Рейд северокорейского спецназа на "Голубой дом"

В январе 1968 года спецназ Северной Кореи перешли границу, чтобы атаковать дом президента Южной Кореи. 

Приказ убить Пак Чон Хи получает «Отряд 124». В лучшее подразделение северокорейского спецназа входит 31 офицер. Все они прошли жесткую двухлетнюю подготовку, включающую занятия по инфильтрации, навигации, парашютированию, плаванию, ножевому бою, выживанию в снегу на больших высотах и маскировке рядом с истлевшими телами в могилах. Марш-броски с 30-килограммовыми рюкзаками были настолько тяжелыми, что из-за обморожения случались ампутации пальцев и ног.

Последние две недели перед рейдом северяне тренировались в полноразмерном макете «Голубого дома». Изучали систему блокпостов, пути подхода и отхода, сектора обстрела. Каждый боец получил два комплекта южнокорейской военной формы, был вооружен пистолетом, автоматом ППС-43 и восемью гранатами.

Ночью 17 января 1968 года бойцы «Отряд 124» перерезали проволочное заграждение в демилитаризованной зоне и проникли на юг. Сегодня по этому маршруту в Сеул водят туристов, но той зимой горная тропа напоминала ледяной ад. Спецназовцы шли ночами, а через двое суток разбили на горе Симбонг лагерь для обогрева. Там на дневку наткнулись четверо лесорубов — братья Ву.

Что делать с нежелательными свидетелями? Элитные убийцы КНДР были обмануты своими политруками. На родине их убеждали, что простые южнокорейцы мечтают о свержении диктатора Пак Чон Хи и воссоединении с северными братьями. Лесорубам прочитали лекцию о светлом коммунистическом будущем, взяли с них честное слово о неразглашении и … отпустили.

Братья Ву через два часа спустились с гор и немедленно обратились в полицию. В Сеуле объявили высшую степень боевой готовности, в город перебросили танковую бригаду и десантный корпус. Посты на улицах были удвоены.

Чхонвадэ («Голубой дом») —официальная резиденция президента Южной Кореи.

Инфильтрация в Сеул прошла без сложностей. Группами по 2—3 человека диверсанты проникли в город и собрались вместе в буддистском храме неподалеку от резиденции. Лейтенанту Ким Син-джо тогда было 27 лет. Позже он будет вспоминать, как сильно был удивлен картинами буржуазной жизни: числом машин, высотными домами, сверканием рекламы.

Из-за усиления блок-постов атака на «Голубой дом» с нескольких сторон, как предполагал план, стала невозможной. Поэтому «Отряд 124» пошел ва-банк. Бойцы надели форму со знаками различия 26-й южнокорейской дивизии и построились в колонну, изображая взвод в патруле.

Всего 95 метров отделяли спецназ от цели, когда он был остановлен на последнем контрольно-пропускном пункте перед входом в президентский особняк. Начальник полицейского участка сектора Чои Гью Сик с помощником вышли проверить документы. Они обратили внимание на нестандартную модель ботинок стоявших перед ними солдат и вспомнили, что 26-я дивизия в это время должна была сторожить границу. Услышав неуверенные ответы на вопросы, потянулись за пистолетами. В этот момент к посту подъехали два городских автобуса. В их окна полетели гранаты, полицейские были застрелены на месте.

Взвыли сирены. На помощь к часовым прибежал взвод южнокорейских солдат. Плотный бой продолжался минут 7—8. В попавшем под перекрестный огонь автобусе погибли два десятка людей. Когда против диверсантов двинули танк, они рассеялись по улицам. Северяне пытались раздобыть гражданскую одежду в магазинах, перестрелки вспыхивали по всему Сеулу.

Выжившие в городском бою участники «Отряда 124» отходилии по лесам и горам в сторону Северной Кореи — их ловили еще неделю. Уничтожали по наводке крестьян, при попытках достать еду, находили по дыму костров. Фотографии изорванных пулями тел публиковали в газетах.

Спецназ не сдавался без боя. По максимальной оценке, за время охоты были убиты свыше сорока южнокорейских военных. При попытке задержания в демилитаризованной зоне погибли трое американских солдат.

На фото, трупы погибших спецназовцев во время атаки на «Голубой дом» (слева); южнокорейские солдаты тащат тела спецназовцев по склонам горы Пугаксан (справа).

Один из северян был взят живым и умудрился спрятать в одежде гранату. Он дернул чеку и убил себя во время допроса, который проводил лично директор Национальной полиции Кореи — чиновника сильно ранило.

Пересек границу Северной Кореи один лейтенант Парк Дже-юнг. Он получил высшие ордена, звание генерала и вырос до заместителя министра обороны КНДР.

Но в отряде нашелся и предатель, Ким Син-джо — закопал снаряжение и вышел с поднятыми руками. «Меня послали перерезать горло президенту Пак Чон Хи!» — заявил лейтенант на следствии. Большая часть подробностей рейда на «Голубой дом» известна с его слов. Экспертиза установила, что оружие Кима не стреляло, а все гранаты остались в подсумках. Он был освобожден по амнистии, получил гражданство Южной Кореи и в 1997 году стал протестантским священником. Считается, что родителей перебежчика в Северной Корее расстреляли.

На фото, Ким Cин-джо сдается в плен.

Нападение не удалось, но Южная Корея была шокирована. Несмотря на плотную оборону демилитаризованной зоны, километры минных полей, американский контингент и повышенные меры безопасности в стране, диверсанты подошли менее чем на 100 метров к президентской резиденции. Погибли случайные прохожие, погибли дети. Завертелись жернова — министерство обороны и разведка начали подготовку операции возмездия. Над полуостровом снова нависла угроза большой войны.

Через 2 дня после рейда Северная Корея захватила американский разведывательный корабль Pueblo с 83 моряками. Десятимесячная эпопея по освобождению команды из плена заставила мир забыть об атаке на «Голубой дом».

Для попытки убийства Ким Ир Сена южнокорейская разведка набрала «Отряд 684» из мелких уголовников и безработных. Подразделение тренировали на необитаемом острове в Желтом море. В 1971 году отряд восстал и двинулся на Сеул. В боях с армией погибли около 40 человек.

В 1974 году во время публичного выступления в Пак Чон Хи стреляет то ли агент, то ли симпатизант Северной Кореи. Президент выжил, его жена погибла.

В 1979 году Пак Чон Хи застрелен в бункере «Голубого дома» директором ЦРУ Южной Кореи Ким Джэ Гю. Мотивы убийства не ясны.

Президент КНДР Ким Ир Сен умер своей смертью в 1994 году в возрасте 82 лет. Власть над Северной Кореей унаследовал его сын Ким Чен Ир, а в 2011 году — внук Ким Чен Ын.

Дочь Пак Чон Хи, Пак Кын Хе, в 2012 году стала первой женщиной – президентом Южной Кореи. В 2016 году потеряла должность по процедуре импичмента. Арестована по обвинению во взяточничестве, злоупотреблении властью и раскрытии секретной информации людям, не являвшимся госслужащими.