Чья Арктика?
В последнее десятилетие отмечается буквально взрыв интереса к Арктике у многих стран мира. Раньше эта зона традиционно считалась сферой интересов восьми арктических государств, у которых хотя бы часть территории находится за Северным полярным кругом. В 1996 году они создали Арктический совет, в котором на уровне высоких должностных лиц министерств иностранных дел обсуждаются проблемы Арктики. В основном это вопросы экологии, взаимодействия в области спасения в воздухе и на воде.
Кроме того, существует так называемая «Арктическая пятёрка». Это государства, в чьи государственные границы входит побережье Ледовитого океана: Соединённые Штаты Америки, Канада, Дания через Гренландию, Норвегия и Россия. В рамках их взаимодействия обсуждаются двусторонние и общие вопросы правового положения пространств Арктики.
Но сейчас ситуация изменилась кардинально. О своих интересах в Арктике заявляет Евросоюз в целом и отдельные в него входящие государства, расположенные, прямо скажем, далеко от северных широт. Заинтересованность проявляют страны Юго-Восточной Азии. Причём их активность не декларативна, а носит практический характер: снаряжаются экспедиции, проводятся научные исследования. Ряд государств стали участниками Арктического совета в качестве наблюдателей.
Сейчас разгорелась невидимая пока ещё подковёрная борьба: кому же принадлежит Арктика? Вопрос непростой. Другие страны – те же Евросоюз, Китай говорят: «К Арктике надо применять Конвенцию по морскому праву, подписанную в 1982 году». Но по ним России тогда принадлежат только 15 миль от берега. Это территориальные воды. Ещё 200 миль – это особая экономическая зона. А дальше уже открытое море, нейтральные воды. Тем, кто не входит в число «Арктических государств», такой подход нравится гораздо больше, и понятно почему. Они говорят: «Это ничьё открытое море, любой может им пользоваться, а шельф – дно этого моря, это есть международное наследство. Достояние всего человечества».
Но это, ясное дело, не устраивает уже РФ и других наших соседей по Арктике. Задача России – доказать, что подводные горные хребты на дне Ледовитого океана являются продолжением нашей геологической структуры. Такие доказательства, по мнению наших геологов, можно осуществить. Организована работа по доказательству того, что хребет Ломоносова – это продолжение Сибири, что в древности этот хребет держался на Сибирской платформе.
Просто ушёл под воду во времена геологических катаклизмов. В этом случае мы имеем право территорию вокруг этого хребта считать своей. Датчане проводят точно такую же работу, как и мы, только они доказывают, что хребет Ломоносова – это продолжение гренландских геологических структур. Канада тоже выдвинула такие же претензии. Хребет Ломоносова пересекает весь океан от них до нас.
Стоит присмотреться к опыту США. Что делают Соединённые Штаты со своим сектором? Они ничего не делают, они ничего не исследуют, ничего не доказывают. Они говорят: «Это было наше, так и будет. А кто не согласен, пусть придёт и попробует отобрать». Они – единственная страна в мире, которая не подписала Морскую конвенцию. Они говорят: «Нам это ничего не надо, мы своё и так возьмём».
Россия пытается установить положение, чтобы этот арктический сектор как и был в старые добрые времена нашим, так и оставался за нашей страной. Это значит, что мы должны согласиться, что у датчан есть свой сектор, у американцев – свой. Как это было до истории с Морской конвенцией.
Есть 83-я статья той же самой конвенции, по ней спорные вопросы могут решать между собой страны, противолежащие в море и прилежащие. Все «арктические страны» у нас либо противолежащие, либо прилежащие. Надо с пятью странами разделить эту Арктику так, как она была поделена раньше. Почва для компромисса есть, потому что у всех есть друг к другу претензии. У Канады есть трения с Соединёнными Штатами. У Дании – с Канадой и т.д.
Причины интереса к Арктике разных стран очень очивидны, во-первых, это вопросы экономического характера – природные ресурсы. Во-вторых, возможность использовать арктические морские пути в качестве международных магистралей. Почему этот интерес именно сейчас приобрёл такое звучание? Да потому, что непосредственной причиной, толчком служит глобальное потепление. Арктика в последние годы постепенно освобождается ото льда. Необратим или цикличен этот процесс – это особый вопрос. Но даже если он продлится два-три десятилетия, этого достаточно при нынешней динамике технологического развития для интенсивного использования арктических ресурсов.
Комментарии