Курды и Палестинцы. В чем разница?

На модерации Отложенный

Автор - Шломо Авинери (Shlomo Avineri)

Сегодня почти все согласны, что народ Палестины "заслуживает собственного государства", и что он "не должен жить под властью Израиля". Это мнение разделяет большинство израильтян, даже премьер-министр Биньямин Нетаньяху, старый лис, но заявивший о своей поддержке урегулирования по принципу двух государств. Во многих западных демократических странах мощное левое движение регулярно проводит демонстрации в поддержку палестинской независимости.

Аргументы в пользу палестинской государственности опираются на моральное — в фундаментальном смысле — право на национальное самоопределение. Но когда речь заходит о предоставлении аналогичного права народу курдов, Запад постыдно и странно молчит. Страны западной демократии не поддержали референдум о независимости, проведённый Региональным правительством Курдистана (сокращённо KRG) в конце сентября, и они не осудили угрозы правительств Ирака и Турции силой подавить претензии KRG на государственность.

Когда официальные лица в Евросоюзе или США начинают объяснять, почему они выступают против курдской независимости, их аргументы всегда сводятся к «реальной политике» (realpolitik). Нам говорят, что надо сохранять территориальную целостность Ирака, и что независимость KRG может дестабилизировать Турцию и Иран, поскольку в этих странах проживает значительное курдское меньшинство.

Однако эти аргументы просто демонстрируют двойные стандарты. О моральном праве на самоопределение справедливо говорится применительно к палестинцам, но о нём полностью забывают в международных дискуссиях о Курдистане. Хуже того, полностью игнорируется факт жестоких репрессий против курдов на протяжении жизни многих поколений. В Ираке при Саддаме Хусейне курды подвергались геноциду и химическим атакам. А в Турции военные стёрли с лица земли сотни курдских деревень.

Среди аргументов, которые приводятся для отрицания права курдов на самоопределение, идея защиты территориальной целостности Ирака является самой лживой и лицемерной из всех. Когда британские политики создавали Ирак в качестве самостоятельной политической единицы после поражения Османской империи в Первой мировой войне, они делали это в соответствии с собственными империалистическими интересами. Как следствие, они полностью проигнорировали историю, географию, демографию, а также этническую и религиозную разнородность данной территории.

 Жителей данного новоявленного государства ни разу не спросили, хотят ли они жить в стране с подавляющим шиитским большинством и со значительными меньшинствами — курдским и христианским. И их, разумеется, ни разу не спросили, хотят ли они, чтобы ими правила суннитская династия, которую британцы пригласили из Хиджаза, сейчас являющегося часть Саудовской Аравии.

Изначально, в соответствии с Северским договором, который разгромленная Османская империя подписала в августе 1920 году, курдам, как и армянам, было обещано независимое государство.

Однако позднее победившие страны Антанты отказались выполнять это обещание, и с тех пор курдский народ живёт под непрерывным гнётом.

Арабские правители в Багдаде десятилетиями отказывали курдам, проживавшим на территории, которая превратилась в северный Ирак, в праве на признание их особого языка и культуры (так же, как они отказывали в этом праве и иракским христианам ассирийцам). В таких обстоятельствах принцип «территориальной целостности» становится не более чем оправданием для этнических и религиозных репрессий.

Десятки миллионов курдов, проживающих в Турции и Иране, также давно лишены базовых человеческих и культурных прав. И поэтому понятно, почему турецкое и иранское правительства не согласны с претензией KRG на независимость: они боятся, что в случае успеха KRG, аналогичное движение начнётся и в среде их собственного угнетённого курдского населения.

Между тем, вероятность дестабилизации Иордании в случае появления независимой Палестины никогда не упоминается в качестве аргумента против палестинской государственности, и подобные аргументы нельзя использовать против курдов Ирака. Помимо этого, Региональное правительство уже создало в Курдистане сравнительно открытое, плюралистическое общество. Будучи полуавтономным регионом, Иракский Курдистан имеют многопартийную систему, подобную которой не найти в соседних арабских странах, не говоря уже об Иране с Турцией, которые всё активнее сворачивают к авторитаризму.

Национальное самоопределение — это универсальное право, которого нельзя лишать народы, страдающие под гнётом недемократических режимов. Те же самые аргументы, которые справедливо применяются к палестинцам, должны точно так же применяться и к курдам. Защитники прав человека, которые проводят митинги в поддержку палестинской государственности, должны не менее активно поддерживать курдскую государственность. Требования защиты прав человека (если, конечно, они не высказываются избирательно, ради лицемерной игры) должны всегда быть выше «реальной политики» (realpolitik).

К своему стыду Запад неоднократно бросал курдов, с их долгой, трагической историей, на произвол судьбы. Это не должно повториться. Курдские военные формирования Пешмерга оказалась самым верным союзником демократических стран Запада в борьбе против Исламского государства. Было бы горькой изменой оставить курдов на произвол правительств Ирака или Турции в тот момент, когда они нуждаются в поддержке.

P.S. Вообще-то я не являюсь поклонником данного автора (Шломо Авнери), но в данном случае он все правильно написал. От себя добавлю, все эти вопли по поводу несчастных палестинцев объясняются обыкновенным антисемитизмом мирового сообщества. Именно поэтому, более половины резолюций принятых ООН посвящены проблемам несчастных палестинцев, а проблему курдов, гораздо более масштабную, и гораздо более серьёзную ООН в упор не замечает.