя. Она требует исполнения своих законов» и проч. На создание морального эффекта в массах середняка, таким образом, рассчитаны эти мероприятия.
Я считаю этот расчет ошибочным. Я глубочайше убежден, что эффект от таких мероприятий мы получим совершенно противоположный тому, который ожидаем. И вот почему.
.............................
В силу высказанных соображений я считал и считаю, что кулака надо бить исключительно как скупщика хлеба. При данной конъюнктуре из 10 кулацких хозяйств одно-два уж обязательно занимаются этим."
Иначе говоря Загуменный был категорически был против применения 107-й статьи к кулакам «в полном ее объеме». Он полагал, что кулаков надо судить лишь за скупку хлеба, а не за то что они не продают имеющиеся у них излишки.
Свое письмо Загуменный резюмировал словами:
"Мне кажется, что мы слишком круто поворачиваем."
Это было показателем генерального курса партии.
Сталина не могло это не беспокоить. Поэтому в Новосибирске он задержался. Письмо Загуменного он собирался обсудить на следующий день. Вечером 19 января он отправит в Москву новую шифровку. Вот она.
"Телеграмма И.В.Сталина из Новосибирска в ЦК ВКП(б)
В.М.Молотову и С.В.Косиору
19 января 1928 г.
Москва, ЦК ВКП, Молотову, Косиору. 17 час. 35 мин.
1. Нигде так не отстали в заготовках, как [в] Сибири. За первое полугодие, то есть за июль—декабрь, заготовлено менее трети годового плана, за второе полугодие, то есть за январь — июнь, нужно заготовить более двух третей плана, для чего необходимо поднять темп заготовок минимум вдвое, между тем как заготовки поднялись за январь лишь на 10 — 15 %. Ввиду этого общее мнение было за снижение плана, как невыполнимого. Однако, ввиду некоторого воздействия, совещание работников единогласно постановило вчера выполнить весь план в 60 млн пуд. для центра во что бы то ни стало.
2. Здесь очень распространена вера во всемогущество промтоваров в деле поднятия хлебозаготовок. Не отрицая большого значения промтоваров, надо, однако, признать, что промтовары сами по себе не решают вопроса о ценах на хлеб, являющегося важнейшим делом для крестьянства. Промтовары могут сыграть решающую роль лишь при твердой политике цен на хлеб, при едином фронте всех наших заготовителей на основе твердой политики цен, при решительном обуздании спекуляции, при активном руководстве делом заготовок со стороны парторганизаций.
Между тем, разнузданная конкуренция наших заготовителей, свободная деятельность спекулянтов и кулаков, попустительство низового аппарата и инертность парторганизаций создали почву для взвинчивания цен, разложили рынок и подорвали заготовки, несмотря на наличие промтоваров.
Ввиду этого совещание постановило: во-первых, ударить по спекулянтам и кулакам-скупщикам на основании 107 статьи Уголовного Кодекса, как нарушителям революционной законности, во-вторых, ударить по попустителям и пособникам спекуляции из низового аппарата на основании 105 статьи, как нарушителям советских законов, в-третьих, карать разрушителей единого фронта заготовителей, в-четвертых, немедля мобилизовать на длительный период всю советско-партийную верхушку для работы на местах и использовать вовсю печать.
3. По линии изъятия денег решено приурочить взимание налога на 15 февраля. Опоздали с самообложением. Закон ЦИК СССР не соответствует закону ВЦИК. Поправка ВЦИК опубликована, но над ней висит дамоклов меч закона ЦИК СССР60. Надо устранить и эту неувязку. Решено безусловно привлекать кулаков к уголовной ответственности, как недоимщиков и нарушителей законов, по статье 60.
4. Считаю долгом отметить, что здешние партработники взялись за дело с большим рвением и работают по совести, как истые большевики, что дает основание рассчитывать на успех.
5. 21-го вечером выезжаю на Алтай, откуда сообщу свой адрес.
Сталин."
20 января Сталин вновь собрал закрытое собрание бюро Сибкрайкома ВКП, где вынес на обсуждение письмо С. Загуменного. Сталин в ответ на письмо вновь аргументировал необходимость административного нажима. Против недобросовестных спекулянтов он предлагал использовать метод страха перед необратимым наказанием.
Сталин в частности говорил:
«Хорошо, если бы заплатили больше, но тут дело темное. Петруху посадили, Ванюшку посадили, могут и меня посадить. Нет уж, лучше продам хлеб. С Советской властью нельзя не считаться».
Кроме того Сталин заговорил на этом же совещании о пока еще слегка отдаленой практике создания колхозов
«Нужно добиться того, чтобы в течение ближайших трех-четырех лет колхозы и совхозы, как сдатчики хлеба, могли дать государству хотя бы третью часть потребного хлеба».
В тот же день Сталин послал шифровку в Москвую. Текст ее был следующий.
"Телеграмма И. В. Сталина из Новосибирска в ЦК ВКП (б)
20 января 1928 г. (Дата установлена по входящей шифровке)
Москва, ЦК ВКП;
Копии: Кзыл-Орда, областком ВКП(б) Голощекину, Кубяку; Семипалатинск, губком Беккеру, зав. губторготделом Кошинбаеву;
Петропавловск, губком ВКП(б) Райтеру, зав. губторготделом
По сообщению Сибкрайкома, в смежных [с] Сибкраем районах Казахстана, особенно [в] Петропавловской губернии, допущены грубые нарушения хлебных цен, достигающие [в] отдельных случаях 12 — 27 к. пуд, что подрывает в корне заготовки [в] Сибири [и] в прилегающих хлебных ее районах. Объясняется этот срыв хлебных цен нарушением директив Совнаркома СССР и ЦК ВКП со стороны завгубторготделами Семипалатинска и Петропавловска, видимо, при попустительстве секретарей соответствующих губкомов.
[На] днях выезжаю [в] эти районы (и вызываю секретарей и завгубторготделами для ликвидации на месте этих возмутительных безобразий, о чем довожу до сведения ЦК ВКП.
Сталин. "
21 января вечером Иосиф Виссарионович уехал на Алтай, следующим пунктом его остановки был Барнаул.
Комментарии
"За последние два месяца нет книги, журнала, номера газеты, в которой бы не было статей о голоде, описывающих положение голодающих, взывающих к общественной или государственной помощи и упрекающих правительство и общество в равнодушии, медлительности и апатии."- Л.Н.Толстой
Источник: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/publicistika/o-golode.htm