Третьего марта

Февраль 1985 года в Москве был необычно пасмурным и холодным, температура опускалась до минус 25-26 градусов. Такое редко бывало в столице Советского Союза, абсолютный минимум был поставлен много позже, лишь 7 февраля 2006 года. Но это было уже в другой стране, и там вряд ли кто-то не вел тайные переговоры с целью захвата власти. Февральская стужа совсем не мешала им.
В один из таких холодных дней директор Института Африки АН СССР и член Советского комитета за Европейскую безопасность и сотрудничество Анатолий Андреевич Громыко, сын известного всему миру министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко, того самого мистера "Нет", возьмет трубку телефона и позвонит директору Института востоковедения АН СССР Евгению Максимовичу Примакову.  
Похожее изображение
Анатолий Андреевич Громыко заведет тетефонный разговор, который в конечном результате изменит историю России и мира

В состоявшемся телефонном разговоре Анатолий Андреевич  попросил Евгения Максимовича о встрече, дело было важное.(По другой версии это Примаков попросит о встрече.)
Примаков  согласился и вони встретились в здании Института востоковедения . На встрече Анатолий Громыко  сделал Е. М. Примакову предложение, результат которого полностью перевернет вектор мировой истории, что заденет судьбы всех живущих в СССР, а может и во всем мире людей.  
Похожее изображение
Евгений Максимович Примаков, до сих пор точно нельзя сказать, кто первым на кого вышел, Громыко на Примакова или наоборот
Картинки по запросу институт востоковедения рождественка кабинет
Картинки по запросу институт востоковедения рождественкаГромыко-младший приехал сюда, в Московский интститут Востоковедения, на улицу Рождественка, д.12

Громыко предложил провести переговоры между Михаилом Сергеевичем Горбачевым и его отцом А.А. Громыко, с целью договорится о поддержке кандидатуры Горбачева на пост генсека.
Примаков  положительно отнесся к этой идее и вскоре поехал к человеку, через которого он мог влиять на решения А. С. Горбачева . Он поехал к директору ИМЭМО Александру Николаевичу Яковлеву.
Сам А. Н. Яковлев так вспоминал эту встречу:
"Дело в том, что в те смутные дни ко мне в ИМЭМО, где я был директором, приехал Евгений Примаков и, сославшись на просьбу Анатолия Громыко — сына старшего Громыко, спросил, нельзя ли провести зондажные, ни к чему пока не обязывающие переговоры между Громыко и Горбачевым. 
"Роль посредника, как просит Андрей Андреевич, падает на тебя", — сказал Евгений Максимович. 
Видимо, потому, что у меня были хорошие отношения с обоими фигурантами."
Картинки по запросу Александру Николаевичу Яковлеву
Е. Примаков сделает заманчивое предложение А. Яковлеву (на фото), который представлял интересы М. Горбачева

Предложение и правда было заманчивым. Примаков предлагал М. Горбачеву заручится поддержкой такого видного и очень влиятельного члена Политбюро как А.А. Громыко. Будучи "старейшиной" в Политбюро, слово А. Громыко значило многое.
Яковлев внимательно выслушав гостя не дал ему исчерпывающего ответа, сказав что ему надо посоветоваться с Горбачевым. Сам А. Яковлев так вспоминал это:
"Я, разумеется,  ничего не мог ответить на эту идею без разговора с Горбачевым. Поехал на Старую площадь. "
 Похожее изображение
А. Яковлев после разговора с Е. Примаковым поехал на Старую площадь 4, ныне здесь располагается администрация президента РФ
В 1985 г. здесь располагалось здание ЦК КПСС, наиважнейшее здание в СССР, где и раьотал секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев


Далее Яковлев вспоминает:
"Михаил Сергеевич после раздумий попросил продолжить переговоры, по крайней мере, не уклоняться от них, попытаться внести в них конкретное содержание, то есть выяснить, что за этим стоит конкретно.
Вернувшись в институт, тут же позвонил Анатолию Громыко. Он немедленно приехал ко мне. "
Яковлев подходил к переговорам крайне осторожно. Он опасался, не провокация ли это противников М.Горбачева? Нет ли тут ловушки?  Далее Яковлев так пишет о своем разговоре с Громыко-младшим:
"Сказал ему, что Горбачев отнесся к размышлениям на этот счет со вниманием. Но хотелось бы уточнить (здесь я говорил как бы от себя), что реально скрывается за этим сюжетом, какие реальные интересы. Ни Вам, Анатолий Андреевич, ни мне не хотелось бы во всей этой истории оказаться закулисными придурками."
Опасения Яковлева тут же постарался развеять Анатолий Андреевич. Яковлев так все это вспоминает:
"Александр Николаевич, — сказал младший Громыко, — чтобы не наводить тень на плетень, я изложу то, что сам думаю по этому поводу. Если это покажется неприемлемым, то будем считать, что я говорил только от своего имени и по своей инициативе. 
Мой отец уверен, что возглавить партию в сложившихся условиях может только Горбачев. Он, Громыко, готов поддержать эту идею и сыграть инициативную роль на предстоящем заседании Политбюро. 
В то же время отцу надоело работать в МИДе, он хотел бы изменить обстановку. Речь идет о Верховном Совете СССР."
После этого Яковлев снова отправился к Горбачеву и передал ему окончательное предложение. Реакцию Горбачева он описывает так:
" Я опять поехал в ЦК. Михаил Сергеевич долго ходил по кабинету, обдумывая, видимо, варианты ответа. Он задавал мне какие-то вопросы и тут же сам отвечал на них. Вел дискуссию с самим собой. Ясно было, что ему нравится это предложение. Он понял, что "старая гвардия" готова с ним работать, отдать свою судьбу в его руки. Это было главное. После двух неудач с больными старцами — с Андроповым и Черненко — надо было уходить от принципа иерархической наследственности. Громыко был лидером оставшейся группы "стариков".
Наконец Горбачев сказал: "Передай Андрею Андреевичу, что мне всегда было приятно работать с ним. С удовольствием буду это делать и дальше, независимо от того, в каком качестве оба окажемся. Добавь также, что я умею выполнять свои обещания".
Ответ был осторожным, но ясным."
Похожее изображение
М. С. Горбачев дал согласие на предложение А.А.Громыко, дав ему обещание сделать его главой ВС СССР
 
Яковлев далее пишет:
" Анатолий Громыко, получив от меня это устное послание, отправился к отцу, а через некоторое время позвонил мне и сказал:
— Все в порядке. Все понято правильно. Как вы думаете, не пора ли им встретиться с глазу на глаз?
— Пожалуй, — ответил я.
Мне известно, что такая встреча состоялась. Судя по дальнейшим событиям, они обо всем договорились."
Анатолий Громыко вспоминал так об этом:
".....в тот же день, вечером отправился к отцу на дачу в Зарьечье и только, получив его согласие на переговоры, передал Александру Николаевичу готовность отца поддержать кандидатуру М.С.

Горбачева на пост генсека и свое желание перейти на пост председателя Президиума Верховного Совета"
 
Вернувшийся в СССР А. Громыко-ст.  подтвердил достигнутое соглашение с М. Горбачевым, согласившись поддержать его кандидатуру на пост Генсека КПСС
 
Тут немаловажно прояснить вопрос, когда произошел визит Громыко-младшего к Яковлеву.  Анатолий Громыко позже рассказывал, что этот визит произошел во второй половине февраля, а предшествовавшая встреча с отцом (где Громыко-старший обещал поддержку Горбачеву) в субботу. Это позволяет приблизительно точно датировать события.
Последняя суббота февраля 1985 г. приходилось на 23 число, а следовательно разговор Громыко-мл.  и Примакова был не ранее 18-го. Значит не позднее 23-го февраля Громыко мл. передал Громыко ст. согласие М. Горбачева? Все не так просто.
Дело в том, что сам Анатолий Громыко, позже вспоминал, что после переговоров с Яковлевым он связался с отцом и тот ему сказал:
"Жду тебя дня через два-три»".
2-3 дня, значит встреча А. Громыко-мл. с А. Громыко-ст. должна была произойти где-то 25-26 февраля, но этого не могло быть, потому что в следующие февральские дни с 25 и вплоть до 1 марта А.А. Громыко-ст находился в командировке.
Глава МИД СССР посетил Рим, Мадрид,  и лишь 1 марта вернулся в Москву. Учитывая, что Громыко -ст. находился в командировке, а между переговорами Примакова, Яковлева и Громыко -мл. прошло 1-2 дня, можно утверждать, что они произошли  в период с 25 февраля по 3 марта. Но скорее всего с 2 по 3 марта.


Суббота которую имел ввиду А. Громыко-мл. это 2 марта, когда и состоялись переговоры  с Примаковым, Горбачевым и Яковлевым
Уже 2 или 3 марта Громыко-мл мог прийти к отцу и передать ему согласие М.Горбачева
 
2 и 3 марта. Эти даты имеют особое значение для СССР. Именно в эти дни при загадочных обстоятельствах умирал Иосиф Сталин. Вероятно заговорщики под покровом февральской ночи выписали вождю приговор. А в 1985 г. в эти же мартовские дни, люди  выписали смертный приговор СССР.
Однако при всем этом не стоит при этом полагать, что Горбачев и его сторонники опирались лишь на Громыко. Сам Громыко это хотя и важный, но всего лишь 1 голос в Политбюро.  Большая часть членов Политбюро был настроены против Горбачева и не стали бы идти за Громыко.
Поэтому Александр Яковлев отмечал следующий факт:
«Переговоры с Громыко были,  не единственным каналом подготовки к избранию Горбачева. Я знаю, например, что Егор Лигачев встречался в эти дни с ведущими периферийными членами ЦК, убеждая их поддержать Горбачева
Тем самым Егор Кузьмич с самого начала привязал себя к колеснице реформ, которая потом в силу разных обстоятельств беспощадно выбросила многих пассажиров на обочину политической жизни, в том числе и тех людей, без которых реформы просто не состоялись бы, по крайней мере, в ближайший десяток, а возможно, и больше лет."
Картинки по запросу егор лигачев 1984
А. Яковлев отмечал важную роль Е. к. Лигачева (на фото), которая оказалась по истине решающей для победы Горбачева
Именно Лигачев обеспечил Горбачеву то чего ему не дал бы Громыко -- большинство в ЦК, которое вознесло его на партийный трон
 
Сам Е.К. Лигачев вспоминал так об своем участии в избрании Горбачева:
«Я сыграл незаменимую роль в его назначении. И не я один: также Громыко, Соломенцев, Чебриков и Долгих»
Наверное Егор Кузьмич скромничал. Ведь это он с весны 1983 г. проводил чистку в ЦК, где назначал "своих" людей
Один из главных противников Горбачева, член Политбюро и глава МГК В. Гришин вспоминал, что
"....около 70 процентов своих людей, которые готовы были… обеспечить арифметическое большинство при голосовании на пленумах ЦК по любому вопросу"
В. Гришин прямо оценивал роль Лигачева:
«Никто не принёс партии столько вреда, сколько Лигачёв»
 Картинки по запросу гришин от хрущева до горбачева
В. Гришин прямо считал, что главным злом в партии был Лигачев, который "родил" Горбачева и Ельцина
 
Ту стоит упомянуть о Ельцине. Он тоже тогда был за Горбачева. Сам Ельцин вспоминал:
 «Когда Михаил Сергеевич работал в Ставрополье,  а я в Свердловске, мы имели телефонные контакты. А личные – только в Москве, на Пленумах ЦК или сессиях Верховного Совета, но они, к сожалению, были короткими…Когда решалась судьба страны, мы договорились с довольно большой группой первых секретарей обкомов и решили выдвигать только Горбачева». 
Горбачев сам вспоминал:
«Несколько групп первых секретарей обкомов,  посетили меня. Призывали занять твердую позицию и взять на себя обязанности генсека. Одна из таких групп заявила, что у них сложилось организационное ядро и они не намерены больше позволять Политбюро решать подобные вопросы без учета их мнения» 
Виктор Гришин так резюмировал сложившуюся ситуацию:
«Уже тогда,  фактически сформировалась группа в руководстве партии, которая решила взять власть в свои руки. 
На мой взгляд, в эту группу вошли Горбачев, Лигачев, Рыжков, а также поддерживавшие их Соломенцев и Чебриков… Самой активной фигурой в этом деле был Лигачев» 
Знали ли об этом противники Горбачева? Да, до них дошла информация о том, что вокруг Горбачева сгруппировалось "организационное ядро", которое намерено выдвинуть его на пост генсека. Наиболее опасным противником Горбачева в те дни считался премьер-министр СССР Николай Александрович Тихонов. Он сам не претендовал на пост генсека, но делал все, чтобы не допустить  на него Горбачева.  В течении января-февраля 1985 г. он усиливал административный натиск на позиции М. Горбачева, отсекая его от решения хозяйственных вопросов.
  Картинки по запросу премьер тихонов
Премьер-министр СССР Н.А. Тихонов был наиболее опасным противником Горбачева
 
Тихонов пытался убедить сторонников Горбачева  не голосовать за него и не поддерживать. Сам Горбачев вспоминал такое:
 «Както незадолго до кончины генсека Черненко, Чебриков, возглавлявший в то время КГБ, поделился со мной содержанием беседы с Тихоновым, пытавшимся убедить его в недопустимости моего избрания на пост Генерального секретаря. 
Чебрикова поразило, что Тихонов никого, кроме меня, не упоминал, из чего Чебриков сделал вывод, что премьер сам был готов занять кресло генсека"
Кроме противников в Политбюро, в  марте 1985 г. у Горбачева на пути к высшей власти оставалось еще одно, наиболее важное препятствие -- генсек Константин Черненко. Больной, он не хотел умирать.
Картинки по запросу черненко 1985
После 03.03.1985г. судьба генсека К. Черненко была окончательно предрешена, он должен был умереть, как можно скорее
 
Помощник Горбачева A.C. Грачев пишет дословно, что :
"....вопрос об избрании будущего генсека можно было считать подготовленным для внесения в Политбюро. Оставалось вынести генсека нынешнего – эту миссию доверили природе"... 
Однако природа говорила, что Черненко должен жить. Тогда решили все сделать за природу. Руками человеческими.
Было 3 марта, на улице было минус 9,9, это были самый теплый день за последние 3,5 недели.