Кенотаф советским и немецким морякам на лютеранском кладбище Кронштадта

Это только часть статьи. Герои Советского Союза прочтут всю, а я выкладываю главную идею.
В начале 1990-х годов возникла общественная инициатива увековечить те трагические события июля 1944 года. С российской стороны изучением гибели МО-105 и U 250 занимался историк Борис Каржавин, с немецкой — член Народного союза по уходу за воинскими захоронениями Гюнтер Фурман. Последний вспоминал, как познакомился с Каржавиным:
«На рубеже 1991–1992 годов историк Борис Каржавин, капитан 2-го ранга, привёз свою рукопись об этой трагедии в Германию и попросил перевести её на немецкий язык с целью её издания. В наших разговорах родилась идея совместного памятного знака в Кронштадте на лютеранском кладбище, где похоронены немецкие подводники. Мы понимали, что путь будет непростым, придётся обращаться во все возможные инстанции государственной власти».
Авторам идеи удалось привлечь к её воплощению администрацию города Кронштадта, российскую организацию «Военные мемориалы» и Немецкий союз по уходу за воинскими захоронениями, а также ряд других организаций. Так как место захоронения подводников с U 250 установить не удалось, было решено поставить памятный знак на лютеранском кладбище Кронштадта, а на нём увековечить имена и немецких, и советских моряков, павших в том бою, создав таким образом кенотаф.
Эта идея не всеми была встречена с одобрением: многие ветераны были не готовы к установке такого знака. Однако нашлись среди них люди, которые имели иное мнение. Вот что писала об этом газета «Кронштадтский вестник»:
«Но даже самые активные участники войны пришли к пониманию новой ситуации и необходимому выводу. «Не век же нам враждовать…». И об этом впервые заявили наши активисты ветеранского движения: Фёдор Иванович Данилов, член экипажа подлодки С-13; Пётр Ефимович Казаев, кавалер ордена Нахимова и командир корабля в годы войны; Борис Васильевич Казарин и Андрей Иванович Чесноков — участники штурма Берлина; Иван Михайлович Саксин — участник Таллинского перехода в 1941 году; Василий Иванович Прохоров — свидетель трагической эвакуации с острова Ханко в декабре 1941 года; Пётр Михайлович Прокуденков — военный фельдшер и другие».
Ситуацию разрядило предложение Гюнтера Фурмана написать на памятнике фразу: «Примирённые смертью взывают к миру». Как вспоминал руководитель Кронштадского морского музея Владимир Шатров,
«когда памятник открывали, было немало споров, многие ветераны выступали против. Меня тоже поначалу смущало, что моряки увековечены вместе, если бы не одно обстоятельство — надпись под фамилиями погибших: «Примирённые смертью взывают к миру». Такая позиция приемлема».
Фрагмент памятной доски кенотафа.
Внизу видна надпись «Примирённые смертью взывают к миру» на русском и немецком языках.
ru.wikipedia.org
Открытие мемориала состоялось 22 октября 1996 года. Он представлял собой огромный гранитный камень с закреплённой на нём памятной доской с именами погибших с МО-105 и U 250: двадцать советских и сорок шесть немецких моряков. Уже упомянутая фраза о том, что их примирила смерть, была сделана на двух языках: русском и немецком. Бывший командир МО-103 Александр Коленко присутствовал на открытии и выступил на одном из митингов.
По прошествии двадцати лет место, где был установлен камень с памятной доской, превратилось в мемориальную зону. В 2015 году в нескольких метрах от него был открыт памятник водолазу Никите Мышлявскому, который погиб 25 августа 1944 года во время потопления немецкой лодкой U 242 советских килектора ККО-2 и катера ВРД-96. В момент торпедирования Мышлявский производил подводные работы и погиб. Тело его не было найдено, и с 1944 года он числился пропавшим без вести. Его останки были обнаружены в 2013 году в районе Шепелёвского маяка в Финском заливе.
Открытие памятника советским и немецким морякам на лютеранском кладбище Кронштадта 22 сентября 1996 года. Фото из архива Гюнтера Фурмана.
blog.excurspb.ru
В 2016 году напротив памятника советским и немецким морякам была заложена аллея славы и памяти погибших кораблей. Первое дерево было посажено в память 47 членов экипажа спасательного судна «Шквал», погибшего в проливе Югорский Шар в Карском море после подрыва на минном поле, установленном немецкой субмариной U 625.
Мемориал «Примирённые смертью взывают к миру» на кладбище Кронштадта является первым подобным памятником в России — памятником примирению бывших врагов в той страшной войне. Каждый может иметь своё мнение о том, нужен такой мемориал или нет. Однако за двадцать лет существования памятника в отношении него не было произведено ни одного акта вандализма. Возможно, это показатель того, что, храня в своих сердцах память об ужасах войны, люди стараются больше не подпитывать её своей ненавистью.
------------------
М.П. Немцы сотворили у нас много зверств. Но прошло 73 года с войны. Теперь в Германии живут не фашисты. а либерасты. Евреи считтают эту страну лучшим местом проживания, чем Обетованная.
Жаль, что единицы таких совместных памятников
Комментарии
вражеским захватчикам ....
Но общий. Открыт тогда, когда Россия была ельцинско-либералистичной.
Сейчас такое не пройдет - Россия путинско-брутальная