«В вопросе Косово Вучич пошёл не на „компромисс“, а на полную капитуляцию».
На модерации
Отложенный
На днях Балканы впервые посетил новый представитель американской администрации, помощник госсекретаря США Уэс Митчелл. Согласно информации, появившейся накануне его визита в сербских СМИ, американский дипломат был намерен представить некий новый план Вашингтона по Косово и Метохии. Смысл и содержание визита Митчелла прокомментировала для EADaily российский эксперт-балканист Анна Филимонова.
Хотелось бы отметить, что общественная дипломатия США, а вслед за ней и дипломатия стран, придерживающихся проамериканского курса (в частности, мы можем сказать, что, начиная еще с 2009 года, проамериканский курс проводит и руководство Сербии) носит достаточно скрытный характер. Поэтому всё, что мы слышим, это заявления о необходимости мира, стабильности и процветания народов. Эти тезисы ни один разумный человек оспаривать не будет. Но это заявления в духе «за все хорошее и против всего плохого». Хотя по конституции руководство любой страны, в том числе и Сербии, просто обязано ставить своих граждан в известность о предпринимаемых шагах и о сути проводимых переговоров. В Сербии этого не делается. Всё проводится втайне, общественность ставится в известность только постфактум, официальные формулировки пестрят ничего не значащими праздными штампами.
Так, например, накануне визита Сергея Лаврова в Сербию состоялась очень интересная беседа Александра Вучича с руководителем английской разведки Ми-6. Содержание разговора осталось неизвестным. Затем, после отъезда Лаврова, последовали переговоры Вучича с Ангелой Меркель, суть которых, кроме ничего не значащих фраз, тоже не была предана огласке. Теперь, видимо, начинается резкое обострение в действиях американской дипломатии. На смену печально известному Брайану Хойту Йи приходят другие люди.
Показательно, что Уэс Митчелл сначала приехал в Приштину, где сделал четкое заявление о том, что Силы безопасности Косово будут трансформированы в «армию Республики Косово», и что в этом вопросе никто не обладает правом вето. Это принципиально новый момент в американской политике, потому что до этого дипломатия США настаивала на том, что только в согласии с конституцией все национальные меньшинства должны дать добро на создание армии «Республики Косово». Это значит, что американцы дали «армии Косово» зеленый свет. И после этого представитель США (страны, которая признала Косово, которая его поддерживает и способствует его укреплению) едет в Сербию. И здесь Александр Вучич делает заявление о том, что она готова идти на компромиссы. Но Сербия пошла не то что на компромиссы — она пошла на полную капитуляцию. Все соглашения в рамках так называемого Брюссельского процесса носят характер полной государственной капитуляции с четкими признаками государственной измены, потому что речь идет о нарушении территориальной целостности и суверенитета Республики Сербия.
Александр Вучич не имел никаких полномочий на заключение Брюссельского соглашения. Еще четче: Брюссельское соглашение противоречит конституции Республики Сербия и Резолюции 1244 СБ ООН по Косово. И более того, складывается впечатление, что Сербия не просто убрала из Косово полицию, суд, гражданскую защиту, т. е. все органы государственной власти, сдала даже «Парк мира» на мосту, соединяющем северную и южную часть Косовской Митровицы, дала «Республике Косово» международный телефонный код- нет такой уступки, на которую Сербия бы не пошла. Более того, Вучич идет ещё дальше. Его «Сербский список» (партия косовских сербов, участвующая в работе «парламента Республики Косово» и созданная при поддержке Белграда — EADaily), по сути дела — это инструмент погашения всей общественно-политической жизни сербов на севере Косово. Без соизволения «Сербского списка» оттуда не может раздаться ни один голос. А «Сербский список» полностью инкорпорирован в работу парламента «Республики Косово», с его молчаливого согласия премьером был избран Рамуш Харадинай (обвиняющийся в многочисленных военных преступлениях — EADaily).
Речь идет о какой-то невероятной манипуляции глобального масштаба, которую руководство Сербии провело в отношении не только своих граждан, но и Российской Федерации, и всех остальных, кто выступает против независимости Косово.
Республика Сербия идет на какие-то совершенно запредельные, нелогичные, антиконституционные действия по отношению к сепаратистам в Приштине. Хотя даже Международный суд в 2010 году постановил, что группа сепаратистов провозгласила независимость, но это по сути ничего не значит.
Теперь посмотрите, что делают сербские власти сейчас. Они из всех сил пытаются представить, что основная суть дела заключается в создании какой-то там Ассоциации сербских муниципалитетов. Я отсылаю к документу сербского правительства, к отчету о применении Брюссельского соглашения, подготовленному Канцелярией по Косово и Метохии в 2014 году. Этот документ, который содержится на сайте сербского правительства, ясно показывает, что в момент подписания Брюссельского соглашения у сербской стороны не было никакого понимания по поводу того, что подразумевается сторонами под пресловутой Ассоциации сербских муниципалитетов. В этом документе содержатся сплошные жалобы и претензии на то, что Приштина это понимает как дублирование косовских муниципалитетов, т. е. муниципалитетов «Республики Косово». И в этом смысле это дублирование, указывает сербский документ, бессмысленно. Но вы именно это подписали, потому что в Брюссельском соглашении речь идет лишь о конституционно-правовом порядке «Республики Косово». Естественно, Приштина все трактует в рамках своих законов, и албанцы не хотят создавать никакого дубликата уже действующей у них системы объединения косовских муниципалитетов, им это просто не нужно. Но если международная общественность и США будут настаивать, то они, безусловно, создадут что угодно — на бумаге. Стремление настоять на создании Ассоциации сербских муниципалитетов, совершенно бессмысленной даже с точки зрения косовского законодательства, еще и очень опасно, потому что если все сводится именно к этому, то именно эту кость Вашингтон и Приштина могут в итоге кинуть сербам. Они могут представить некую формальную бумагу о формальном объединении сербских муниципалитетов, которая не будет иметь никакого значения, потому что в данном случае речь идет просто о функционировании на местном уровне. Я думаю, что Приштина не позволит этой «ассоциации» решать даже вопрос асфальтирования детской площадки. Это полный отвод внимания, это блеф, мистификация.
Совершенно непонятно, на каком основании режим Александра Вучича нарушает Хельсинские соглашения о нерушимости послевоенных границ. Почему он дарит албанцам второе государство, хотя это невозможно даже на основе пресловутого права наций на самоопределение, заложенного в конституцию СФРЮ — албанцы имели в ней статус народности, а не нации. Народность не может получить государство. Вся трагедия ситуации заключается в том, что это делает Белград. И делает так, что вовлекает в этот процесс еще и других участников.
В чем здесь ловушка, например, для Российской Федерации? Российская Федерация в своей внешней политике безусловно не может исходить из принципа Ad Hominem — поддержка отдельной личности. Российская внешняя политика была успешной только тогда когда Россия твердо стояла на международных принципах морали и справедливости. Когда эти принципы нарушаются и идет слепое следование за чей-то волей, то тогда мы видим обрушение остатков международного порядка. Процесс сдачи Косово может необратимо сказаться на российско-сербских взаимоотношениях. Поэтому сейчас единственное, что нужно сделать — это разорвать все эти Брюссельские соглашения, вернуться к Резолюции 1244 СБ ООН и выработать метод урегулирования вопроса с албанцами сугубо в правовом и конституционном поле Республики Сербии.
Дай Бог албанцам счастья, здоровья и процветания. Но Косово — территория Республики Сербии. Вопрос об отделении части сербской территории в принципе не может быть поставлен.
Что касается американцев, у них есть свои чёткие интересы, они свою стратегию формируют и работают над ней действительно 24 часа в сутки. Нужно понимать логику американской политики — здесь пощады не будет никакой. Мы входим в период окончательного разрешения сербского вопроса с самыми катастрофическими последствиями для сербского народа. Здесь не стоит обольщаться.
Комментарии