"Азвука" Родной Речи...
На модерации
Отложенный
ПОЧЕМУ «А-ЗВУКА»
Именно так – «АзВука» (или, если хотите, «А-Звука»)! Никакой ошибки нет! Здесь вполне осмысленное изменение.
Во-первых, мы с вами говорим как раз о РЕЧИ. При этом постоянно подчеркиваем, что говорим о ЖИВОЙ речи, о ЗВУЧАЩЕЙ речи. Соответственно, на первом плане у нас всегда ЗВУК (а не его обозначение, в виде «буквы» или еще какого-нибудь знака, символа).
Вы же сами знаете (едва ли не с детства), что известное слово «азбука» состоит из названий двух старинных букв (букв «Аз» и «Буки»), и знакомая нам всем «азбука» показывает нам именно БУКВЕННЫЙ ряд, набор букв для чтения и письма.
Буквы и созданы для чтения и письма, когда в этом появилась необходимость (как и другие знаки для опознавания, а также для чтения и письма, вроде иероглифов, рун и т.д.). А сама Живая Речь со всеми словами существовала прежде любых знаков, вроде букв, а ЗВУКИ РЕЧИ опознавались в Древности по звучанию и энергетике. Нужно об этом постоянно помнить.
А если мы изучаем не буквы, а ЗВУКИ Живой Речи, можно ли такой начальный курс называть «азбукой»? Напрашивается вполне логичное «нет». Вот почему с самого начала и возникает необходимость внесения поправки в привычные (но, как теперь выясняется, не совсем правильные, во многом упрощенные и искаженные) представления о Языке и его усвоении.
В современном мире (заметьте, технократическом мире) людей с самого рождения постепенно (почти незаметно, под разные порой строгие, порой сентиментальные разговоры о любви к природе) отрывают и отрывают от самой Матери-Природы, а потом где-то примерно с семи лет (в разных местах и условиях по-разному) начинают учить буквам, чтобы люди научились «читать и писать», т.е. фактически «оперировать условными знаками». Уже о непосредственном взаимодействии с Природой даже не намекается. С течением времени, как вы знаете, у многих людей сегодня чтение и письмо доходит до большого «совершенства» (т.е. быстрого, «беглого» чтения и точного соответствия написанного принятым на данное время стандартам орфографии на уровне школьных оценок «хорошо» и «отлично»). Но при этом они, оторванные от Матери-Природы, зато обученные чтению и письму, практически на всю жизнь лишаются связи с Живой Родной Речью, о чем часто даже и не подозревают, т.к. лишены источников информации в этой области (в рамках технократической цивилизации этой сферы жизни как бы и «не существует», с «научной» точки зрения).
Огромный пласт живого Знания Родной Речи у современных людей практически полностью отсутствует, а его остатки где-то на втором плане успешно заслоняются или подменяются тем, что нарочно и систематически выставляется на первый план – формальными и упрощенными представлениями о Языке.
Так происходит т.н. «ликбез» (ликвидация безграмотности) у детей и взрослых в технократической цивилизации: сначала ничего не делается для пробуждения у детей естественных задатков владения Живой Речью на уровне звучания и энергетики, а потом искусственно получившийся таким образом «вакуум» заполняется искусственной же «грамотой», в которой практически все оставшиеся понятия либо изменены, либо подменены, а остальные нужные слова либо удалены, либо утрачены.
Именно поэтому здесь мы вынуждены свою «АЗВУКУ» начинать вот с таких предварительных объяснений положения дел в обучении основам Живой Родной Речи, а в последующем, как еще увидите, - постоянно давать комментарии, почему нужно так, как мы представляем материал, а не иначе (как принято сейчас в рамках технократической цивилизации, т.е. технической, неживой, далекой от естества живой Природы). Таким образом мы вынуждены при объяснении каждой новой темы восполнять недостающие знания. В т.ч. и когда говорим просто о звуках речи.
Это нужно для понимания, из чего что получается. А в технократической цивилизации о понимании природы Языка и Речи не принято задумываться. Принято просто заучивать то, что задают. С самого начала, с алфавита и азбуки, принято почти наизусть учить набор букв (знаков, символов) для чтения и письма, чтобы уметь читать тексты и уметь расписываться в документах, по которым сейчас людей «считают» или «ставят на учет» в рамках этой цивилизации. Большего от людей не требуется. Поэтому и школьная (дошкольная) азбука (алфавит или букварь) составлена в директивном ключе (как приказ и установленный порядок, в котором сомневаться не следует) – для заучивания заданной информации в определенной, принятой на данное время логике, как велено.
Если помните, для примера, на странице букваря приводится буква «А» и несколько слов с этой буквой посреди разных рисунков, иллюстрирующих употребление буквы «А». И все! Так же далее и с остальными буквами. Для технократической цивилизации, которая из людей, образно говоря, делает «винтиков» общественной машины (или «системы», если хотите), это вполне логично, экономно и целесообразно. Зачем «винтикам» знать больше, чем нужно «винтику»? Зачем ему величайшие тайны Природы и секреты мироздания? Зачем способность понимать Природу во всех ее проявлениях и взаимодействовать с ней? Для «винтика», формируемого для обслуживания механизмов технократической цивилизации, это лишняя информация, которая никогда не будет востребована в его «винтиковой жизни»! Это ведь тоже понятно (даже тем, кто навсегда готов ограничиваться только «официально принятой» информацией).
***
ОГРАНИЧИТЬ СЕБЯ ИЛИ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Вопрос здесь в другом. Вопрос заключается в том, а почему же большинство современных людей САМИ СЕБЯ ОГРАНИЧИВАЮТ такими малюсенькими рамками (до «винтика» общественной машины), т.е. в данном случае, применительно к языкознанию, учатся ВСЕГО ЛИШЬ читать и писать буквы, но почти НИКОГДА не интересуются возможностями полноценного владения Живой Родной Речью? Почему сами не идут дальше букваря и почему детей своих лишают перспективы, в сговоре с технократической цивилизацией жестко встраивая их в ту же «систему»?
Потому что не хотят или потому что не видят перспективы, что дальше?
Да, конечно, это их выбор – существовать лишь в заданных рамках. Или искать «проход» дальше.
Но ведь и ЗНАТЬ БОЛЬШЕ – НЕ ЗНАЧИТ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЗАДАННОГО обществом (современной цивилизацией)? Ничего тут «криминального» нет: можно ведь получить необходимое профессиональное образование, трудиться в определенной хозяйственной сфере страны, соблюдая принятые в обществе правила общежития. И при этом стремиться знать больше (были же в советское время и задача воспитания всесторонне развитой личности, и серия книг «Хочу все знать»). Применительно к нашей теме, это значит следующее: можно пройти всю школьную программу от букваря и далее – фонетику и графику, морфологию и синтаксис. Пускай формально, поверхностно, как дается в современной школе. Раз мы включены в процессы и события данной на этот момент цивилизации, технократического общественного устройства, то в этом следует хорошо ориентироваться.
Удивительно то, что многие сами отказываются от поисков и дополнительного (сверх формального, т.е. невостребованного, цивилизацией, обществом) знания, предпочитая оставаться – всего лишь! - «винтиком» общества, предпочитая быть оторванным от Природы, всей Вселенной, и забывая как о важной древней истине, что они вообще-то «созданы по образу и подобию божьему», так и о задаче «формирования всесторонне и гармонично развитой личности».
Но сегодня, к счастью, время уже другое. Другая эпоха. И желающие могут пойти дальше в ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Хотя начинать придется, как водится в таких случаях, с азов. Нужно только помнить, что выученное в прежних школах по языку мало чем поможет в новых условиях и с новым подходом к усвоению языка. Вот мы и помогаем вам, как можем, сориентироваться в новой теме и новой жизни.
В общем, начинать придется как первоклассникам, только-только переступившим порог школы. Вот почему мы и заговорили, для примера, для сравнения, так вот своеобразно об «АЗВУКЕ». Представьте только на миг, если бы такая книжка сегодня существовала, то КАК БЫ ВЫГЛЯДЕЛА страничка, посвященная звуку «А»? Это же интересно. Давайте попробуем только представить, смоделировать!
***
ЖИВАЯ РЕЧЬ ВСЕГДА ЦЕЛАЯ
Наверное, в самом начале такой книжки («Азвуки» для начинающих) должны быть слова о Живой Речи (как вступление, как введение в новую тему). Конечно, мы с вами не можем здесь выводить какие-то абсолютные формулировки о языке на все случаи и на все времена. Мы просто попробуем это подать здесь с точки зрения современного человека, открывающего для себя удивительный мир Живого Языка на границе двух эпох – уходящей и начинающейся. Вот так…
ЖИВАЯ РЕЧЬ, как нечто органическое целое в Природе, воспринимается нами обычно в осмысленном звучании и энергетикой этого звучания. При этом звучание происходит в широком диапазоне от воспринимаемого слухом до запредельного для уха «тонкого» плана. Несмотря на целостность Живой Речи, в ней мы с вами условно выделяем - для понимания и взаимодействия - осмысленные «единицы» для применения на практике - СЛОВА и ЗВУКИ. Они для нас – в общей многогранной картине – как отдельные ее грани, или разные точки зрения с разных сторон на эту объемную, многомерную картину. Через них мы постигаем целое.
Для человека «технократической эпохи» самое трудное, пожалуй, уловить этот тонкий нюанс отличия (нового подхода от старого). Поэтому повторяем еще раз (надеемся, дальше будет легче), через сравнения.
Представьте, что ЖИВАЯ РЕЧЬ – ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ. Поэтому как нелепо говорить, что человек состоит из рук, ног, пальцев, волос и т.д., точно так же нелепо говорить, если вы уловили суть нового, естественнонаучного осмысления человеческого языка, что «язык состоит из слов» (а ведь именно такой подход навязывает современная технократическая цивилизация через школьные учебники). Так неправильно. Так мы с вами не дойдем до живых истоков.
Как живой человек всегда остается органически целым, а не набором частей тела, так и ЖИВАЯ РЕЧЬ ВСЕГДА ЦЕЛАЯ. Как сама Природа. Даже когда мы слышим только одно слово!
Или вот другой пример: если мы принесем домой веточку дерева, то мы с вами точно знаем, что не дерево состоит из веточек (и еще чего-то там, кроме веточек). Мы с вами точно знаем, что эта веточка - от дерева, она выросла на дереве, и является лишь маленькой «частичкой» дерева (не говоря уже об огромном лесе из множества деревьев). Точно так же и в нашем случае: не Речь состоит из слов, а СЛОВА ИСХОДЯТ ОТ ЦЕЛОЙ ЖИВОЙ РЕЧИ, ПО ЕЕ ЗАКОНАМ, ЧЕРЕЗ ЗВУЧАНИЕ, ЭНЕРГЕТИКУ И ОСМЫСЛЕНИЕ.
Живая Речь целостна, первична и основополагающа. Слова могут появляться и исчезать, а вот Живая Речь, с ее естественными законами и энергетикой, существует.
(Даже если в каком-то месте в какой-то момент по какой-то причине не остается ни одного говорящего.)
Если бы не Речь в целом, с ее естественными законами существования, само по себе отдельное слово было бы лишь ни с чем не соотнесенным случайным шумом, вроде журчания воды, звериного рыка и т.п. Вот эту важную мысль постоянно нужно иметь в виду при изучении Родной Речи.
(Кстати, именно целостность, органичность и первичность Речи, относительно слов и звуков, отрицается, когда нам в рамках технократической цивилизации пытаются внушить идею о случайном возникновении языка из звериных рыков и причмокиваний в ходе неких там якобы «трудовых» операций.)
Точно так же и со звуками речи. Не стоит говорить, что «слова состоят из звуков речи». А правильней будет говорить, что В ЖИВОМ СЛОВЕ ДЛЯ ЕГО ПОНИМАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МЫ УСЛОВНО ВЫДЕЛЯЕМ ОСМЫСЛЕННЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ, т.к. они, звуки речи, существуют для нас, как и веточка относительно дерева в предыдущем примере, только в масштабе восприятия всей органически целостной Живой Речи.
После понимания такого важного содержательного нюанса можно уже говорить, что У КАЖДОГО ЗВУКА РЕЧИ, У КАЖДОГО СЛОВА, КАК И У ВСЕЙ ЖИВОЙ РЕЧИ В ЦЕЛОМ, МЫ УСЛОВНО ВЫДЕЛЯЕМ ДВЕ СТОРОНЫ: СМЫСЛОВУЮ И ЗВУКОВУЮ (а в звуковой еще и ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ, которую никоим образом нельзя игнорировать, т.к., пожалуй, каждому понятно, что звук и является физическим проявлением некоторой энергии).
Чтобы осознанно владеть Родной Речью и осознанно изучать ее, мы с вами начинаем рассматривать строение Живой Речи и законы ее существования, правила «словообразования» и применения звуков речи. С этой целью смотрим на Живую Речь как бы с разных граней целого, т.е. условно выделяем в ней звучащие слова и звуки речи.
Для обозначения звуков речи созданы символы, условные знаки, которые мы сегодня называем «буквами». БУКВЫ НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, НО ТОЛЬКО ЛИШЬ ЧЕРЕЗ БУКВЫ (ЧЕРЕЗ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ) НИКОГДА НЕ ПОЗНАТЬ СУТЬ ЖИВОЙ РЕЧИ. Живое познается только вживую!
А мы с вами здесь изучаем Живую Речь и будем говорить о ЗВУКАХ РЕЧИ.
Вот ведь почему мы заговорили здесь полушутливо прямо с заголовка об «АЗВУКЕ» (подставляя «В» вместо «Б»)! Хотя мы в данном случае с вами общаемся через текст, т.е. пишем и читаем, используя буквы, но говорим все-таки О ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ, ЗВУЧАЩЕМ СЛОВЕ, О ЗВУКЕ РЕЧИ, т.е. говорим о ЖИВОЙ РЕЧИ.
Мы же с вами еще со школы помним, что звуки речи слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Так же еще в обычной школе учили, что звук речи – это «кратчайшая неделимая единица звучащей речи», образование которой зависит, в свою очередь, от степени участия голоса и шума, а также от места в пространстве звукообразования. Приблизительно (для начала) с этим можно согласиться, т.к. у нас с вами (как у начинающих) пока и нет других выразительных средств для описания и восприятия Живой Речи (особенно пока для многих из нас немыслимо фантастично «допущение» для слов и звуков речи своей особенной «осмысленной энергетики», т.к. в современной лингвистике этого нет и не может быть). Это тоже важно учитывать, чтобы ничего не перепутывать в дальнейшем.
После такого вступления можно теперь говорить уже об отдельных звуках речи.
***
О СМЫСЛЕ ЗВУКА «А»
Не стоит думать, что истоки звука «А» навсегда утеряны в веках и теперь уже не восстановить. Мы же с вами разговариваем и в нашей речи постоянной звучит «А»!
- А сколько?..
- А когда?..
- А можно?..
При этом вполне ведь можно обойтись и без «А» и просто спрашивать:
- Почему?
- Когда?
- Можно?
В этом случае с помощью подстановки «А» усиливается выразительность, и даже убедительность. Вопрос лишь в том, почему именно с помощью звука «А», как союза (в терминологии современной лингвистики)?
Пока не будем касаться всех нюансов применения союза «А», вроде «хоть красив, а не умен», или «спеши, а не то опоздаешь» и т.п. Отметим еще, что этот же звук применяется в разговорной речи в значении частицы, например: «Пойдем гулять, а?» Становится и междометием, например: «А, так это вы были!»
Современная лингвистика все эти остаточные явления из прежней Живой Речи отмечает в словарях, приводит примеры в учебниках, но не дает толкового объяснения, почему так сложилось.
Но смотрите на примеры, прислушайтесь к тому, когда вы просто спрашиваете «сколько» и когда говорите «а сколько». Ведь не зря же и современные лингвисты в этом случае отмечают выразительность и усиление. Только у них в этом месте нет ответа, почему же так получается.
Архимеду приписывают крылатую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я…» Так вот звук «А» в органическом строении всей Живой Речи как раз и является, образно говоря, «точкой опоры» рычага, с помощью которого усиливается действие. Именно поэтому предки добавляли речи выразительность с помощью звука «А». Как бы опирались на этот звук, отталкивались от него, как при прыжке в высоту мы отталкиваемся от земли. Именно поэтому усиливали воздействие сказанного с помощью звука «А», как Архимед – в экспериментах с помощью рычага. Привычка или традиция такого использования звука «А» сохранилась, только мы забыли, почему так. Надеемся, теперь стало понятно, откуда это идет?
Ведь все дело в том, что ЗВУК «А» - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗВУК ВСЕЙ СИСТЕМЫ ЗВУКОВ ЖИВОЙ РЕЧИ.
(На сегодня нами уже достаточно много рассказано о звуке «А» в разных статьях по Живой Речи. Посвящена ему и отдельная статья в «Смысловом Толковом Словаре Живого Русского Языка».)
Звук речи «А» в Живой Речи – это как бы «точка отсчета» всей системы координат пространства восприятия. Надеемся, эти простые слова тоже объяснять не надо. Ведь ясно же, что «пространство восприятия» – это все, что мы видим вокруг, все сигналы окружающего мира, с помощью которых складывается наша собственная картина мира. Так вот, если всю эту нашу «картину мира» перевести в звуковую и энергетическую форму Живой Речи, то в центре пространства Живой Речи как раз и будет звук «А». Соотносить это с самим собой тоже просто. Ведь каждый из нас находится в центре всего того, что мы видим и воспринимаем. Поэтому можем сказать, что ЧЕЛОВЕК И ЕСТЬ ЦЕНТР ПРОСТРАНСТВА ВОСПРИЯТИЯ. А в центре человека – СЕРДЦЕ (древнее сложносокращенное слово от «СЕРЕДина ЦЕлого»).
Основываясь на изложенном, мы теперь можем сказать, что звук «А» - это, по древнему смыслу в Живой Речи, «начало, исток, источник, один», или «от начала», или даже «процесс распространения вокруг, в окрестность, волновое расхождение во все стороны из одного центра». Показатель энергии изначальной, истоков, откуда все происходит.
Эталонный звук речи «А» соответствует ноте ФА и произносится (как бы поется, т.к. настоящая Живая Речь по природе своей певучая, распевная) в расслабленном состоянии, без напряжения (без выдоха или вдоха). Поэтому даже физически (в озвучивании) этот звук подчеркивает не действие какое-то, а просто некую данность, некое первичное состояние, до начала любого движения, действия, изменения. Эта данность может символизироваться через «абсолютный покой» или, наоборот, через «абсолютное движение». В обоих случаях это будет «изначальной данностью», неким «изначальным состоянием».
Поэтому использование в Живой Речи звука «А» означает каждый раз новое начало, отличающееся от предыдущего, как бы даже противопоставленное предыдущему, как возникающее на основе предыдущего состояния, как бы отталкиваясь от него. Каждый раз! Теперь вы понимаете, откуда в нашей речи примеры «А сколько» и «скажи, А не то» и т.п.?
Обратимся, наконец, к устройству Живой Речи. В пространстве восприятия человека гласные звуки распределены и фиксированы строго в определенных местах. Звук «А» находится в самом центре пространства человеческого восприятия, т.е. в области сердца. Это как центр обозрения, центр восприятия, центр действия. Поэтому издревле все азбуки и алфавиты предками сразу были заданы с буквой «А» в начале ряда (вернее, в центре звукового пространства, если мы говорим о Живой Речи).
При этом звук «А», как физическое явление, несет в себе заряд человеческой энергии. И не вообще, а строго определенных параметров. В данном случае звук «А» соответствует энергии сердечной чакры.
Конечно, у звука «А» есть и свой особый настрой, настроение. Неспроста с древних времен люди, когда им хорошо, напевают: «Ла-ла-ла» (или, в мягком варианте, «ля-ля-ля»), или другими сочетаниями звуков, в которых все равно присутствует «А» (типа, «тра-та-та» или «парам-парам»).
«Сердечная» нота через «сердечный» звук, словно камертон, задает тон и настрой всему остальному!
И даже основное сердечное слово великих предков соответствует области и природе сердечности: ЛАД, Лада, Ладушка…
(Продолжение следует)
Продолжение см. ежемесячно на сайте http://zovuobraz.ru/kult/read/Azvuka-Rodnoj-Rechi.html
или скачивайте ежемесячно журнал, где эта работа публикуется с сентября 2017 года по ссылке http://zovu.zovu.ru/
Комментарии