Долгий путь

Можно постараться приблизительно восстановить  порядок событий приведших к избранию генсеком М. Горбачева.

Первым шагом стало безусловно медицинское убийство Черненко, которая дала временную фору М. Горбачеву. Далее он должен был собрать Политбюро и пленум. Сейчас можно утверждать, что Политбюро собиралось как минимум 2 раза.

Противники М. Горбачева не собирались ему отдавать пост генсека. У Горбачева было три вероятных противника -- Романов, Щербицкий и Гришин, последний был наиболее опасным из них.

Во многом судьба Горбачева как политика решалась в эти часы, он стоял между креслом генсека и политической опалой, рискуя отправится обратно в Ставрополь. То что политическая судьба висела на волоске, вспоминал и соратник Горбачева А. Яковлев, который прямо писал, что :
" Начну с того, что на заседании Политбюро, определявшего нового лидера, не было никакой разноголосицы, хотя ближайшее окружение усопшего Черненко уже готовило речи и политическую программу для другого человека — Виктора Гришина. Особенно усердствовал в подготовке этих документов Косолапов— в прошлом любимец Андрея Кириленко и Константина Черненко."

Особые опасения "горбачевцам" внушали взгляды Косолапова. Академик Арбатов пишет:
" Среди них я прежде всего хотел бы назвать Р.И.Косолапова — тогда главного редактора журнала «Коммунист», до этого долгое время работавшего в Отделе пропаганды ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР. 
Ему Черненко — не знаю уж почему — безгранично верил, считал его самым выдающимся идеологом и теоретиком, постоянно держал около себя. Косолапов вместе с некоторыми помощниками и приближенными Черненко вел себя смело, даже вызывающе. По взглядам своим Косолапов был, пожалуй, догматическим (хотя и грамотным, в смысле знания ортодоксальных цитат — начитанным) сталинистом."

 Картинки по запросу ричард косолапов
Ричард Косолапов, член ЦК и главный редактор "Правды" был сторонником Гришина и категорическим противником Горбачева, проводимой им политики
 
Чтобы нейтрализовать их сторонники М. Горбачева использовали временную фору.  Они решили попросту не допустить противников Горбачева в Москву.

Между тем как сторонники Горбачева почт все были на месте. Громыко был на месте, все были на месте. При этом сам Егор Лигачев вспоминал иное:
" Воскресным вечером 10 марта 1985 года я находился на загородной даче в Горках-десятых. Именно там и разыскал меня тогдашний заведующий общим отделом ЦК Боголюбов:
— Скончался Константин Устинович. Членам и кандидатам в члены Политбюро, секретарям ЦК сегодня же нужно собраться в Кремле. Приезжайте…"
Картинки по запросу егори лигачев
Егор Лигачев вспоминал, что ему якобы сообщили о смерти Черненко вечером и когда он приехал в Кремль остальные были уже там
Однако это вызывает сомнение, потому что Лигачев был главным союзником Горбачева и не мог сидеть без дела
 
И  вот что вспоминал противник Горбачева Григорий Романов:
"Я,  узнал о смерти генсека только в 23 часа, когда мне позвонил заведующий Общим отделом ЦК K.M. Боголюбов. На мой вопрос, почему не позвонили раньше, он отвечал: мне не сказали."

Похожее изображение
Г. Романов вспоминал, что ему сообщили о смерти Черненко в 23:00, что было на около 10 часов позже смерти генсека
 
Это поднимает два вопроса -- заведующий Общим отделом ЦК K.M. Боголюбов нарочно не предупредил Романова или его самого не предупредили? Если учесть личность Боголюбова, то наиболее вероятен второй расклад. Боголюбова уведомили о смерти генсека около 22:00-23:00 и он тут же связался с Романовым.
К. Боголюбов не входил в число сторонников Горбачева, а значит его также уведомили о смерти генсека с "опозданием". Но это значит и то, что Боголюбов не звонил Лигачеву и не сообщал о смерти генсека, последний знал сам, давно

Стало быть на первом заседании Политбюро Романов быть не мог. Но он не теряя ни минуты поспешил в Москву. На самолете лететь казалось бы недолго, но возникла "заминка". Кто-то там в Москве очень сильно не хотел, чтобы он попал в столицу быстро.
Романов отдыхал в Литве и в Клайпеде его на аэродроме ждал самолет, который доставил его бы в столицу.

Но как оказалось быстрый взлет невозможен, потому  что летное поле не расчищено.  Много позже выяснилось, что из Москвы 10 марта пришла телеграмма, где было сказано:
" .....не расчищать летное поле на клайпедском аэродроме для экстренного отлета Г.В. Романова в Москву и предложить ему лететь в Москву из Вильнюса."
Романова продержали так около 1 часа, а затем вынудили ехать по дороге. Клайпеда и Вильнюс находятся на разных концах Литвы, но расстояние между ними по дороге составляет 307 км. Романову пришлось ехать в Вильнюс, а в ночное время двигаться приходилось медленно, это заняло около 6 часов. 

Картинки по запросу трасса  клайпеды в вильнюс
Трасса клайпеда-Вильнюс, современный вид
Григорию Романову пришлось проделать по ней долгий путь ночью, потратив на это драгоценное время


Драгоценное время растворилось в воздухе. В итоге узнав о смерти Черненко в 23:00 10 марта, Романов прибыл в Вильнюс около 6:00, а в Москву Тоже самое происходило и с другими противниками Горбачева.
Руководителя Казахской ССР, члена Политбюро Д. Кунаева также с "опозданием" уведомили о смерти генсека. Сам Кунаев полагал, что на первое заседание политбюро их попросту не пригласили, говоря так:
" На это заседание не были приглашены ни Щербицкий, ни Романов, и с запозданием был приглашен я, находившийся в 4 часах лета от Москвы."
 Картинки по запросу динмухамед кунаев
Противника Горбачева Д. Кунаева тоже "забыли" вовремя уведомить о смерти генсека и пригласить на заседание Политбюро
 
Тоже самое происходило и с В. Щербицким. Он находился дальше всех в США, причем на самом краю в Сан-Франциско.  Он был в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско. По странному "совпадению
 


Президент США Р. Рейган и В. Щербицкий, 1 марта 1985 года


В связи с датировкой поездки Щербицкого всплывает одна интересная деталь. Щербицкий полетел в США в последний день февраля, а в это же время сторонники Горбачева начали зондажные переговоры с А. громыко и поддержке кандидатуры М. Горбачева на пост генсека СССР. Их успех был достигнут к 3 марта, а 10 марта умер Черненко (вернее умерщвлен Чазовым). Это дает основание полагать, что отъезд Щербицкого, отпуск Романова и полученное согласие Громыко спровоцировали сторонников Горбачева действовать быстро. Итогом стало убийство Черненко.

Возвращаясь к поездке Щербицкого. Как только он узнал о смерти Черненко, то сразу поспешил вернутся в Москву. Но  тот возникли неожиданные "заминки". Горбачеву нужно было задержать Щербицкого, потому что  тот договорился с Гришиным о поддержке. Как вспоминал помощник Черненко Вадим Печенев дело было так:
"Насколько я знаю от человека, застрявшего в Америке вместе с Щербицким, когда они всетаки вылетели в Москву, тот сказал, что генеральным будет Гришин".
В задержке Щербицкого участвовали власти США. Как известно прямого рейса из Сан-Франциско в Москву не было, надо было сначала добраться до Нью-Йорка, а оттуда в СССР. Член Совбеза США Джек Мэтлок вспоминал:
" В  тот вечер 10 марта 1985 года, когда умер Константин Черненко, радио и телевидение Советского Союза не прерывали своих вечерних передач. Известие о смерти советского руководителя стало бы первейшей новостью дня по всему миру. Но не стало.

Хозяева Кремля решили придержать сообщение о смерти Черненко до тех пор, пока не будет избран его преемник.
Собравшись в тот же вечер, Политбюро сделало свой выбор и объявило о созыве на следующий день внеочередного пленума Центрального Комитета партии, чтобы этот выбор утвердить. 
В ту ночь со всех концов Советского Союза отправились самолеты, доставляя партийных олигархов на их конклав в Москву. Одному из старейшин Политбюро, партийному боссу Украины Владимиру Щербицкому, пришлось проделать путь от самой Калифорнии. 
Единственный из всех участников, он проделал часть пути под опекой военно–воздушных сил США, чей самолет перенес его из Сан—Франциско в Нью—Йорк, куда за Щербицким был послан лайнер «Аэрофлота»."
Мэтлок не упоминает, что рейс сильно задержали. Между Москвой и Вашингтоном (где находился Мэтлок) 8 часовая разница. Если Щербицкого уведомили о смерти генсека примерно в 23:00 (по МСК), то Мэтлок мог получить  просьбу о переброске около 15:00 (по Вашингтону).

Между Москвой и Сан-Франциско 11 часовая разница, получается, если  Мэтлок принял просьбу о переброске Щербицкого днем 10 марта в 15:00, то в Сан-Франциско было около 12:00
Но самолета долго не было. Сопровождавший Щербицкого Б. Стукал пишет:
"И,  пошли томительные часы неизвестности и смутной тревоги. Далеко за полночь  по американскому телевидению уже обсуждали слухи о смерти К.У. Черненко, а ВВС не спешили оказывать помощь В.В. Щербицкому и его спутникам. Вылет затягивался. 
Как сообщили нам хозяева, пилоты двух самолетов, предоставленных в распоряжение делегации, гуляют в припортовых кабачках, их усиленно ищут. 
Один из самолетов оказался готов только около 10 часов утра и мы немедленно вылетели в НьюЙорк."

Борис Стукал имел ввиду 10:00 по мск. Это значит, что Щербицкий лишь в 10:00 вылетел в Нью-Йорк.  Добраться он туда мог в 15:30 по мск. Наконец добравшись до Нью-Йорка они должны были вылететь в Москву. Но тут на месте не оказалось самолета "Ил", который должен  был прилететь с Кубы и забрать их. С Кубы лететь ближе до Нью-Йорка чем от Сан-Франциско, но самолета все не было. Пришлось ждать еще несколько часов.

Георгий Арбатов поминал:
"В НьюЙоркегде мы должны были пересесть из американского самолета на наш, делегацию встречали представители конгресса США, наш посол в США А.Ф. Добрынин и представитель СССР в ООН О. А. Трояновский. 
Когда мы уже сходили с трапа, нам шепнули: «Пленум уже состоялся, Генеральным секретарем избран Горбачев»"
Примерно так же писал об этом и С. Кондрашов:
"В НьюЙоркском порту наряду с самолетом делегацию ожидал и наш посол в Вашингтоне А.Ф. Добрынин с докладом о том, что спешить Щербицкому не к чему – новым генеральным секретарем ЦК КПСС уже избран Михаил Сергеевич Горбачев"
Джек Мэтлок это не скрывает и пишет:

"Несмотря на нашу помощь, Щербицкий опоздал и на заседание Политбюро, и на пленум."

В итоге Горбачев сумел нейтрализовать двух своих опасных противников, одного вообще до самого окончания "выборов". В Москве из всего состава Политбюро от противников Горбачева оставались В. Гришин и Н. Тихонов. Но что они могли вдвоем сделать? Горбачев получил численный перевес.

Пока советские власти в содействии с Госдепом США всячески препятствовали попаданию Романова и Щербицкого в Москву, они содействовали попаданию В. Воротникова в Москву. Сам Воротников вспоминал:
"10 марта, когда я вел переговоры в Титограде, вечером, примерно в 19.40 по местному времени, мне передали, что позвонили из посольства — необходимо немедленно возвращаться в Москву, там чрезвычайные обстоятельства и я должен прервать визит. Прямой закрытой связи из Титограда ни с Москвой, ни с посольством в Белграде не было. Причину вызова в Москву мне не сообщили. Но догадка меня посетила. Видимо, произошло непоправимое с К. У. Черненко."
Разница между Москвой и Титоградом 2 часа, а значит Воротникова предупредили в 21:40 по МСК,  на 1,5 часа раньше чем Г. Романова. Правда добирался он все таки дольше чем нужно было бы. 
Картинки по запросу воротников виталий
Сторонник Горбачева В. Воротников узнал а смерти Черненко около 21:40 по мск, то есть на 1,5 часа раньше чем противник Горбачева Г. Романов

 Далее Воротников пишет:
"11 марта в 5.30 наш самолет приземлился в Москве.
В 8.00 я связался с ЦК, никого из руководства там еще не было. Переговорил с заведующим общим отделом ЦК К. М. Боголюбовым. Он сказал, что К. У. Черненко скончался вчера, в 19.40. 
Вечером состоялось заседание Политбюро, образована комиссия по организации похорон, председатель комиссии — М. С. Горбачев."

Другой сторонник Горбачева Н. Рыжков так же быстрее получил информацию о смерти Черненко, рассказывая так:
" ..... сообщили о смерти К. У. Черненко между 19.20 и 21.00. Когда я заявился в «предбанник» перед залом заседания Политбюро, там уже толклись взволнованные секретари."
Картинки по запросу николай рыжков
Сторонник Горбачева Н. Рыжков узнал о смерти Черненко между 19:20 - 21:00, т.е. на 2 или 3,5 часа раньше чем противник Горбачева Г. Романов

В итоге единственным членом Политбюро, кто везде и всегда успевал вовремя были лишь  Михаил Сергеевич Горбачев и те кто был за него. Таковым был Андрей Андреевич Громыко и секретарь ЦК Егор Лигачев.
...........................................................................
Итак, хронологию событий 10 марта можно восстановить так:
1. Медицинское убийство К. У Черненко
Лечащий врач Е. Чазов днем 10 марта (до 15:00) отключает приборы жизнеобеспечения у К. Черненко, что приводит к смерти генсека.
2. Чазов уведомляет о смерти Черненко только Горбачева
Данный ход позволяет Горбачеву в течении 10-11 часов быть осведомленным членом Политбюро о смерти генсека и посвятить в это он мог своих сторонников, как например А.Громыко и  Е. Лигачева . Преимущество во времени они использовали для "блицкрига" по захвату власти.
3. Противников Горбачева держат в неведении о смерти Черненко.
Противников Горбачева стали уведомлять о смерти Черненко лишь к 23:00
4. Противников М. Горбачева,  В. Щербицкого и Г. Романова задерживают в Москву
Поздно уведомив противников Горбачева, были приняты меры чтобы задержать Романова в Прибалтике и Щербицкого в США, организовав на их пути "технические" препятствия", задержавшие их на длительный срок.
5. Горбачев и его сторонники съезжаются в Кремль

Пока его противники были в неведении, сам Горбачев и его сторонники проводили организационные мероприятия, для продвижения кандидатуры на пост генсека, используя запас времени.

Действительно, именно время стало главным козырем Горбачева на первом раунде. Сам Горбачев  вспоминал:
"По предварительной договоренности с Громыко, мы встретились минут на двадцать раньше назначенного времени.
     Привожу по памяти состоявшийся тогда диалог.
     — Андрей Андреевич, надо объединять усилия: момент очень ответственный.
     — Я думаю, все ясно.
     — Я исхожу из того, что мы с вами сейчас должны взаимодействовать.
     Начали подъезжать другие члены Политбюро и Секретариата ЦК."

Позже в Кремль в Кремль действительно начали попадать члены Политбюро, в том числе его противники. Когда это было неизвестно, но судя по всему около 22:00-23:00. Первым судя по всему в Кремль прибыл Виктор Гришин. Сам он не отметил время получения известия о смерти Черненко, позже так вспоминал об своем прибытии в Кремль, где их встречал Горбачев:
«Когда Черненко умер, мы с Ириной Михайловной были в Барвихе  После звонка Боголюбова немедленно отправился в Кремль. Там уже был Михаил Сергеевич. Он явился первым...."

Михаил Горбачев приехал в Кремль самым первым и он не терял ни минуты мобилизуя свою армию