Фотолетописец Забайкалья

На модерации Отложенный

Алексей Кузнецов отдал часть своей жизни делу культурного развития и просвещения забайкальцев

Это был удивительный человек. Его имя носит Забайкальский краевой краеведческий музей, который ХIХ в веке Алексей Кузнецов и основал. «Благодаря его трудам у нас сегодня имеется возможность увидеть изображения станций и многих железнодорожных объектов того времени, – писал о нём первый составитель энциклопедического словаря «Забайкальская железная дорога» Анатолий Ведмедь, имея ввиду рубеж ХIХ и ХХ веков. А ведь в Забайкалье Кузнецов оказался не по свой воле. Газета "Забайкальская магистраль" знакомит вас с этим замечательным человеком.


Каторжанин

В Забайкальскую область Алексей Кузнецов пришёл в 1873 году, как осуждённый преступник. Тогда ему было всего 28 лет. Он был типичным разночинцем, увлёкшимся идеями народничества и революционного преобразования мира. Родился Алексей Кузнецов 13 февраля 1845 года в купеческой семье, проживавшей в Херсоне. Родители постарались дать ему хорошее образование. Юноша окончил уездное, а потом Московское коммерческое училище и поступил в Петровскую сельскохозяйственную и лесную академию. Как и многие его сверстники, увлёкся революционными идеями, став активным участником народнических кружков. Оказался втянутым в убийство, совершённое членами организации «Народная расправа», созданной Сергеем Нечаевым. Был осуждён и приговорён к каторжным работам на 10 лет с последующим бессрочным поселением в Сибири.

В числе первых «нечаевцев» Кузнецов и прибыл на Карийскую каторгу. Спустя шесть лет вышел на поселение. По ходатайству известного купца Михаила Бутина поселился в Нерчинске, где стал заниматься сбором материалов о природе и истории края, а затем ещё и фотографией. В 1886 году его стараниями в Нерчинске были открыты краеведческий музей и библиотека. В 1889 году он был восстановлен в правах и избран гласным городской Думы.

Экскурсовод для цесаревича

14 июня 1891 года Нерчинск посетил цесаревич Николай, будущий император Николай II. Он среди прочего посетил и краеведческий музей, где экскурсию для него увлечённо провёл Алексей Кириллович. На другой день он получил через князя Барятинского пожалованный ему цесаревичем подарок (золотую булавку с бриллиантами).

В написанной в Чите в 1926 году автобиографии Алексей Кириллович этот факт не вспомнил. Более того, он написал там же, что в Читу переехал в 1889 году, то есть, до визита в край цесаревича. Но в справочнике, посвящённом российским революционерам (1934 год), было сказано, что в Читу он переехал в середине 1890-х годов, то есть после визита цесаревича.



Дело в том, что в 20-х годах Кузнецову припомнили бриллиантовую булавку от цесаревича, вот он и вычёркивал этот эпизод из биографии.

Свидетель создания ЗабЖД

В его автобиографии скромно описан важный эпизод: «В Чите мной была открыта фотография – передвижка, с которой я ездил по Забайкалью, снимая всё достойное внимания. За несколько лет мной было выпущено 11 фотографических альбомов (среди них драгоценнейший альбом снимков всего, что связано с пребыванием декабристов в Забайкалье). На средства, доставляемые мне фотографией, ежегодно предпринимал экскурсии в разные места для исследования Забайкальской области и собирания коллекций для музея».

Несколько альбомов его снимков были посвящены истории строительства и первым годам работы Забайкальской железной дороги. Это была первая фотолетопись нашей магистрали. Как он передвигался по строящейся дороге, можно лишь предполагать, глядя на его снимки.

За фотографии, показанные на сельскохозяйственной и промышленной выставке 1899 года, Алексей Кириллович был удостоен большой Серебряной медали.

Когда надежды не оправдались

Потом были годы Первой русской революции, когда он, став членом партии социалистов-революционеров, пытался установить в Чите революционную власть. Ему показалось, что начали сбываться мечты его юности. Но затем был арест, смертный приговор, помилование, тюрьма и ссылка. А затем – амнистия и возвращение в Читу, где с 1913 года до 1927 года он возглавлял открытый в 1895 году в Чите краеведческий музей.

В период Дальневосточной республики, столицей которой была Чита, его имя присвоили возглавляемому им музею. Вновь вернулись надежды на светлое будущее. И опять – крах.

В 1927 году Кузнецова упрекнули в ненадлежащей сохранности ценных экспонатов и намеревались привлечь к строгой ответственности.

В 1928-м Алексей Кириллович по совету друзей покинул Читу. Но в Москве он прожил недолго, 12 ноября того же года его не стало. Похоронен наш краевед и фотолетописец на Новодевичьем кладбище. На многие десятилетия его имя было предано забвению. И только в 1957 году на страницах «Литературной газеты» за увековечивание его памяти выступил сибирский писатель Сергей Марков. Постепенно имя Кузнецова было возвращено в нашу историю, а затем его вернули и созданному им краеведческому музею.

А его фотографии, в том числе и Забайкальской железной дороги, экспонируются и публикуются до сего дня.