Тайна озера Лонг Лейк

27 августа 1925 года в США, на озере Лонг Лейк в штате Нью-Йорк при странных невыясненных обстоятельствах погибли советские торговые представители -- первый директор "Амторг" Исай Хургин и  ближайший соратник Льва Давидовича Троцкого, бывший военный врач, пламенный большевик, бывший видный военный деятель, член ВЦИК и ЦИК, на момент смерти председатель «Амторга» Эфраим Маркович Склянский.
DSC00062
Картинки по запросу склянский троцкий
Эфраим Склянский, второй слева (с документом в руке), рядом с Троцким

Что же произошло на озере и что послужило причиной такой развязки? Во многом смерть Хургина и Склянского была белым пятном в внешней торговли России. Но обо всем по порядку.
 
Амторг

Как известно, еще до начала НЭП в СССР стали возникать иностранные концессии, ставшие большой необходимостью. Так Советская россия намеревалась наверстать упущенное техническое отставание.

В феврале 1920 года Ленин в интервью американскому журналисту Линкольну Эйру говорил:
"Я не вижу никаких причин, почему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограниченные деловые отношения с капиталистическими странами. 
Мы не против того, чтобы пользоваться капиталистическими локомотивами и сельскохозяйственными машинами, так почему же они должны возражать против того, чтобы пользоваться нашей социалистической пшеницей, льном и платиной? Ведь социалистическое зерно имеет такой же вкус, как и любое другое зерно, не так ли?"

Однако Ленин понимал, что слово "неограниченные" надо брать в ковычки. Отказ от монополии внешней торговли увеличивал угрозу поражения большевизма. А уже в условиях НЭП отказ от государственной монополии внешней торговли (ГМВТ) было бы вообще равносильно капитуляции перед капитализмом.

Введение монополии внешней торговли было одним из первых мероприятий советского правительства, оформленое декретом от  22 апреля 1918 г. В первом параграфе этого декрета сущность монополии внешней торговли выражена следующим образом:
«Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российскойреспублики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются» 
 В декрете Совнаркома РСФСР от 11 июня 1920 г. указывалось, что.

«Заведывание национализированной внешней торговлей возлагается исключительно на Народный комиссариат внешней торговли, которому, как единственному уполномоченному на то органу республики, принадлежит исключительное право проводить все мероприятия и осуществлять все операции, связанные с ввозом и вывозом товаров».

Позже 13 марта 1922 г., постановлением Президиума ВЦИК было установлено, что «внешняя торговля РСФСР является государственной монополией» и что «государственная монополия внешней торговли осуществляется Наркомвнешторгом»

И тем не менее некоторые видные большевики настаивали именно на отказе от монополии. Например ГМВТ призывали отменить Г. Сокольников и Н. Бухарин, считая что необходимо вместо нее установить жесткие таможенные тарифы. 
Похожее изображение
Н. Бухарин считал, что надо "распохнуть" двери по сильнее, свернув ГМВТ

Это предложение Бухарин сделал в 1922 г. и вскоре попал под критику Ленина, писавшему в декабре 1922 г. для пленума ЦК так:

«Бухарин не видит,– это самая поразительная его ошибка, причем чисто теоретическая,– что никакая таможенная политика не может быть действительной в эпоху империализма и чудовищной разницы между странами нищими и странами невероятно богатыми. 
Несколько раз Бухарин ссылается на таможенную охрану, не видя того, что в указанных условиях полностью сломить эту охрану может любая из богатых промышленных стран. Для этого ей достаточно ввести вывозную премию за ввоз в Россию тех товаров, которые обложены у нас таможенной премией. 

Денег для этого у любой промышленной страны более чем достаточно, а в результате такой меры любая промышленная страна сломит нашу туземную промышленность наверняка.
Поэтому все рассуждения Бухарина о таможенной политике на практике означают не что иное, как полнейшую беззащитность русской промышленности и прикрытый самой легкой вуалью переход к системе свободной торговли. Против этого мы должны бороться изо всех сил и бороться вплоть до партийного съезда, ибо ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме системы монополии внешней торговли…

На практике Бухарин становится на защиту спекулянта, мелкого буржуа и верхушек крестьянства против промышленного пролетариата, который абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли. 
Всякий иной протекционизм в условиях современной России есть совершенно фиктивный, бумажный протекционизм, который ничего пролетариату не дает. Поэтому, с точки зрения пролетариата и его промышленности, данная борьба имеет самое коренное, принципиальное значение."

В итоге пленум ЦК РКП (б) 18 декабря 1922 года в своем постановлении подтвердил безусловную необходимость сохранения и организационного укрепления монополии внешней торговли.

В защиту ГМВТ выступал практик военного коммунизма Леонид Борисович Красин. Зная о том, что на ГМВТ покушаются, он писал из Лондона в коллегию Наркомвнешторга об опасности такого положения.

«После четырех лет войны и трех лет революции, после невероятного истощения как людских, так и материальных ресурсов страны, при падении покупательной силы рубля почти до нуля открытие внешних границ неизбежно означало бы экономическое и политическое порабощение страны другими, экономически более сильными, государствами».
«Уничтожение монополии внешней торговликонечно, приведет в недалеком будущем и к падению пролетарской диктатуры, но мы еще поборемся, и я лично думаю, что устоят как диктатура пролетариата, так и монополия внешней торговли».

Красин также считал, что переход к НЭП вовсе не предполагает дальнейшей отмены ГМВТ:
«...Отказ от государственного регулирования внешней торговли,— писал он,— был бы вопиющим противоречием как раз по отношению к тому новому курсу экономической политики, которым облыжно хотят оправдать уничтожение монополии внешней торговли».

12-й съезд РКП (б), происходивший 17—25 апреля 1923 года, подтвердил необходимость ГМВТ и принял по данному вопросу следующее решение:

 «Съезд категорически подтверждает незыблемость монополии внешней торговли и недопустимость какого-либо ее обхода или колебаний при ее проведении и поручает новому ЦК принять систематические меры к укреплению и развитию режима монополии внешней торговли». 
Последовательность, с которой партия вела борьбу за осуществление монополии внешней торговли, привела к ликвидации уклонов по этому вопросу.

Столь же решительно партия и Советское правительство боролись против многочисленных попыток капиталистических государств сорвать монополию внешней торговли. В конечном счете она была признана капиталистическим миром. Большая заслуга в этом принадлежит Л. Б. Красину, одному из самых убежденных и упорных борцов за ленинский принцип монополии внешней торговли.
Картинки по запросу красин леонид борисович
Полпред в Англии и наркомвшнеторга (с 1923 г. ) Леонид Красин многое сделал для сохранения ГМВТ

Много позже отмечая особые заслуги Л. Б. Красина в утверждении и укреплении ГМВТ,  член Политбюро А. И. Микоян писал:

 «Монополия внешней торговли является результатом творчества нашей пролетарской революции. Мы первые в истории вступили на этот путь. Способам и формам осуществления ее нам не у кого было учиться. 
Нужно было создать новую теорию и практику дела, которое не имеет за собой исторических прецедентов. Это было делом рук Красина... Красин рука об руку с Лениным отражал все нападения на монополию, откуда бы они ни исходили». 

На стороне ГМВТ также выступал и Лев Троцкий, который писал Ленину 13  декабря 1922 г.
«в пределах вопроса о монополии внешней торговли, думаю, что согласие у нас полное... По вопросу о Госплане сохраняю свою старую точку зрения, — но этот вопрос не нарушает, мне кажется, единство позиции по вопросу о внешней торговле» 

Однако Троцкий не был против изменений режима ГМВТ, в пользу некоторых послаблений.
.......................................................................................................
Однакои несмотря на казалось бы непоколебимую позицию партии и правительства, лед ГМВТ все таки тронулся.

В самом деле развитие НЭП и коммерческого расчета (хоз. расчета) толкало на ослабление режима ГМВТ.
13 апреля 1923 г. специальным декретом был очерчен круг учреждений, имеющих право на ведение самостоятельных внешнеторговых операций. Их стало 25. Остальные должны были получать разрешение на заключение внешнеторговых сделок в НКВТ в каждом отдельном случае. IX съезд Советов в резолюции о новой экономической политике отметил, что:
«дальнейшее развитие торговых сношений с заграницей требует более прямых и непосредственных связей промышленности с заграничным рынком. Находя, что охранение народного достояния и интересы наиболее выгодной реализации на заграничных рынках тех продуктов, которые разрешаются к вывозу, требуют сохранения за государством монополии внешней торговли, IX съезд Советов считает, что всероссийским и областным кооперативным объединениям всех видов, государственным и промышленным объединениям должно быть разрешено непосредственное производство экспортных и импортных операций (на основании особых соглашений их с НКВТ о допущении или ограничении вывоза или ввоза определенных видов товаров и под его контролем). 
В тех же целях должно быть разрешено образование при обязательном участии НКВТ — смешанных обществ для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в Советскую Россию необходимых ей продуктов, с установлением таможенных пошлин — ввозных и вывозных»
Вскоре лед тронулся и в США.  И тронул его представитель «Дерутра» (Российско-немецкого транспортного агентства) и Совфракта в США Исай Яковлевич Хургин 

Этот пронырливый деятель вдруг понял, что отсутствите дип. отношений далеко не помеха развитию отношений торговых.

Хургин 14 июня 1923 г. писал Красину о том, что торговые связи США и России весьма слабы:
"Организаций, какие здесь связаны своею деятельностью с Россией, немного, и особой солидностью они не располагают. В ближайшие дни я вернусь к каждой из них особо, когда закончу ознакомление с материалами. Из коммерческих организаций наиболее крупные здесь Центросоюз и Аркос, но и их обороты не дают им возможности стать влиятельными и заметными. Продэкско— совсем незначительная организация. Повторяю — подробно о каждой из них в ближайшие дни. Что касается общественных организаций, то при первом же беглом знакомстве с ними я наткнулся на такую склоку, что, думаю, только в силу незначительного удельного политического веса этих организаций в местной политической жизни эта склочность не обратилась в здоровенный публичный скандал. Я рассчитываю позднее вернуться к этому более подробно — это терпит отлагательства. Дерутра — сейчас только маленькая транспортная контора".
Хургин считал, что нужно развивать новое общество, которое укрепило бы торговые сношения двух стран.
Этому способствовало изменение позиции правительства США.  6 декабря в послании «О положении страны» новый президент США Кулидж заявил:
"Наше правительство ничуть не возражает против торговых отношений наших граждан с народом России. Вместе с тем наше правительство не намерено вступать в отношения с режимом, отказывающимся признавать незыблемость международных обязательств."

 С  конца 1923 г. наркомвнешторга (НКВТ) Л. Красин начинает склонятся к правоте Хургина, который настаивал на создании такого смешаного общества в США.

Хургин писал 24 августа 1923 г. :
" "Считаю необходимым создание нашей коммерческой организации, которая стояла бы в непосредственной связи с Москвой. Никакой опасности я для этого не вижу, и не вижу затруднений, какие нельзя было бы преодолеть на пути к осуществлению. Такую организацию нужно инкорпорировать здесь, снабдить ее делами и небольшими деньгами и дать ей постепенно развернуться, сосредоточивая на ней все американские коммерческие дела". 
В Совнаркоме и ЦК РКП (б) склонялись в сторону правоты Хургина. НКИД в лице Литвинова писал Красину:
«Лицам, кои будут назначены руководителями общества,  должно быть строжайшим образом внушено, чтобы они ни в коем случае не выступали в Соединенных Штатах в роли агентов Советской власти».
Хургин указывал, что это требование НКИД не вызовет проблем. В феврале 1924 года он писал Красину:
"Самостоятельные действия хозорганов в Соединенных Штатах, где у нас нет формального представительства, представляют из себя фактический прорыв монополии внешней торговли. Получается нечто вроде премии за непризнание. 
Порядки, недопустимые в стране, где мы признаны (инкорпорирование самостоятельного общества, отсутствие контроля со стороны Наркомвнешторга и проч.) оказываются узаконенными в стране, где нас не признают."
Хургин настаивал, что вовсе не нужно открывать представительство Советской России, а создать акционерное общество, с смешаным капиталом.
Предложение Хургина в конце концов было одобрено. И. Я. Хургин предложил несколько вариантов названия общества: Торговое общество Союза Советских Республик (ТО СССР), Советско-американское торговое общество (САТОР), Американское торговое общество (Амторг). В результате обсуждения решено было остановиться на последнем названии.

27 мая 1924 года в Нью-Йорке был учрежден Амторг – Американская торговая корпорация (Amtorg Trading Corporation). 

Формально основными держателями акций являлись Внешторгбанк, Центросоюз и даже советские руководители корпорации. Амторг был организован по законам штата Нью-Йорка с уставным капиталом в миллион долларов. Сов. Россия производит свои закупки и привозит свои товары через русско-немецкие пароходные линии, в которых участвуют, как равная сторона. Правление Амторга находилось в Нью-Йорке, 261-5 авеню, и занимало четыре этажа.

Картинки по запросу Амторг
Здесь располагался офис правления "Амторг", уже само существование подобной организации выступало против позиции Ленина о незыблемости ГМВТ

Это было сильным отступлением от ленинской позиции. Работавший Амторг пользовался большой свободой в своих операциях. С самим НКВТ его формально связывал договор, по которому организация отчисляла наркомату  внешторга 50 процентов своей прибыли. внешторг выдавал лицензии на экспорт и импорт.
Амторг демонстрировал большие успехи.

Всего за год работы нарастил оборот торговли с 2 до 30 миллионов долларов. Хургин был лицом Амторга. Как реклама био-йогурта, он всем нравился, имел обширные связи в США, его имя постоянно упоминалось в американской прессе.

Хургин сумел наладить тесное сотрудничество с представителями с членами Американо-русской торговой палаты, учрежденной в 1916 году и объединявшей 150 крупнейших промышленных компаний и банков.
Именно Хургин наладил контакты с Генри Фордом, убедив его войти в экономику СССР.

Амторг закупил у Форда  12000 тракторов «фордзон», что тогда составляло около 10% их производства компанией. Так было положено начало плодотворному сотрудничеству.
Картинки по запросу трактора «фордзон»,
Трактор Фордзон-Путиловец

Развивая эти отношения Амторг сумел убедить Форда принимать на стажировку в своих предприятиях 50 граждан СССР. Так ковались кадры для советского автомобилестроения.
Амторг кроме Форда искал более выгодные предложения. Им навстречу пошла компания International Harvester , предложившая самые выгодные условия кредитования. Компания поставляла СССР трактора Farmall Regular, на основе которого был создан трактор "Универсал".
Row-crop Farmall 2
Трактор Farmall Regular, в США

Большое внимание Хургин уделял рекламе.  У Амторга было издательство, выпускавшее каталоги советских товаров, предлагаемых американским покупателям.  Американцы рассматривали каталоги и выбирали нужный товар. СССР получал свою выгоду, капиталисты свою.

Хургин полагал (и не безосновательно) что ГМВТ была прорвана. В США к 1925 году все более активно проявляли себя и др. советские компании, получившие право торговать за рубежом -- Кустпром, Госкино, трест "Русские самоцветы", Карельской коммуны, Армянской республики, Крымгосторга. Конкуренция была нешуточной.

 Хургин кроме всего прочего помогал некоторым людям и с выездом в США. В 1925 г. Хургин добился для
В.В.Маяковского въездной визы в США и поселил его в своем доме.
Казалось, что перед Амторгом и его руководителеи Исаей Хургиным раскрываются все новые горизонты, новые возможности.

Однако в августе 1925-говсему этому вдруг настал конец -- наркомвнешторг решил заменить Хургина на Эфраима Склянского. Склянский прибыл в США и вскоре 27 августа его и Хургигина нашли плавающими в озере Лонг Лейк...
Картинки по запросу озеро лонг лейк
Озеро Лонг Лейк, в штате Нью Йорк, где нашли плавающими Исаю Хургина и Эфраима Склянского 27 августа 1925 г., они были мертвы
Продолжение следует.