"Я" и "МОЕ"

На модерации Отложенный

«я» и мое»

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ стать счастливым, будь им». Для этого необходимо осознать свое истинное  положение, освободившись от ложных представлений "я" есть материальное тело,  и все, что имеет отношение к нему - "мое". На самом деле моего нечего нет. Тело, ум, дар речи и все, что мы считаем своим в этом мире, является проявлением энергий Кришны. В Шримад Бхагаватам (2.9.2-3) объясняется концепция ложного эго, "я" и "мое" следующим образом.

 баху-рупа ивабхати  майайа баху-рупайа

рамамано гунешв асйа  мамахам ити манйате

    Находящееся во власти иллюзии живое существо появляется во множестве форм, которые предоставляет ему внешняя энергия Господа. Наслаждаясь гунами материальной природы, живое существо, заточенное в темницу тела, пребывает в заблуждении и мыслит категориями "я" и "мое".

 КОMMЕНTАРИЙ: Различные формы живых существ - это различные одеяния, предлагаемые им иллюзорной внешней энергией Господа в соответствии с тем, какими гунами природы живые существа желают наслаждаться. Внешняя, материальная энергия представлена тремя гунами: благостью, страстью и невежеством.

Tаким образом, даже в материальном мире живое существо наделено свободой выбора, и по его выбору материальная энергия предоставляет ему разнообразные материальные тела. Во вселенной существует 900 000 разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2 000 000 видов растений, 1 100 000 форм насекомых и пресмыкающихся, 1 000 000 видов птиц, 3 000 000 видов животных и 400 000 человеческих форм. Всего на разных планетах вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни, и живое существо беспрестанно переселяется из одного тела в другое в зависимости от того, каких наслаждений ищет. Даже в течение одной жизни обусловленная душа меняет тело младенца на тело ребенка, тело ребенка на тело юноши, а юношеское тело на тело старика, чтобы затем переселиться в новое тело, созданное его поступками в этой жизни. Живое существо само создает свое тело собственными желаниями - внешняя энергия Господа лишь предоставляет ему то тело, в котором оно может наслаждаться, чтобы максимально удовлетворить свои желания. Tигр хотел наслаждаться кровью других животных, поэтому материальная энергия с милостивого позволения Господа дала ему тело тигра, обладая которым он может осуществить свое желание. Подобно этому, живое существо, которое желает получить тело полубога на высших планетах, тоже может обрести его по милости Господа. Однако, если живое существо достаточно разумно, оно будет стремиться получить духовное тело, чтобы наслаждаться обществом Господа, и в конечном счете получит его. Tаким образом, живое существо само распоряжается предоставленной ему ограниченной свободой, а Господь милостиво награждает его именно тем телом, которое оно стремится получить.

Желания живого существа подобны сну о золотой горе. Человек знает, что такое гора и что такое золото, и его желания складываются в образ золотой горы, которую он видит во сне, однако, проснувшись, он не обнаруживает вокруг себя ничего подобного. Наяву он видит, что рядом с ним нет ни золота, ни горы, не говоря уже о золотой горе.

   Разные формы тел, которыми живые существа обладают в материальном мире, обязаны своим происхождением ложным представлениям "я" и "мое". Карми считает мир "своим", а джнани думает: "Я есть все". Mатериалистическое мировоззрение обусловленных душ, проявляющееся в виде политики, социологии, филантропии, альтруизма и т.д., целиком основано на этих ложных понятиях "я" и "мое", порожденных неотвязным желанием наслаждаться материальной жизнью. Разные формы отождествления себя с телом и местом, в котором это тело появилось на свет, как, например, социализм, национализм, семейные привязанности и т.д., являются результатом забвения живым существом своей истинной природы, и, чтобы избавиться от этих ложных представлений, запутавшееся живое существо должно общаться с теми, кто находится в чистом сознании, восстановив свои вечные отношения с Богом. "Шримад-Бхагаватам" написан именно для таких.

 йархи вава махимни све  парасмин кала-майайох

рамета гата-саммохас  тйактводасте тадобхайам

    Как только живое существо возвращается в свое изначальное, исполненное величия состояние и начинает наслаждаться трансцендентной реальностью, на которую не распространяется власть времени и материальной энергии, оно отбрасывает оба типа ложных представлений о жизни ["я" и "мое"] и таким образом полностью проявляет свою природу чистой души.

 КОMMЕНTАРИЙ: Два типа ложных представлений о жизни - "я" и "мое" - присущи двум категориям людей. На низшей ступени преобладает концепция "мое", а на более высокой - ложная концепция "я". В животном мире ложные представления о "моем" есть даже у кошек и собак, которых это заблуждение заставляет драться друг с другом. Tо же заблуждение преобладает и на низшей ступени человеческой жизни, где оно принимает форму представлений типа "это мое тело", "это мой дом", "это моя семья", "это моя каста", "это моя нация", "это моя страна" и так далее. На более высокой ступени, на этапе умозрительного постижения мира, ложная концепция "мое" преобразуется в такие представления, как "я есть" или "всT есть я" и т.д.

Все люди разделяют одни и те же ложные представления "я" и "мое", которые у разных категорий людей принимают разные формы. Однако по-настоящему понять природу своего "я" можно, только до конца осознав: "Я есть вечный слуга Господа". Tакова формула чистого сознания, и именно такому пониманию жизни учат нас все ведические писания.

   Ложное представление "я - Господь" или "я - Всевышний" гораздо опаснее ложной концепции "моего". Хотя ведические писания иногда советуют человеку считать себя единым с Господом, это вовсе не означает, что мы можем стать во всех отношениях равными Господу. Безусловно, живое существо во многих отношениях едино с Господом, но в конечном счете оно подчинено Господу и создано для того, чтобы удовлетворять Его чувства. Вот почему Господь просит обусловленные души предаться Ему. Не будь живое существо подвластно высшей воле, зачем бы тогда Господь просил его предаться? Если живое существо во всех отношениях равно Господу, то почему оно оказалось под влиянием майи? На страницах этой книги мы уже не раз говорили о том, что материальной энергией управляет Господь. Tо, что материальная природа подвластна Господу, подтверждает и "Бхагавад-гита". Способно ли живое существо, претендующее на равенство с Верховным Существом, управлять материальной природой? Глупое "я" может ответить, что добьется этого в будущем. Но даже если согласиться с тем, что в будущем оно добьется той же власти над материальной природой, какой обладает Верховное Существо, то все равно остается открытым вопрос, почему в данный момент оно находится под властью материальной природы? "Бхагавад-гита" утверждает: чтобы выйти из-под власти материальной природы, живое существо должно предаться Верховному Господу. Пока живое существо не предастся Господу, оно не сможет управлять материальной природой. Tаким образом, человек должен отбросить все ложные представления о своем "я", приступив к практике преданного служения, то есть посвятив всего себя трансцендентному любовному служению Господу. Безработный бедняк сталкивается в жизни с бесчисленными трудностями, но если ему выпадает удача получить хорошую работу на государственном предприятии, он сразу становится счастливым. Отрицать верховную власть Господа, управляющего всеми энергиями, совершенно бессмысленно; вместо этого живое существо должно попытаться вернуться в свое изначальное естественное состояние и обрести некогда утраченное величие, то есть восстановить свое чистое сознание вечного слуги Господа.

В обусловленном состоянии живое существо служит иллюзорной майе, но в освобожденном состоянии оно является чистым, бескорыстным слугой Господа. Чтобы получить право служить Господу, необходимо выйти из-под влияния гун материальной природы. До тех пор пока человек служит различным идеям, порожденным его собственным умом, он не сможет полностью избавиться от болезни "я" и "мое".

   Иллюзорная энергия не может осквернить Высшую Истину, ибо она подвластна Высшей Истине. Но относительные истины имеют тенденцию попадать под влияние иллюзорной энергии, и самое лучшее для них - созерцать Высшую Истину непосредственно, как мы видим солнце. Когда на небе сияет солнце, все залито его светом, а когда солнце заходит, мир погружается во тьму. Подобно этому, тот, кто видит Верховного Господа, свободен от всех  иллюзий, а тот, кто не видит Его, пребывает во тьме иллюзорной майи. Подтверждение этому мы находим в "Бхагавад-гите" (14.26):

 мам ча йо 'вйабхичарена  бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан  брахма-бхуйайа калпате

 Итак, необходимо со всей серьезностью стремиться постичь науку бхакти-йоги, поклоняясь Господу Кришне, прославляя Его, слушая "Шримад-Бхагаватам" из истинного источника (не от чтецов-профессионалов, а в изложении того, чья жизнь является олицетворением принципов "Бхагаватам") и всегда общаясь с чистыми преданными. Нельзя допускать, чтобы нас сбивали с толку ложные концепции "я" и "мое". Карми полностью поглощены концепцией "мое", а джнани - концепцией "я", но и те и другие не в состоянии освободиться из рабства иллюзорной энергии. Назначение "Шримад-Бхагаватам" и, в первую очередь, "Бхагавад-гиты" - освободить человека от ложных представлений "я" и "мое". Шрила Вйасадева записал эти произведения для того, чтобы помочь падшим душам получить освобождение. Живое существо должно достичь трансцендентного уровня, выйдя таким образом из-под власти времени и материальной энергии. Обусловленная душа находится под властью времени, и ее подобное сну материальное существование распадается на прошлое, настоящее и будущее. Спекулятивные мыслители пытаются выйти из-под влияния времени, рассчитывая на то, что в будущем, углубив свои познания и победив эго, они станут Васудевой, Верховным Господом. Однако этот метод несовершенен. Совершенный метод заключается в том, чтобы признать Господа Васудеву (Кришну) верховным повелителем всего сущего, и высшее совершенство на пути познания истины заключается в том, чтобы предаться Ему, ибо Он - источник всего сущего. Tолько осознав это, человек способен избавиться от ложных представлений "я" и "мое". Подтверждение тому можно найти и в "Бхагавад-гите", и в "Шримад-Бхагаватам". Наука о Боге, изложенная в "Шримад- Бхагаватам", и путь бхакти-йоги - особый дар Шрилы Вйасадевы живым существам, пребывающим в иллюзии, и обусловленные души должны воспользоваться возможностями, которые открывает перед ними эта великая наука.

 Ваш доброжелатель

Мурали Мохан дас