Русская живопись. Основные этапы развития в контексте истории России (часть шестая)
Обсудить (1)
История любого государства состоит не только из военных побед и поражений.
Не менее важную роль играет культурная самоидентификация народа страны, которая объединяет его сильнее, чем союзы и законы.
Именно культурное объединение народа создаёт непоколебимые основы государственности, оно создаёт предпосылки единой морали и обычаев, которые сильнее писаных законов.
Мне очень жалко, что мало кто в нынешнем обществе это понимает.
В середине 1760-х годов, завоевывает известность художник, разительно непохожий на других современников, - Ф. Рокотов, ставший одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве XVIII века. В одном из лучших своих произведений, портрете поэта В.И. Майкова (конец 1760-х), Рокотов создает многогранный образ поэта, автора «ироикомической» поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх», русского вольтерианца и дворянского вольнодумца, сибарита и жизнелюба. В этом же ключе написан и ряд других портретов художника. Рокотов, как правило, избегает парадных изображений, отказывается от пышной обстановки, эффектных и разнообразных композиций, поз и поворотов. Преодолевая дистанцию, отделяющую зрителя от моделей, он как бы приближает портрет к нам, и вместе с художником мы с нарастающим интересом всматриваемся в черты незнакомцев, их глаза, мерцающие из-под полуопущенных век, линию надменных или доверчивых губ, многозначный, не во всем понятный и доступный внутренний мир людей. В своих картинах художник не высказывает, как правило, категорических суждений, и в его портретах часто ощутимо нечто загадочное, необъяснимая сложность и противоречивость душевных движений, тончайшие нюансы, определяющие в конечном счете их эмоциональное воздействие.
Иная творческая индивидуальность выступает в творчестве Дмитрия Григорьевича Левицкого, крупнейшего русского портретиста второй половины XVIII века, художника, быть может, не столь утонченного, как Рокотов, но более многогранного и широкого. В созданной Левицким обширной галерее портретов мы видим величественную Екатерину II (1783), представленную мудрой и просвещенной законодательницей, французского философа-энциклопедиста Дени Дидро (1773), строителя здания Академии художеств зодчего А. Кокоринова (1769-1770), богатого купца-откупщика Н. Сеземова (1770), публициста, просветителя и издателя И. Новикова, грациозную аристократку Урсулу Мнишек (1782), обаятельную дочь художника Агашу в русском народном костюме (1785). Собрание увлекательнейших новелл, то возвышенных, то лирических, обстоятельных и объективных, содержательных и глубоких. Произведения, созданные художником во всеоружии мастерства, пронизанные жизнелюбием и преклонением перед богатством человеческой личности.

Д. Левицкий
Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII века стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773-1776 годах. Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считавшегося признаком благородного воспитания. Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы, своеобразную монументальность композиции - с подкупающей естественностью, условность придворного этикета - с обаянием беззаботной молодости, свободную живописную манеру - с материальностью письма и внимательной передачей фактуры предметов. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону.
Еще один яркий представитель русской портретной живописи - Владимир Лукич Боровиковский. Значение Боровиковского в истории русского портрета определяется прежде всего созданной им галереей женских образов. Художник создает свой тип женского портрета. Он не стремится к разнообразию композиционных приемов: как правило, это полуфигуры женщин, опирающихся на какой-либо постамент, изображенных на фоне паркового ландшафта. Варьируя с теми или иными отклонениями это решение, художник сосредоточивает внимание на лицах своих моделей. Именно в них проявляется его способность создавать одухотворенные и поэтические образы. Сколько юного задора и веселья в прелестной В.И. Арсеньевой, энергии, строгости и значительности в Скобеевой, деятельной доброты в А.Е. Лабзиной, мечтательной задумчивости в Лизоньке и Дашеньке - горничных архитектора Н. Львова! Едва ли не лучший среди них «Портрет М. Лопухиной» (1797), обаятельной девушки, погруженной в несколько меланхолическое раздумье, с мягким и плавным ритмом силуэтов, тонкими и изысканными сочетаниями голубых, белых, нежно-зеленых и сиреневых тонов. Боровиковский хотя и жил еще в первой четверти XIX века, но по духу и характеру своего творчества это художник предыдущего, восемнадцатого столетия. Новая эпоха выдвинула новые идеи, новых героев, иных художников.
Первая половина XIX века - это Отечественная война 1812 года, восстание на Сенатской площади, это пушкинская эпоха русской культуры, величественный и торжественный ампир, украсивший площади и улицы Петербурга, Москвы и других русских городов, портреты О.А Кипренского; поэзия русской деревни, воссозданная кистью А. Венецианова, «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова.
Если в XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизм, то к 1830-м годам это направление постепенно утрачивает господствующее значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций.
Такая традиционная живопись становится холодным, официальным искусством, поддерживаемым и контролируемым Петербургской Академией художеств. Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII - XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, - утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Романтизм стал основой для последующего зарождения и становления реалистического направления, утвердившегося в искусстве во второй половине XIX века. В целом же культурная жизнь первой половины XIX века была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому искусствоведы этот период делят на две части - первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Выделять классицизм, романтизм и реализм в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.
На фоне победы в Отечественной войне 1812 года, и, как следствие, растущего самосознания русского общества, все больше художников обращаются к теме русской истории. Это веяние затронуло и Академию художеств. Среди классицистических полотен на религиозные и мифологические темы, скомпонованных и выписанных по всем правилам и законам «высокого штиля», все чаще появляются картины из русской истории, вдохновленные идеями патриотизма и гражданственности. Таковы «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» (1812) и «Подвиг молодого киевлянина» (1810) А. Иванова, «Марфа Посадница» (1808) Д. Иванова, «Подвиг купца Иголкина» (1839) В. Шебуева, «Расстрел поджигателей Москвы в 1812 году» (1813). И хотя официальный академизм все еще сдерживал проявления свободной творческой мысли, но с каждым годом его позиции становились все менее прочными.
Одним из ярчайших представителей русской живописи этого периода был Орест Адамович Кипренский, незаконнорожденный сын помещика и крепостной крестьянки. Его «Адам Швальбе» (1804) и знаменитый «Е. Давыдов» (1809), «Мальчик Челищев» (ок. 1809) и «Е. Ростопчина» (1809), карандашные портреты участников Отечественной войны 1812 года и «Музыкант» (1809), романтический «В. Жуковский» (1816) и изысканно утонченная, мечтательная «Е. Авдулина» (1822) составили замечательные страницы портретного искусства, русской художественной культуры. В своих произведениях Кипренский выступает сильно и тонко чувствующим живописцем, в совершенстве владеющим мастерством, художником глубоким и вдумчивым, одаренным способностью в живописных образах воссоздать свое время, то, чем жили его современники. Он портретировал А. Пушкина и В. Жуковского, И. Крылова и К. Батюшкова, офицеров и президента Академии художеств, придворных и девочку калмычку, которую барыня брала в церковь, чтобы она клала за нее поклоны. И каждая работа Кипренского - это правдивый рассказ о человеке, одухотворенный взволнованным и просветленным чувством художника, его стремлением найти и передать самые лучшие и благородные качества модели.
Алексей Гаврилович Венецианов стал основоположником народного бытового жанра в русской живописи, и его художественное открытие крестьянской России подобно открытию материка; вслед за ним этот «материк» осваивали на протяжении полутора столетий многие поколения русских художников. Лучшие свои произведения художник написал в деревне Сафонково, затерявшаяся в глубине Тверской губернии, которая с начала 1820-х годов стала местом постоянного пребывания художника. Здесь он жил, работал, среди крестьян, на родных полях нашел он темы, сюжеты, героев своих картин. «Гумно», «Утро помещицы», «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Жнецы», «Девушка с бураком», «Голова крестьянина», «Крестьянские дети в поле», «Сенокос», «Крестьянка с васильками» - вот что писал Венецианов, вот круг его образов.
В русской живописи Венецианов прокладывал путь искусству правдивому, народному, глубоко национальному. В его творчестве - истоки многих важных и значительных явлений последующих эпох. Художнику, однако, еще при жизни довелось увидеть целое направление в искусстве 1830 - 1840-х годов, связанное с его учениками и последователями, которые так и вошли в историю под именем венециановцев. В Сафонкове или Петербурге у Венецианова всегда жили по нескольку талантливых юношей - крепостных крестьян, детей отставных солдат, выходцев из мещан и ремесленников, которых нашел и приютил художник, обучил основам искусства, вывел на дорогу самостоятельного творчества.
Однако ни один художник первой половины XIX века не мог соперничать со славой Карла Павловича Брюллова. Портрет его работы или даже рисунок, акварель составляли предмет заветных желаний многих любителей искусства. И все же в истории русской живописи он остался прежде всего автором «Последнего дня Помпеи» (1833). В основу своего произведения художник положил действительное событие - гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 году н. э. Огромное полотно (длиной 631 см и высотою 456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Воссоздание исторической, а не мифологической трагедии, внимание к археологической достоверности, образ толпы - главного и единственного героя картины, - интерес к необычному, из ряда вон выходящему состоянию природы, стихийной и не подчиняющейся никаким законам, эффекты сильных световых и цветовых контрастов, наконец, драматическая напряженность сюжетной ситуации, образов, колорит - все это говорит о влечении художника к романтизму и реализму.
Комментарии