Секретный агент "Святой дружины"

После того как  Сергей Юльевич Витте перебрался на работу из Одессы в Москву он в 1886 г. занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работал он безусловно эффективно, умея наращивать прибыль.
Думаю, что не надо долго пояснять как капиталисты умеют это делать. Главное сократить издержки -- экономить на рабочей силе, материалах и что важно выжимать у государства и частных банков побольше инвестиций в отрасль.
Кроме того Витте проводил маркетинговую политику, менял  тарифную сетку, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы. Однако все это было в конце 1880-х, а взлет карьеры Витте начался раньше. Перед тем как он стал тем кого мы ныне называем "эффективными менеджерами", он занимался несколько другими делами.
Примерно в это время (в начале 1880-х) происходит важная встреча. Витте знакомится с императором Александром 3.
Поводом послужило как ни странно убийство Александра 2, отца нового императора.
Похожее изображение
Для С.Ю. Витте убийство императора Александра 2 открыло новые возможности для вхождения во власть

С. Витте в тот период проживал в Киеве (он на короткое время покинул Петербург). С. Витте написал письмо Императору Александру III, где сыграл на страхе императора стать жертвой политического террора:
 « … С анархистами надо бороться их же оружием. Следовательно, нужно составить такое сообщество из людей безусловно порядочных, которых всякий раз, когда со стороны анархистов делается какое-нибудь покушение или подготовление к покушению на государя, отвечали бы в отношении анархистов тем же самым, т.е. так же предательски и так же изменчески их убивали.» 
Иными словами Витте призывал к тайным убийствам революционеров-народников. Александру 3 передали письмо Витте и идея ему понравилась. Вскоре было организованно тайное сообщество под названием «Святая дружина». Это была настоящая спец. служба с спец. знаками, шифровками. Члены общества должны были находить врагов царизма и если нужно убивать их. По приблизительным данным общая  численность дружины составляла 729 человек. И добровольных помощников 14672 человека. 
Картинки по запросу александр 3ъ

Александр 3 общество которое должно было заниматься шпионажем и полит. убийствами так и назвал -- "святой" дружиной
 
Руководителями «Святой дружины» были граф Павел Петрович Шувалов, министр двора и уделов граф И. И. Воронцов-Дашков, князь А. Г. Щербатов, генерал Р. А. Фадеев, П. П. Демидов, Б. В. Штюрмер. Также предположительно, в организацию входили: министр внутренних дел Н. П. Игнатьев, министр государственных имуществ М. Н. Островский, обер-прокурор синода К. П. Победоносцев, великие князья Владимир и Алексей.
В дружину вошел собственно и сам С. Ю. Витте. Он произнес присягу и стал ее членом.  Витте вспоминал:
" Как только я вошел в кабинет, Шувалов вынул евангелие и предложил мне принести присягу в верности сообществу, которое было уже организовано по этому моему письму и которое было известно под именем "святой дружины". 
Вся организация общества была секретная; так что мне не сообщили, как это общество было организовано, а только сказали, что я буду главный для Киевского района и что надо образовывать пятерки, и одна пятерка не должна знать следующих пятерок; так, например, я должен образовать 115 пятерку, и каждый член этой пятерки должен в свою очередь образовывать новую пятерку и т. д. 
Таким образом, это было секретное сообщество в роде тех сообществ, которые существовали в средние века в Венеции и которые должны были бороться с врагами и оружием, и даже ядом."

Первым заданием С. Витте было посещение Парижа и встреча с членом «Святой дружины» Полянским, которому поручили убить Гартмана, бывшего террориста народника пытавшегося взорвать царский поезд.

Сам Витте вернувшийся на работу в Киев так вспоминал об этом:
" Вскоре я получил распоряжение отправиться в Париж, где я (на мое имя) могу получить указания, что я должен делать.
Приехав в Париж, я действительно, получил указание; я получил письмо на мое имя, в котором говорилось, что в Париж теперь приехал один господин, принадлежащий к нашему сообществу, которого фамилия Полянский и который находится в том же самом Гранд-Отеле, в котором остановился и я (Этот Гранд-Отель и теперь существует в Париже, он находится против Grand Opera, это один из самых больших отелей.), что этот Полянский имеет миссию убить Гартемана"
Витте все вспоминал именно так, в таком порядке -- он написал письмо, приехал в Петербург, прошел посвящение и уехал в Киев. Однако он совсем другое рассказывал графине Марии Эдуардовне Клейнмихель, которая в своей книге «Из затонувшего мира» записала слова Витте:
«Впервые переступил я порог одного из роскошных аристократических домов, что произвело на меня большое впечатление. Впервые также находился я в обществе тех высокопоставленных особ, с которыми впоследствии мне было суждено так часто встречаться. 
Там тогда находились Великие Князья Владимир и Алексей, начальник генерального штаба, генерал князь Щербачёв, кавалергард ротмистр Панчулидзев и хозяин дома. "

Особняк Шуваловых на Итальянской улице, 25, современный вид, именно сюда С. Ю. Витте пригласили чтобы дать присягу и получить первые указания


Парадная лестница дворца, по которой поднимался С.Ю. Витте
Дворец символ роскоши посреди окружавшей аристократию народной нищеты

Рыцарский зал

Красная гостинная

Синияя гостинная 

Золотая гостинная

Аванзал

Белая и голубые гостинные

Коллекция предметов роскоши



 

 



Белоколонный зал
Картинки по запросу Шувалов, Павел Петрович
Граф П. П. Шувалов, владелец невиданной роскоши и руководитель "Святой Дружины"


Далее Витте пишет:
"Меня приняли очень сердечно, чествовали меня за мою гениальную идею и сообщили мне, что мой проект разработан и составлен уже отдел (из 10-ти человек), что члены будут вербоваться как в России, так и за границей, и таким путём образуется мощная организация. Мне показали тайный знак этого союза и привели меня к присяге. 
Я должен был клясться перед иконой, все свои силы, всю жизнь посвятить этому делу, и я, как и все другие члены, должен был дать обещание, в случае, если это понадобится, не щадить ни отца, ни мать, ни сестёр, ни братьев, ни жены, ни детей. Вся эта процедура, происходившая в роскошном кабинете среди разукрашенных серебром и оружием стен, произвела на меня, провинциала, глубокое впечатление. 
Но я был окончательно наэлектризован, когда раскрылась дверь в столовую, – никогда раньше не видал я столько изысканных блюд. Вино лилось рекой, и я был слегка навеселе, когда Великий Князь Владимир мне сказал: «Милый Витте, мы все решили дать Вам заслуженное Вами почётное поручение.

 В настоящее время французское правительство отказывается выдать нам нигилиста Гартмана. Мы послали гвардии поручика Полянского в Париж с приказом уничтожить Гартмана. Поезжайте завтра иметь наблюдение над Полянским, и если он не исполнит свою обязанность, то убейте его, но предварительно ждите нашего приказа. 

Вы всегда найдёте возможность вступать с нами в сношения через нашего агента в Париже; агент этот пользуется нашим полным доверием и стоит во главе нашей организации за границей.

Вы можете его ежедневно видеть у Дюрона, Бульвар де ла Маделен. Советуйтесь с ним во всех трудных случаях». 
Я спросил его имя. Великий Князь сказал: «Дайте ему себя узнать нашим тайным знаком, и он сам назовёт Вам своё имя». Мне дали 20.000 рублей. Никогда ранее не видал  я столько денег»
Но далее к приказу убить Гартамана. Как писал Витте, Полянский был ему хорошо знаком по Одессе, был вхож в высшее общество. И вот он по указанию убить Гартамана. По воспоминанию Клейнмихель Витте должен был сам убить Гартамана, если Полянский не сделает этого.

Старый добрый Париж, конца 19 века, куда прибыл С. Ю. Витте



Само собой операцию собирались обставить желательно как уголовное преступление. Витте пишет как они с Полянским следили за Гартаманом:
" Утром мы с ним пошли. Я видел (это было в Quartier Latin), как Гартеман вышел, а два апаша или хулигана стояли около тех ворот, из которых он вышел; они последовали за ним, затем 117 эти хулиганы подошли к Полянскому и начали делать ему сцену, что вот третий день они готовы завести с Гартеманом драку (их план был таков: завести с ним драку и во время драки его убить) и что они этого не делают только потому, что Полянский не разрешает. Затем они заявили, что, хотя Полянский всякий раз платит им, когда он им этого не разрешит, по сто франков, но им все это надоело и, если он им завтра не разрешит убить Гартемана, то мы, говорят, это дело бросим.
"Вот видите, сказал мне Полянский, - у меня все уже несколько дней готово, чтобы убить Гартемана, но я ожидаю, так как мне дано распоряжение из Петербурга этого не делать". Я спросил: "Кто же дал вам это распоряжение?" Он ответил, что распоряжение это передано через Зографо.
Этот Зографо был сыном бывшего когда то посланника в Греции; он был другом детства Воронцова-Дашкова, и эти дружеские отношения сохранились между ними до настоящего времени. Зографо был отцом графини Орловой-Давыдовой (той самой Орловой-Давыдовой, муж которой один из самых богатых людей в России).
- Поедемте, говорить мне Полянский, в ресторан "Voisin", там будет Зографо, я, говорит, езжу туда каждый день. Мне Зографо сказал, что он ожидает что-то из Петербурга."
Был ли убит Гартаман? Нет, странности растут при чтении Витте. Он не только не выполнил задание, ни как куратор, ни как убийца. Витте далее:
"Я поехал в ресторан "Voisin". Там действительно был Зографо, я показал ему знак, он мне сейчас же ответил, и мы сели втроем за столик. Полянский говорит: "Вот я сегодня ездил с Сергеем Юльевичем, он убедился... Ведь я знаю, для чего он приехал. Он приехал, чтобы меня убить, если я не убью Гартемана. Я возил Сергея Юльевича, чтобы доказать ему, что тут недоразумение, что я не причем, потому что ведь Вы задерживаете?"
Зографо говорит: "да, это действительно так; из Петербурга послан сюда генерал-адъютант Витгенштейн, чтобы все это дело ликвидировать".
Я сказал, что ждать Витгенштейна не буду, а сегодня же уезжаю обратно в Киев. И уехал."
Получается, что Витте приехал для ликвидации Гартамана, но затем возникло какое-то недоразумение, он просто уехал назад, а вместо него приехал какой то генерал. Этот генерал-адьютант Светлейший князь Пётр Львович Витгенштейн . Он приехал и операцию прекратили.

Что же произошло? Есть версия, что для того чтобы спасти Гартмана и других, Народная воля пошла на организованные Витте переговоры со Священной дружиной и прекращение террора. Но эта версия не выдерживает критики, потому "дружинники" в принципе не могли убить Гартамана в Париже.
Дело в том, что Лев Никола́евич Га́ртман был арестован в Париже 22 января 1880 года французской полицией, а  7 марта 1880 выслан из Франции. Гартаман оказался в Англии, поселившись в Лондоне, а в 1881 г. уехал в США.
Картинки по запросу гартман лев николаевич
Л.Н. Гартаман уже 2 года жил не в Париже, а в Лондоне и США,  царское руководство  не могло об  этом не знать
Витте просто не мог приезжать в Париж для ликвидации Гартамана и следить за ним
 
Встает вопрос, зачем Витте выдумал всю эту историю? Не для того, чтобы скрыть настоящую сферу деятельности "дружинников", которая как можно предположить была направлена не против народовольцев, а сколько против общества или даже против прогнившей монархии.
Причем эта борьба началась еще до убийства Александра 2, которая скорее всего включала и убийство императора. Чтобы понять почему был Гартаман и почему его не убили, нужно взглянуть на хронологию террора.
До 1879 г. террористы использовали примитивные приемы --нож и стрельба, что не приводило к массовым жертвам. Но с взрывом поезда (в котором участвовал Гартаман) все меняется. Это уже был новый этап террора, вызывавшая дискредитировала идеи революционеров в массах, вызвав общественное негодование.

Для сравнения приведу аналогию  с "красным террором" в Европе, в второй половине 20-го века. Такие организации как РАФ, "Красные бригады" в отличались превосходной дисциплиной, были отлично подготовлены и много много убивали невиновных людей, с целью запугать население и дискредитировать левые силы, на которые ложным образом возлагалась ответственность за эти преступления.
Хорошо известна секретная сеть «Гладио», ее подразделения устраивали террористические акты, ликвидацию неугодных политиков, включая премьер-министра Италии Альдо Моро. Все эти преступления брали на себя "левые террористы", хотя на деле за ними стояли капиталисты и их спецслужбы.
Картинки по запросу террор красных бригад
За правыми и левыми террористами почти всегда стояли сами власти и их спецслужбы
Похожее изображение
Похожее изображение

Похожее изображение
Могла ли в царской России фунцкионировать операция подобная "Гладио"? Могла и скорее всего так было

Был ли в России тогда такой "государственный терроризм", под видом народовольческого? Скорее всего был, потому что царская полиция активно внедряла своих агентов в подполье.
Обо всем этом потом. Витте так заканчивает свой рассказ о работе в "Святой дружине":
"Когда я вернулся обратно в Киев, то вследствие этой глупой истории с Гартеманом, а также истории с содержателем конторы для найма, который, по видимому, также числился в этом обществе; и так как, кроме того, по всей России распространилось очень много 119 слухов о существовании этого общества, и о том, что туда направилась всякая дрянь, которая на этом желала сделать себе карьеру; 
это общество в самый короткий срок сделалось "притчей во языцех" - вот вследствие всего этого, я и почувствовал необходимость выйти из этого скверного, в конце концов, по меньшей мере смешного, если не грязного и гадкого дела. 
Поэтому я написал графу Воронцову-Дашкову письмо такого содержания: что вот тогда-то я написал письмо моему дяде, а мой дядя передал это письмо через него Государю, и, что это послужило основанием для образования общества "Святой Дружины", что эта "Святая Дружина" обратилась теперь в крайне короткий срок, в течение каких-нибудь полгода в самое по меньшей мере смешное, если не постыдное учреждение, что я быть в таком положении не могу; а с другой стороны, раз уже я дал присягу, то не считаю себя вправе выйти из этого общества, чтобы не поступить некорректно. 
Поэтому я предлагаю следующее: чтобы список всех членов, которые этому делу служат по долгу и чести, а не из за каких-нибудь лицемерных видов, чтобы этот список всех членов, составляющих это общество, был опубликован в "Правительственном Вестнике" и других газетах.
А также, чтобы и цель общества была опубликована, так как в этом случае имена всех этих лиц станут известны анархистам и революционерам, то, конечно, эти последние направятся прежде всего на всех нас, а поэтому при этих условиях я уверен, что масса лиц, даже, вероятно, большинство - не пожелает участвовать в обществе и откажутся от того, чтобы их фамилии были опубликованы и, таким образом, общество это очистится от всех дурных элементов. Затем в письме я предупредил графа Воронцова-Дашкова, что буду ждать ответа месяц, а если через месяц ответа не получу, то буду считать себя выбывшим из общества.
Прошел месяц, я ответа не получил, а поэтому отослал ему все документы, которые у меня были по этому обществу, а также все знаки, шифры и т. д. Тем эта смешная история постольку, поскольку я в ней участвовал и кончилась."