С терминалиями 2018, или О приобщении к правде
На модерации
Отложенный
История эта случилась примерно 3 тысячи лет тому назад.
Собрался Одиссей плыть на остров циклопов в разведку. Оставил он свою флотилию из 12 кораблей на безлюдном острове:
«Все вы, товарищи верные, здесь без меня оставайтесь;
Я же, с моим кораблём и моими людьми удаляся,
Сведать о том попытаюсь, какой там народ обитает,
Дикий ли, нравом свирепый, не знающий правды,
Или приветливый, богобоязненный, гостеприимный?»
Приплыв к острову циклопов, Одиссей покидает корабль с двенадцатью самыми надёжными и отважными спутниками. И идут они в ближайшую пещеру, где живёт циклоп Полифем. С собой Одиссей берёт полный кошель съестного и полный мех очень крепкого вина. По всей видимости, это был коньячный спирт. Одиссей готов угощать местных жителей и ожидает встречных экзотических подарков от них. Но Одиссей зря ждёт подарков от циклопа Полифема – «страшного мужа чудовищной силы, свирепого нравом, чуждого добрым обычаям, чуждого вере и правде». Вместо того чтобы угощать гостей, циклоп Полифем начинает с того, что сам угощается, пожирая двух товарищей Одиссея.
Не знает Полифем правды, чужд он ей. А правда в том, что никому, даже великанам чудовищной силы, даже если они в родстве с богами, нельзя безнаказанно преступать межи, которые разделяют ценные возможности между людьми, превращая их в права. А самая ценная возможность – возможность жить.
Причём, ты можешь надеяться на то, что твои ценные возможности неприкосновенны, что твои ценные возможности – права, только в том случае, если ты сам не нарушаешь прав, если ты сам не преступаешь межи. Полифем преступил межу, сожрал спутников Одиссея, полагая, что его сила и его божественное происхождение ставят его гораздо выше тех, кто должен считаться с межами.
Но на каждого Полифема, преступающего межи, может найтись свой Одиссей, карающий за преступление. Что и случилось. Одиссей с товарищами лишил Полифема возможности видеть, лишил его зрения, воткнув ему кол в его единственный глаз. Особенно обидно Полифему, что его «малорослый урод, человечишко хилый, зренья лишил, наперёд вероломно вином опьянивши».
***
23 февраля древние римляне начинали праздновать терминалии, посвящённые межам, указывающим, где кончается моё и начинается твоё. Межи – важнейший социальный феномен. Древние греки и древние римляне это осознавали, пожалуй, лучше, чем мы. Только через межи можно понять права, так как права – это размежёванные ценные возможности.
До сих пор социальные философы обсуждают межи с использованием плеоназмов «частная собственность», «право собственности» или даже «право частной собственности». Нет других столь же косноязычных обсуждений, как обсуждений всевозможных «прав и свобод человека и гражданина».
До сих пор коммунисты считают: правда не в том, чтобы соблюдать межи, а в том, чтобы назвать их частной собственностью и уничтожить. У них даже главная газета называется «Правда», хотя это «правда» Полифема, а не Одиссея.
До сих пор широко распространено мнение, что межи не для всех, не для полифемов. И государство, как Полифем, не считается с межами, когда за «своими» налогами залазит в чужие карманы. А мировая «элита», подобострастно заглядывая Полифему в его единственный глаз, лебезит, что он мало берёт, что надо больше.
И, тем не менее, с праздником, друзья. С терминалиями!
Комментарии