Мальчики с ножами
Не успел затихнуть хаотический ропот после событий в российских школах — и вдруг подобное событие в Германии. Русскоговорящий переселенец из Казахстана с гражданством этой страны убил немецкого мальчика ножом в немецкой же школе. Про то, что мальчик русский, никто особенно не рассказывал в ФРГ. Для немцев он — казах, хоть и все же параллельно гражданин Германии. Потому что один из родителей — этнический немец.
Но наплевать немцам на его этническую принадлежность. Как и следовало бы всем наплевать на этническую принадлежность преступников и преступлений. Замечу лишь тут: такого самозабвенного хая, как после преступлений афганцев и сирийцев — беженцев в ФРГ — российские СМИ теперь не поднимут. Так же, как скромно помолчали после взрыва автобуса футбольной команды Боруссия-Дортмунд, устроенного российским парнем Сергеем, тоже переселенцем, тоже вроде как наполовину этническим немцем.
Преступление — категория вненациональная. Давно бы пора это понять. Так же, как пора понять, что стопроцентной безопасности и защиты от преступлений не бывает.
История такова. Мальчика Сашу выгнали из школы, мальчик трудновоспитуемый и давно известный полиции. В новой школе он не прижился, пошел с мамой в старую на прием к социальному работнику. По дороге ему встретился одноклассник. Мальчику показалось, что он не так взглянул на его маму. Мальчик вытащил ножик и зарезал одноклассника — ударом в шею.
И что? Сразу стали все в Германии требовать превратить школы в бастионы? Да вовсе нет. Говорили о том, что это — единичный случай и не надо возводить его в канон. Бывает. Случается. Жутко, но ничего не поделать. Иногда бывают ситуации, когда ничего не поделать. Надо больше обращать внимание на трудновоспитуемых подростков, больше им уделять времени.
Об этом и были все дискуссии в немецких СМИ после убийства 14-летнего подростка Леона 15-летним Сашей в школе города Люнена. Никто не призывал к установке металлоискателей, усилении охраны или тотальному контролю в школах. При чем здесь вообще это?
Союз учителей Германии потребовал стартовать «наступление по прививанию этических ценностей в обществе и школе».
Такой вот ответ немецких педагогов на страшное деяние, потрясшее весь учительский коллектив и всех учеников школы имени Кете Кольвиц. Кстати, эта самая школа в своем уставе призывает отказаться от насилия. Но и даже там случилось вот такое. 99 процентов учеников — примерные, милые и воспитанные. А один — вот такой. Общество неоднородно. Жизнь сложна. Это — банальности. Но, видимо, такие банальные вещи надо в России проговаривать сто раз.
Еще важное отличие от российских дискуссий — в немецких СМИ было много комментариев криминалистов, профессоров университетов и социологов. То есть весь дискурс, как это водится, сразу был поставлен на высокий уровень. Профессор социологии из Цюрихской высшей школы прикладных наук Дирк Байер в интервью Süddeutsche Zeitung подчеркнул, что 90 процентов населения уверено, будто насилие в среде молодежи растет год от года. Однако реальность прямо противоположна! Криминалисты привели убедительные цифры: с середины 2000-х годов количество актов насилия (драки, тяжелые телесные повреждения, убийства) в немецких школах уменьшилось более чем наполовину. Однако подростки стали чаще приносить с собой ножи. Каждый одиннадцатый мальчик уже приходил в школу с ножом. Конфликты в школах быстрее разжигаются, их контрагенты реагируют по-другому — жестче, агрессивнее. Время другое.
Однако убийство 14-летнего подростка все же — «дикий единичный случай». Скорее, педагогам надо было обратить внимание на то, как себя чувствует ученик, возвращаясь в школу, из которой он уже один раз вылетел. Подросток боялся потерять лицо, находился в ужасной стрессовой ситуации. Необходимо рассматривать и непосредственное окружение ученика. Семью. Бывают и вообще неподдающиеся воспитанию дети. Это тоже надо признать. Об этом говорят эксперты.
Есть такие исследования в России? Есть такие выкладки серьезных ученых? Если да — почему важная для государства дискуссия ведется на уровне базарных баб, даже в СМИ, даже в парламенте страны? Почему единственный ответ на недавние поножовщины — стращать и не пущать? Может быть, правда, надо бы лучше убрать всех охранников и начать прививать ценности? Или я слишком наивна?
Комментарии