Вертикаль
Сразу после революции начал сформировыватся мощный управленческий аппарат, который должен был по идее проложить путь к победе социализма в России, а затем и во всем мире.
Сформировавшийся управленческий аппарат начал проходить процесс сращивания органов партийной и государственной власти, в системе где руководящий орган партийной власти Секретариат ЦК стал брать на себя все больше и больше власти. В 1922 году генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал Иосиф Сталин, что дало ему возможность сосредоточить в своих руках больше власти, чем она была у него прежде.
На 12 съезде РКП (б) И.В. Сталин предельно ясно изложил своое видение политического устройства советского государства и общества.
"Товарищи! Я думаю, что отчёт ЦК, напечатанный в "Известиях ЦК", в смысле деталей является совершенно достаточным, и здесь, в орготчёте ЦК, его повторять не стоит.
Я полагаю, что организационный отчёт ЦК должен состоять из трёх частей.
Первая часть должна трактовать об организационных связях партии с рабочим классом,- о тех связях и тех аппаратах массового характера, которые облегают партию и при помощи которых партия осуществляет руководство рабочим классом, а рабочий класс превращается в армию партии.
Вторая часть отчёта, по-моему, должна трактовать о тех организационных связях и о тех аппаратах массового характера, при помощи которых рабочий класс связывается с крестьянством. Это - государственный аппарат. При помощи государственного аппарата рабочий класс, под руководством партии, осуществляет руководство над крестьянством.
Третья часть и последняя должна касаться самой партии, как организма, живущего своей особой жизнью, и как аппарата, дающего лозунги и проверяющего их осуществление.
Я перехожу к первой части отчёта. Я говорю о партии, как об авангарде, и о рабочем классе, как об армии нашей партии. Может показаться по аналогии, что тут отношения такие же, как и в области военной, т. е. партия даёт приказы, по телеграфу передаются лозунги, а армия, т. е. рабочий класс, осуществляет эти приказы. Такое представление в корне неверно.
В политической области дело обстоит много сложнее. Дело в том, что в военной области армию создаёт сам командный состав, он сам её формирует. Здесь же, в политической области, партия своей армии не создаёт, а её находит,- это рабочий класс.
Второе отличие состоит в том, что в военной области командный состав не только создаёт армию, но и кормит её, одевает и обувает В политической области таких явлений мы не имеем Партия не кормит, не обувает и не одевает свою армию рабочий класс.
Именно поэтому в политике дело обстоит много сложнее. Именно поэтому в политике не класс зависит от партии, а наоборот.
Вот почему в политической области для того, чтобы осуществить руководство авангарда класса, т. е. партии, необходимо, чтобы партия облегалась широкой сетью беспартийных массовых аппаратов, являющихся щупальцами в руках партии, при помощи которых она передаёт свою волю рабочему классу, а рабочий класс из распылённой массы превращается в армию партии.
Так вот, я перехожу к рассмотрению того, каковы эти аппараты, эти приводные ремни, соединяющие партию с классом, каковы эти аппараты, и что успела сделать партия за год в смысле укрепления этих аппаратов."
Сталин разовьет эту вышесказанную мысль, в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом, текст которой был опубликован в журнале «Большевик» № 8, за 1932 г.:
"Партия есть политический вождь рабочего класса.
Ни одна армия на войне не может обойтись без опытного штаба, если она не хочет обречь себя на поражение. Разве не ясно, что пролетариат тем более не может обойтись без такого штаба, если он не хочет отдать себя на съедение своим заклятым врагам?
Но где этот штаб? Этим штабом может быть только революционная партия пролетариата. Рабочий класс без революционной партии — это армия без штаба. Партия есть боевой штаб пролетариата.
Но партия не может быть только передовым отрядом. Она должна быть вместе с тем отрядом класса, частью класса, тесно связанной с ним всеми корнями своего существования."
Возвращаясь к 12 съезду, следом за этим Сталин обрисует так называемые "приводные ремни" -- профсоюзы, кооперативы и союзы молодежи. Затем он рассказал о передаточных аппаратах, университетах, школе, печати, армии, подчеркнул их важность.

Иосиф Сталин понимал, что править СССР будет тот, кто сможет оперется на на партийные массы, а на ее управленческий аппарат
Далее Сталин говорил о подборе кадров согласно установленной ленинской политике, т.е. призыв людей в партию из рабочих и крестьян, с сокращением не пролетарских элементов. А далее он перешел к вопросу о центральных органах партии:
"Перехожу к вопросу об улучшении центральных органов партии. Вы, должно быть, читали предложения ЦК о том, чтобы функции Секретариата ЦК были отграничены вполне ясно и точно от функций Оргбюро и Политбюро. Едва ли этот вопрос нуждается в особой трактовке, ибо он сам собой ясен.
Но есть один вопрос,- о расширении самого ЦК,- вопрос, который несколько раз обсуждался у нас внутри ЦК, и который вызвал одно время серьёзные прения.
Есть некоторые члены ЦК, которые думают, что следовало бы не расширять, а даже сократить число членов ЦК. Я их мотивов не излагаю: пусть товарищи сами выскажутся. Я вкратце изложу мотивы в пользу расширения ЦК.
Ныне положение вещей в центральном аппарате нашей партии таково: есть у нас 27 членов ЦК. ЦК собирается раз в 2 месяца, а внутри ЦК имеется ядро в 10- 15 человек, которые до того наловчились в деле руководства политической и хозяйственной работой наших органов, что рискуют превратиться в своего рода жрецов по руководству.
Это, может быть, и хорошо, но это имеет и очень опасную сторону: эти товарищи, набравшись большого опыта по руководству, могут заразиться самомнением, замкнуться в себе и оторваться от работы в массах.
Ежели некоторые члены ЦК или, скажем, ядро человек в 15 стали такими опытными и так навострились, что в деле выработки указаний в 9 случаях из 10 они не допустят ошибки, то это очень хорошо.
Но если они не имеют вокруг себя нового поколения будущих руководителей, тесно связанных с работой на местах, то эти высококвалифицированные люди имеют все шансы закостенеть и оторваться от масс.
Во-вторых, то ядро внутри ЦК, которое сильно выросло в деле руководства, становится старым, ему нужна смена. Вам известно состояние здоровья Владимира Ильича. Вы знаете, что и остальные члены основного ядра ЦК достаточно поизносились.
А новой смены еще нет,- вот в чём беда. Создавать руководителей партии очень трудно: для этого нужны годы, 5-10 лет, более 10-ти. Гораздо легче завоевать ту или другую страну при помощи кавалерии тов. Будённого, чем выковать 2-3-х руководителей из низов, могущих в будущем стать действительными руководителями страны. И пора подумать о том, чтобы выковать новую смену.
Для этого есть одно средство - втянуть в работу ЦК новых, свежих работников и в ходе работ поднять их вверх, поднять наиболее способных и независимых, имеющих головы на плечах.
Книжкой руководителей не создашь. Книжка помогает двигаться вперёд, но сама руководителя не создаёт. Работники-руководители растут только в ходе самой работы.
Только выбрав в ЦК новых товарищей, дав им испытать всю тяжесть руководства, мы можем добиться выработки столь необходимой для нас при настоящем положении вещей смены. Вот почему я полагаю, что было бы глубочайшей ошибкой со стороны съезда, если бы он не согласился с предложением ЦК о расширении его, по крайней мере, до 40 человек."
Таким образом Сталин ясно дал понять -- узкая группа членов ЦК может управлять партией, если наловчится грамотно управлять и подготовит себе смену на будущее. Тогда они могут управлять делами.

Сталин прямо дал понять, что в управленческой системе есть узкое ядро, которое держит в своих руках нити власти
Вскоре это узкое ядро окончательно сместилось в Секретариат, дав секретарям огромную власть
Сталин в отличие от Троцкого или Зиновьева очень хорошо понимал, что власть в СССР будет у того, кого поддержи номеклатура РКП (б). Уже в 1921 году началось выстраивание вертикали власти. Действия партийного руководства сводились к следующему:
1) отрешение местных органов власти (Советов) от принятия важных решений
2) усиление власти секретарей губкомов
3) насаждение на ответственные посты как можно больше коммунистов и отстранение беспартийных
4) увеличение партийно-государственного аппарата
Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. Власть уходила к партийным структурам ЦК, а органы законодательной власти (Советы) теряли реальную власть, становясь все больше декларативными органами.
В феврале 1920 г. на сессии ВЦИК был утвержден устав о фракциях во внепартийных учреждениях, который по фактум ставил деятельность Советов под полный контроль партийных комитетов. Основным лицом постепенно становился партийный секретарь.

Владимир Лениен не был секретарем ЦК, но считается руководителем СССР, однако уже при его жизни власть стала уползать в Секретариат
Рост бюрократии шел постоянно, так с осени 1918 г. и до начала 1920г. управленческий аппарат ВСНХ вырос почти в 10 раз - с 2,5 тыс. до 24 тыс. служащих. Выросли и органы совнархозов в губерниях.
НЭП не только не остановил, а продолжил рост партийной и государственой бюрократии, если можно номеклатуры. С 1923 г. по 1926 г. население СССР, включая присоединенные бласти увеличилось на 21%.
Рост бюрократов шел куда быстрее, в тот же период их число выросла с 2 2 млн до 2, 9 млн, т.е. на 31 %.
Партийная бюрократия стремилась насадить свои кадры на всех мало мальски важных должностях, выдавливая беспартийные кадры. Так например началась кадровая экспансия в промышленный сектор. Так в ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало специальную комиссию во главе с Валерианом Куйбышевым¸ которая занималась проверкой работы руководителей государственных предриятий (трестов). Весной комиссия завершила проверку работы 28 трестов и сделал выводы, что недостатки работы руководства предприятий связаны с тем что среди руководителей слишком мало коммунистов.
Было принято решение повысить долю членов РКП (б) в директорском корпусе предприятий, в итоге их число выросло в правлениях трестов с 21% до 61% и среди самих директоров с 29% до 49%.
Все это делалось вскоре после указания Сталина в отчетном докладе 12 съезда:
"Но опыт показывает, что здесь поле неисчерпаемо богато, и работа учраспреда должна быть развернута вовсю, чтобы дать партии возможность укомплектовать коммунистами управляющие органы наших основных предприятий и тем осуществить руководство партии госаппаратом."
Такими темпами к 1925 г. около 90% директоров крупных гос. предприятий были членами РКП (б), частично вытеснив беспарийный элемент из управленческого корпуса. Это была большая победа.
Управленческая номеклатура избавлялась от тех, кто мог хоть как-то угрожать ее положению. Лев Троцкий активно выступавший против бюрократизации правящего режима быстро лишился прежнего положения, потеряв возможность стать рулевым партии.
Особую угрозу Троцкий видел в аппарате партии. Троцкий в своем "Новом курсе" прямо писал:
"“Партия, должна подчинить себе свой аппарат, ни на минуту не переставая быть централизованной организацией”
Разумеется с такой позицией Троцкий сразу настроил против себя парийно-государственный управленческий аппарат, что весьма способствовало весьма быстрому его политическому поражению.

Лев Троцкий имел популярность среди партийных масс, но не имел ее в среде партийной бюрократии, которую он считал врагом
Именно вражда с секретариатом ЦК и стоявшим за ним аппаратом предопределила его быстрое падение
Таким образом к середине 1920-х партийная бюрократия укрепилась, став господствующей силой, став опорой Иосифа Сталина в борьбе с его политическими противниками.
Комментарии