Да здравствует империализм
По мере того как несмотря на напряженные усилия Кремля, западо-центричный миропорядок не рушится, а наоборот, укрепляется, часто приходится слышать от российских коллег – и в том числе мне лично – что Запад применяет к России двойные стандарты: мол, российская империя плохая, а американская или европейская хорошие. Да действительно. Только вот, стандарты то одинаковы, просто империи разные.
Если не вдаваться в терминологические спекуляции и полагаться на самую простую дефиницию энциклопедии Британника (а уж кто лучше британцев понимает в этих вещах), империя, это «политическая структура, в которой метрополия или единичная суверенная власть осуществляет контроль над большой территорией или несколькими территориями, или народами через формальную аннексию или разные формы неформальной доминации». На мой взгляд (причем как лично как уроженцу советской империи и жителю европейской, так и исследователю – аналитику), имперский принцип организации политического пространства сам по себе не обладает никакой априори определенной ценностной характеристикой – империя, это ни хорошо и не плохо и нет никакого повода, чтобы по отношению к прошлым или настоящим империям применять морально – этические критерии только потому, что они являются империями. Неважно что, важно как.
И вот это «как» и есть разница между империей, которую хочет (а я не сомневаюсь, что хочет и это подтверждает много лет исследований, жизни и работы в России так же, как и многочасовые разговоры на кухнях – от коммунистических по помещические) воссоздать Российская Федерация из осколков того, что осталось от империи российской и советской. И если не получается (при том, что у американцев и немцев получилось а китайцы наверстывают упущенное опережающими темпами) то не потому что в современном мире это невозможно или не целесообразно (империи, как и все остальные формы политической организации международного пространства возникают там, где это выгодно людям и на мой взгляд не являются априори антидемократичными) и не потому, что захлебнувшаяся оголтелой русофобией закулиса мировой финансиеры вместе с пропитанным зоологической бжезинщиной вашингтонским обкомом плетут заговоры а потому, что русские что-то напортачили.
Почему не получилось? То есть, почему у них (то есть у нас) получилось, а у нас (то есть у Вас) как всегда, хотя хотели, как лучше? Тема для докторской диссертации, но есть несколько причин, которые для сокращения вывода даю в максимально синтезированных пунктах:
Империя – это хороший бизнес. В жизни людей, народов и государств никто не отменял материальную заинтересованность – мы можем индивидуально или коллективно следовать какой угодно идеологии, но ни коммунизмом, ни либерализмом пирожки не начинишь. Во имя принципов нельзя лишать людей хлеба – империя должна расширять, а не сужать возможности обогащения. Именно поэтому распался советский блок и именно поэтому Евросоюз продолжает процветать и расширятся (как это работает напишу в другой статье так как безумно раздражают формулировки в роде «немцы дают полякам деньги»).
Империя – это субститут утраченного рая. Любая политическая структура – как государство, так и империя – создается прежде всего для того, чтобы пердоставлять ее жителям базовые услуги, которые невозможно гарантировать на более низких уровнях организации общества.
Самой первой из них является чувство безопасности и психический комфорт уверенности в будущем. Исторический успех ЕС и его настоящая ценность именно в том, что эта империя сделала войну между ее составными частями невозможной – тут есть и реально работают другие методы разрешения конфликтов. Смею предположить, что даже при атрофии эффективности в других сферах, сохранение этой функции позволит Евросоюзу еще долго продолжить свое существование.
Империя – это структура динамичная, устремленная в будущее и способна к развитию. Институты и законы же как люди и любые другие формы существования должны быть готовы к флуктуациям цикля жизни и смерти. Другими словами: не надо подстраивать действительность под абстрактные проекты, придуманные изощренными интеллектуалами и волевыми политиками в тишине изолированных от народа кабинетов, а создавать законы и структуры, которые сделают реальную жизнь реальных людей более комфортной (подумайте, например, про Шенгенское соглашение – ведь его плодами ежедневно пользуются в том числе и миллионы россиян). Собственно, поэтому и нам в ЕС нужна демократия – как инструмент сохранения обратной связи между «базисом» и «надстройкой», чтобы в какой-то момент не потерять смысл существования наших законов и институтов и менять их своевременно в зависимости от нужд большинства.
То есть ясно, что империи возникают и продолжают существовать там, где они являются оптимальной (то есть для подавляющего большинства жителей более выгодной чем все остальные альтернативы) формой существования в рамках международного порядка – если одно из этих условий изначально не выполнено или перестает выполнятся со временем (в силу специфики внутреннего развития самой империи или воздействия внешних факторов), империя либо уступает места другой, более конкурентоспособной империи, либо на ее месте создается не-имперский порядок.
При чем процесс имеет не тотальный (не все) и нелинейный (не сразу) характер – к примеру, британцы сохранили финансовую власть над большинством бывших колонии даже после их формального выхода из под политического контроля Лондона, на окраине евро-империи довольно успешно функционируют не входящие в ее состав автономные центры силы (Британия, Россия, Турция) а российская империя распалась только частично (для чукчей или тувинцев это все еще лучшая форма политической надстройки а вот для украинцев или узбеков уже нет). Так что, если Россия хочет воссоздать империю, то нужно просто выполнить ряд очень простых условий и тогда государства и народы сами выстроятся в очередь на прием так же как выстраиваются у дверей НАТО и ЕС.
Пишу эти слова в Варшаве Anno Domini 2018, в столетие выхода Польши из состава Российской империи, абсолютно спокойно, глядя через окно на самый большой пограничный столб империи советской – соцреалистический Дворец культуры и науки им. Й.В. Сталина, который ежедневно не позволяет забыть о пережитом прошлом, пост-имперском настоящем и потенциально возможном будущем моей страны. Абсолютно спокойно, потому, что четко понимаю, что нынешняя Россия эти условья не выполнит никогда (готов поспорить с кем угодно) и единственный шанс проекции ее имперского влияния в Восточной Европе связан не с ее собственной пассионарностью, а с возможным кризисом ЕС и НАТО. Но это уже тема для совершенно другого разговора.
Комментарии
Комментарий удален модератором
В.И. Ленин
«Империали́зм, как вы́сшая ста́дия капитали́зма »
В.И. Ленин
«Империали́зм, как вы́сшая ста́дия капитали́зма »
Читайте В. И , Ленина «Империали́зм, как вы́сшая ста́дия капитали́зма »
https://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Lenin_Imperialism/imp.html#pr1
100 лет прошло и всё потверждается.