Почему я за Грудинина. Статья Юрия Белова в газете «Правда»

На модерации Отложенный

Почему я за Грудинина. Статья Юрия Белова в газете «Правда»

Юрий Белов

Что является примечательным у критиков КПРФ справа – от «Единой России», ЛДПР и др. и слева — от «Коммунистов России» и т.п., – так это обвинение нашей партии – не шутите! – в некоммунистичности, в отступлении от научного социализма за то, что она на своем XVII съезде выдвинула кандидатом в президенты беспартийного Павла Грудинина. В этом наши критики справа и слева демонстрируют поразительное единство, проявляя трогательную заботу о чистоте марксизма-ленинизма(?!). То, что они поют в один голос, сполна выдает их невежество: ничего бывшие «верные коммунисты и комсомольцы-ленинцы» не понимали в научном социализме в советское время, нахватавшись цитат и лозунгов, ничего не понимают и сейчас.

С точки зрения мещанской и диалектической

Произведения классиков марксизма-ленинизма для ряженых коммунистов, в прошлом и настоящем, – terra incognita. Отношение у них к ним чисто мещански-потребительское: проскакал по верхам, выхватил подходящую для данного момента цитату – и ты можешь претендовать, скажем, на роль товарища Максима с Выборгской стороны. Мещански-обывательское понимание и толкование социализма как нельзя кстати для капитала. Чем оно примитивнее, вульгарнее, тем надежнее дискредитирует в массовом сознании идеал социализма. И наш «товарищ Максим» повторяет, как заклинание: «Только мы – истинные коммунисты…» и т.п.

«Павел Грудинин – крупный бизнесмен, то есть капиталист. Разве его это социальное положение может быть сочетаемо с социалистическим путем развития нашей страны? Чтобы капиталисты строили социализм – да где вы найдете такое у Маркса и Ленина?! Позор Зюганову, позор КПРФ, выдвинувшим буржуя кандидатом на пост президента России!..» Все эти филиппики мы ежедневно слышим от ряженых марксистов-ленинцев. В свое время на их счет Лениным было сказано: «Швыряться звонкими фразами – свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции». 

Как в СССР

Лично я не знаком с Павлом Николаевичем Грудининым. Я живу в Санкт-Петербурге, а он в Подмосковье. Не единожды слушал его выступления. Обращают на себя внимание его хороший русский язык, прозрачная простота речи: никаких риторических прикрас, ничего не мешает изложению сути дела. Не раз смотрел фильм о ЗАО «Совхоз им. Ленина». Впечатление очень сильное. Говорил я с людьми, которые давно и хорошо знают Павла Николаевича. Они подтверждают: «Все в фильме правда». Так что программу Грудинина я воспринимаю как программу человека большого практического дела. Такого, по которому истосковался наш народ. Устал от высоких слов, на них почти все горазды. Истосковался народ по делу с русским размахом, по делу человечному и красивому, в коем личное итожится в общем. Истомился русский человек по честному коллективному труду. И такое дело, такой труд-заботу, а не труд с выгодой на сей момент, а там хоть трава не расти, и предложил людям Павел Грудинин. Они доверили ему свою судьбу, а он им – свою. 

Да, он капиталист, но из тех очень немногих, кого Ленин относил «к культурным капиталистам, идущим на «государственный капитализм», способным проводить его в жизнь, полезным для пролетариата в качестве умных и опытных организаторов крупнейших предприятий» («О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», 1918 год). О культурных капиталистах Ленин писал после победы Советской власти. Но вот они появились в современной России. Пока что в небольшом количестве. Около двухсот народных предприятий, таких же, как совхоз им. Ленина, уже действуют в условиях рыночных отношений. Их руководители видят опасный для страны неизбежный крах либеральной экономики. Многие из них связывают будущее России с социализмом.

 

Павел Николаевич Грудинин, этот советский человек до мозга костей, стал капиталистом не по потребности, а по воле обстоятельств. Стал им, чтобы проводить в жизнь социалистические принципы хозяйствования, гарантирующие человеку труда тот великий социальный минимум, что был в СССР: право на труд и отдых, на жилье, на бесплатные образование и здравоохранение, на социальное обеспечение в старости. Полагаю, что ему удалось в известной мере превзойти этот минимум. Перечислю телеграфно, что имеет честный труженик в совхозе им. Ленина. Прежде чем сделать это, хочу предупредить: то, что я представляю ниже, может показаться социальной сказкой в современной России. Что это не сказка, а быль, можно убедиться, побывав в хозяйстве, руководимом Грудининым.

Прежде всего, член совхоза им. Ленина имеет гарантированное право на труд, а стало быть, он уверен в завтрашнем дне и свободен от страха оказаться безработным. В хозяйстве Грудинина стабильная на сегодняшний день и достаточно высокая зарплата: в среднем 75–78 тысяч рублей в месяц.

Каждый член ЗАО «Совхоз им. Ленина» имеет гарантированное жилье. А с рождением ребенка – двухкомнатную квартиру, с рождением второго ребенка имеет перспективу на трехкомнатную. Половину оплаты на приобретение жилплощади берет на себя совхоз. Он же финансировал создание эстетически образцовых зон отдыха: сквера с каскадом прудов с фонтанами, детского парка аттракционов, Дома культуры, стадиона.

Пенсионеров, работавших в совхозе, ежегодно отправляют на отдых с лечением.

А 9 мая ветераны Великой Отечественной войны получают от совхоза по 75 тысяч рублей праздничных.

На деньги совхоза построена школа №548, признанная ЮНЕСКО лучшей в Европе. В ней учащиеся обеспечены бесплатным горячим питанием. В школе работают многочисленные бесплатные кружки. Совхозом также построены детский сад и прекрасная поликлиника с бесплатными медикаментами. Из совхозной казны доплачивают зарплату врачам. Им предоставляются в рассрочку квартиры так же, как и всем учителям и воспитателям. Все совхозные специалисты получили новое жилье.

Все это далось нелегко. Чтобы люди поверили Грудинину, ему надо было не просто работать не покладая рук, но в тяжких буднях борьбы с опасностью рейдерских захватов совхоза проявить недюжинные волю, мужество и знание дела. И не в последнем счете – социальный оптимизм, без которого невозможно увлечь и повести за собой людей.

Серьезная политика

Павел Грудинин показал, как можно коллективное хозяйство, построенное на капиталистических началах (да), подвести к созданию социальной инфраструктуры социалистического типа. Он показал, как можно в таком хозяйстве обеспечить социальный минимум, что был в СССР. Да, сделать это в масштабах буржуазного государства на основе государственного капитализма вряд ли возможно в ближайшей перспективе. Но вполне возможно добиться того, чего добился президент США Рузвельт в 30-е годы минувшего века при осуществлении «нового курса» – курса госкапитализма: обеспечить гарантированный и достойный для рабочего человека минимум зарплаты, позволяющей ему не знать нищеты; укротить (поставить под жесткий контроль государства) банкиров и биржевых спекулянтов, глав крупнейших корпораций и т.д.

Вполне возможно реставрировать популярную в народе политику протекционизма – защиты и развития отечественного производства. Она проводилась правительством Примакова – Маслюкова – Геращенко в 1998–1999 годах и имела феноменальный успех (рост ВВП в третьем квартале 1999 года на 10,7% есть результат работы этого правительства). Эта политика проводилась на началах государственного капитализма, благодаря чему были приняты меры против роста тарифов на энергоносители (электроэнергию, нефть, газ); существенно снижена Центробанком процентная ставка на кредиты, введены валютные ограничения для банков и т.д.

Подобные вышеназванным меры содержатся и в программе Павла Грудинина. К примеру: «Мы ограничим аппетиты естественных монополий, прекратим спекулятивный рост цен на жизненно необходимые товары и услуги»; «Снизим банковский процент. Пресечем дикий вывоз капитала за рубеж. Сконцентрируем все свободные средства для инвестиций в отечественное производство и человека»; «Откажемся от участия в ВТО»; «Долю обрабатывающей промышленности мы доведем с нынешних 15–20% до 70–80%»; «Восстановление гарантий на труд и 8-часовой рабочий день, обеспечение людей работой и приличной зарплатой. Минимальная заработная плата составит 25000–30000 рублей»; «Подоходный налог на богачей возрастет, а для малоимущих будет отменен»; «Гарантируем среднюю пенсию по старости – не менее 50% от средней зарплаты». И еще, одно из главных: «Мы введем запрет как на приватизацию, так и на долгосрочную аренду лесных и водных угодий».

Однако госкапитализм «нового курса» Рузвельта и госкапитализм правительства Примакова существенно отличаются от государственного капитализма, очертания которого мы видим в программе Павла Грудинина. У Рузвельта и Примакова госкапитализм стоит на страже буржуазного строя, он лишь обуздывает экономическую олигархию (Рузвельт), дабы не случилось социальной революции. У них нет того, что есть у Грудинина, что делает государственный капитализм в исторической перспективе (средней или дальней – зависит от ряда объективных и субъективных факторов) прологом, преддверием социализма: национализации основных средств производства и обращенности к интересам громадного большинства трудящихся.

Нередко Павла Николаевича спрашивают: «Зачем вы пошли в политику и вместе с коммунистами зовете людей к социализму? Вы – богатый человек. Зачем вам это нужно? Вы умный человек и не можете не знать, какие страшные силы обрушатся на вас. Вам это надо?..» Грудинин отвечает словами Верещагина, одного из главных героев кинофильма «Белое солнце пустыни»: «За державу обидно». Да, не простят Павлу Грудинину его «отступничества» «собратья по классу»: «Один из нас, а не наш».

Грудинин идет кандидатом на пост президента России от КПРФ и при поддержке левопатриотических сил. Было бы умственной ограниченностью представлять названные силы лишь в границах КПРФ (за нее голосуют миллионы, но далеко не большинство трудящихся) и многочисленных, но малых левопатриотических образований. Силы левые и патриотические таятся в многомиллионной, но, увы, пока разрозненной армии пролетариата – наемные работники физического и умственного труда – и в многочисленных непролетарских слоях трудящихся (мелкие собственники, малый бизнес города и деревни, крестьянство, фермерское и работающее в различных ОАО и ЗАО, неэлитарная интеллигенция и т.д.)

Как говорил Ленин: «Политика начинается там, где миллионы; не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика». Являются программа и личность Павла Николаевича Грудинина основанием для серьезной политики? Безусловно. Поэтому я за Грудинина.