Из каких государств будут сформированы войска ООН в Украине

На модерации Отложенный

Какой может быть миротворческая миссия ООН в Донбассе - один из главных вопросов, которые обсудят участники международной конференции по безопасности в Мюнхене, которая начинается 16 февраля.

Там же должен быть представлен доклад, подготовленный по заказу Rasmussen Global Foundation, возглавляемую Андерсом Фог Расмуссеном - бывшим руководителем НАТО, и советником президента Порошенко.

Автором доклада является эксперт ООН Ричард Ховен.

Среди главных предложений доклада - миротворческий контингент на Донбассе количестве до 20 тысяч военных и 4 тысяч полицейских.
 Они "не должны представлять страны НАТО" должны быть приемлемыми как для Украины, так и для России, которая последовательно отвергает свое участие в конфликте на Донбассе.

"Контингент может включать Беларусь, Казахстан, Монголию, но также и Австрию, Финляндию или Швецию, так же, как и ряд стран Южной Америки.
Вдобавок, речь может идти и о некоторых членов НАТО, которые воспринимаются Россией как дружеские, например, Грецию".

Эксперты и политики, которых Би-Би-Си Украина спросила о правильности таких советов, обращали внимание, что миротворцев ООН в Донбассе в лучшем случае можно ожидать не ранее, чем через два года.

Этому может помешать и сложный процесс переговоров со всеми заинтересованными сторонами, и то, что окончательное решение будет принимать Совет безопасности ООН, одним из постоянных членов которого является Россия.


Однако оценки относительно количества миротворческого контингента и его участников являются очень разными.

Генерал-майор Яакко Оксанен, принимал участие в трех миротворческих миссиях ООН, эксперт по вопросам миротворческих миссий ООН
Относительно участия военнослужащих из стран НАТО и в целом того, кто имеет доступ к этой миссии, как военный я ответил бы коротко: не знаю. Но если подумать над этим с точки зрения того, что решение принимает Совет безопасности ООН, то вы сами можете дать ответ на это.
По количеству миротворцев. Например, в Южном Ливане длина границы (между сторонами конфликта. - Ред.) составляла 70 км.
 И вся территория была покрыта с помощью 10 тысяч военных.
Если кто-то просит более 20 тысяч воинов, это выглядит невозможным. Интересно посмотреть, как ООН соберет такое количество.
К тому же, это не дешевое дело.
 В том же Ливане стоимость миротворческой миссии ООН - 500 млн евро в год. Половину расходов оплачивают США, остальное - другие страны.
Однако чрезвычайно важным является не количество контингента - 20, 30 или 40 тысяч миротворцев, - а то, что они там будут делать. Только после этого можно решить, сколько людей нужно.
Кроме того, очень важной является подготовительная работа среди местного населения.


Георгий Тука, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины
Отношение местного населения на самом деле является самым важным вопросом. Не секрет, что на протяжении последних 3-4 месяцев в российских СМИ звучит тезис о том, что введение миротворческой миссии на временно оккупированные территории подается как "оккупация Донбасса".

Можем только представить, какое настроение будет на Донбассе (когда там появятся миротворцы).
Нравится это или нет, нам надо искать пути к компромиссу.
Дело только в границы этого компромисса.
Если не будут присутствовать страны НАТО, - не вижу в этом никакой трагедии.
О присутствии белорусов, то скажите, если из 20 тысяч миротворцев будет 10 белорусов, это на что-то повлияет?


Андрей Тетерук, депутат от "Народного фронта", член комитета по вопросам национальной безопасности и обороны

Миссия должна располагаться от линии столкновения до границы с Россией.
Понимая огромную площадь, которая является временно оккупированной, - 17,5 тысяч квадратных километров Донецкой и Луганской областей и 409 км неконтролируемого границы с Россией, - однозначно, что контингент в 20 тысяч не сможет в определенные сроки на территорий выполнить мандат миротворческой миссии.


Поэтому стоит требовать усиления этого контингента подразделениями ВСУ и Национальной гвардии.
О разрешении разным странам принимать участие в миротворческом контингенте, которые имеют общую с Россией систему управления вооруженными силами и государственными ресурсами, то украинский парламент не позволит таким странам участвовать.


Анна Гопко, избранная в Верховную Раду по списку "Самопомочі", председатель Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам
Если мы посмотрим на 17 тысяч квадратных километров (оккупированной) территории в Украине, и сравним с тем же Ливаном (на 4 тысячи километров с 10 тысяч миротворцев), то очевидно, что для усиления мандата надо думать о каком-то сочетание со специальной мониторинговой миссией ОБСЕ.
Относительно стран, то в ООН есть достаточно переводчиков (чтобы миротворцы могли свободно общаться с местным населением. - Ред.), для тех государств, которые нам навязывает Россия, и которые имеют не нейтральную позицию в отношении Украины, в частности, и Беларусь, в составе контингента не было.


Григорий Немыря, депутат от "Батькивщины", председатель комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, бывший вице-премьер по вопросам европейской интеграции.

20 тысяч - это мало. 30-40 тысяч может быть достаточно относительно миротворческого контингента.

Относительно состава. С точки зрения механизма принятия решений, ООН должна подписывать меморандум со всеми соответствующими сторонами, зафиксировав их согласие на размещение миротворческих сил и их мандат. То есть, ООН будет говорить со всеми сторонами, а не Украина или Россия.
Один из принципов, который мы считаем желательным, должно быть меньшее количество стран, но большее количество контингента, который представит каждая страна, чтобы избежать пестроты.
Мы считаем, что ведущей нацией может быть Финляндия или Швеция.
Есть также принцип, по которому, как правило, страны-соседи не должны быть представлены в миротворческом контингенте. Но из каждого правила есть исключения.
Если во время переговоров будет договорено, что в миссии будут представлены и страны НАТО, и ОДКБ, то, например, со стороны НАТО это могут быть Норвегия и Испания, а со стороны ОДКБ - Беларусь и Казахстан.

Но, безусловно, есть и список стран, которые не могут быть участниками этой миротворческой миссии. Это Россия, США.
Для России, очевидно, будет неприемлемой участие Польши или Балтийских государств.

Елена Снигирь, Национальный институт стратегических исследованийИз самого содержания доклада вытекает потребность Украины представить свой вариант. Как на меня, этот доклад является представлением более российской адженди, начиная с того, что стороны должны договариваться, это Украина и руководители сепаратистских регионов.
Там также говорится, что цель миссии - не мир как таковой, а создание условий для проведения выборов, минуя такие пункты, как установление безопасности, правосудия и амнистия, восстановление экономики, разрушенной не Украиной.
Относительно состава. Красными линиями Украины должны быть военные союзники России.
В докладе фигурируют два - Белоруссия и Казахстан.
Мы должны понимать, что под шевронами белорусских и казахских воинов будут стоять русские или лоялен к русским персонал.
 
Однозначно недопустимо выносить на повестку дня обсуждение состава миссии из зон ответственности ОДКБ и НАТО.
 Это приведет к реализации давнишнего "хотелки" России уравнять их в геополитическом признании.