Государственный капитализм. Последнее наследие.

В советской историографии сталинского и пост-сталинского периода устоялось мнение, что В. И. Ленин уже весной 1922 г. поставил перед партией и советской властью вполне конкретный вопрос об возможности свертывания НЭП. Интерпретируется это часто по разному, как приостановка или наступление на буржуазные элементы.

Краткий Курс ВКП (б) так пишет об этом:

"На самом деле, уже через год после введения нэпа, на XI съезде партии, Ленин заявил, что отступление кончено, и выдвинул лозунг: "Подготовка наступления на частнохозяйственный капитал. (Ленин, т.XXVII, стр.213).".

Краткий курс пишет, что Ленин в 1922 г. думал о свертывании НЭП

Но правда ли это? Хотел ли Ленин свернуть НЭП?

 

Вячеслав Молотов рассказывал так об этом Феликсу Чуеву:

"Ленин планировал нэп как временное отступление, и уже через год, в 1922 году, выступил и сказал, что с нэпом пора кончать. Мы, говорит, год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно… Этот период кончается или кончился."

Казалось бы тут все ясно, но не следует однако спешить с выводами. Нужно понять, что же конкретно имел ввиду Ленин. Впервые о "приостановке" он заговорил в октябре 1921 г. Вот отрывок из доклада В.И. Ленина "О новой экономической политике" на VII Московской губпартконференции, зачитанного им 29 октября 1921 г.:

"Этот весенний переход к новой экономической политике, это наше отступление к приемам, к способам, к методам деятельности государственного капитализма – оказалось ли оно достаточным, чтобы мы, приостановив отступление, стали уже готовиться к наступлению?

Нет, оно оказалось еще недостаточным. И вот почему. Если вернуться к сравнению, о котором я говорил вначале (о штурме и осаде на войне), то мы еще не закончили нового перемещения войск, перераспределения материальных частей и т.д., – словом, не закончили подготовки новых операций, которые теперь, сообразно новой стратегии и тактике, должны пойти по иному.

Если мы сейчас переживаем переход к государственному капитализму, то спрашивается, надо ли добиваться того, чтобы приемы деятельности, соответствовавшие предыдущей экономической политике, нам теперь не мешали? Само собой разумеется, – и наш опыт нам это показал, – нам этого надо добиться".

"Мы должны осознать, что отступление оказалось недостаточным, что необходимо произвести дополнительное отступление назад, когда мы от государственного капитализма переходим к созданию государственного регулирования купли-продажи и денежного обращения. С товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарообмена получилась обыкновенная купля-продажа, торговля.

Потрудитесь приспособиться к ней, иначе стихия купли-продажи, денежного обращения захлестнет вас!"

"Перед нами сейчас, главным образом, экономические задачи, и мы должны помнить, что ближайший переход не может быть непосредственным переходом к социалистическому строительству".

В этом докладе Ленин ясно дал понять -- приостановить происходящее отступление нельзя, соответственно ни о каком наступлении на буржуазные элементы речи тогда также не шло.

Ленин заявил о необходимости еще дополнительного отступления, добавив что происходящий переходный период не будет путем, который приведет страну к социалистическому строю. Напомню, что НЭП в ленинском понимании создавал фундамент для строительства социализма, а не был способом перехода к нему. Только успешное завершение НЭП дало бы возможность к строительству социализма.

Созданную в СССР модель Ленин охарактеризовывал словами "государственный капитализм", говоря в ноябре 1921 г. так:

" Мы отступили к государственному капитализму. Но мы отступили в меру. Мы от­ступаем теперь к государственному регулированию торговли.

Но мы отступим в меру. Есть уже признаки, что виднеется конец этого отступления, виднеется не в слишком отдаленном будущем возможность приостановить это отступление.

Чем сознательнее, чем дружнее, чем с меньшими предрассудками произведем мы это необходимое отсту­пление, тем скорее можно будет его приостановить, тем прочнее, быстрее и шире будет затем наше победоносное движение вперед. "

"Государственный капитализм", именно так Ленин назвал возникшую в СССР экономическую систему

По мнению Ленина она должна была сощдать все основы для перехода страны в социализм

 

Далее перейдем к марту 1922 г, когда Ленин якобы призвал к приостановке НЭП. На деле Ленин говорил об "приостановке" 6 марта 1922 г., непосредственно до съезда партии. Это было сказано им в речи о "О МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРЕННЕМ ПОЛОЖЕНИИ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ".

Вот тогда он сказал  так:

" Мы уже видим ясно то положение, которое у нас создалось, и можем сказать с полной твердостью, чтоотступление, которое мы начали, мы уже можем приостановить и приостанавливаем. Достаточно.

Мы совершенно ясно видим и не скрываем, что новая экономическая политика есть отступление, мы зашли дальше, чем могли удержать, но такова уже логика борьбы.

......................................

Мы свои силы и силы капиталистов взвесили.

Мы целый ряд примерных разведочных движений в смысле заключения договоров с капиталистами русскими и иностранными имеем и говорим, и я надеюсь и уверен, что и съезд партии скажет это официально от имени руководящей партии России: наше экономическое отступление мы теперь можем остановить.

Достаточно. Дальше назад мы не пойдем, а займемся тем, чтобы правильно развернуть и группировать силы."

Учитывая того, как на деле понимал Ленин НЭП, можно сказать, что его слова были не верно истолкованы. Ленин будто понимал, что его могут неправильно понять и добавил дальше так, конкретизируя, что он имел ввиду:

"Когда я говорю, что мы свое экономическое отступление приостанавливаем, это не значит, чтобы я сколько-нибудь забывал те дьявольские трудности, в которых мы находимся, и чтобы я хотел вас на этот счет успокоить и утешить. Вопрос о границах отступления и о том, приостанавливаем мы его или нет, — это вопрос не о том, какие трудности перед нами стоят. Мы знаем, какие трудности стоят перед нами.

Мы знаем, что такое голод в крестьянской стране, как Россия. Мы знаем, что поправить бедствия, вызванные голодом, нам еще не удалось. Мы знаем, что значит финансовый кризис в стране, которая вынуждена торговать и в которой выпущено такое обилие бумажных денег, какого свет не видал6. Мы знаем эти трудности, мы знаем, что они громадны. Я не боюсь сказать, что они необъятны. Нас это нисколько не пугает.

Напротив, мы почерпаем свою силу из того, что говорим открыто рабочим и крестьянам: «Вот какие трудности перед вами стоят, вот какая опасность нам угрожает со стороны западных держав. Давайте работать и смотреть трезво на наши задачи».

Если мы останавливаем наше отступление, то это не значит, что мы не знаем этих опасностей. Мы на них смотрим прямо.

Мы говорим: «Вот где главная опасность; бедствия, вызванные голодом, надо залечить. Мы их еще не залечили. Мы еще отнюдь не преодолели финансового кризиса».

 Так что отнюдь не в том смысле надо понимать слова о приостановке отступления, что мы уже считаем, что нами фундамент (новой экономики) создан и что мы можем идти спокойно.

Нет, фундамент еще не создан. Спокойно смотреть на будущее мы еще не можем."

Но как тогда правильно трактовать приостановку отступления? Ленин сам дает ответ на этот вопрос:

"Отступление кончено. Главные приемы деятельности, как с капиталистами работать, намечены. Есть образцы, хотя бы и в ничтожном количестве.

Перестаньте умничать, рассуждать о нэпе, стихи пускай себе поэты пишут, на то они и поэты.

Но, экономисты, не рассуждайте о нэпе, а увеличивайте число этих обществ, проверяйте число коммунистов, которые умеют поставить соревнование с капитали­стами.

Отступление кончилось, дело теперь в перегруппировке сил."

Иными словами речь шла о том, чтобы очертить границы произошедшего отступления, шла перегруппировка сил, коммунистов призывали соревноватся с капиталистами, на предмет эффективного управления хозяйством.

Ленин конкретизирует свои доводы дальше:

" Вот директива, кото­рую съезд должен вынести, которая сутолоке, суматохе должна положить конец. Успо­койтесь, не мудрствуйте, это будет засчитываться в минус. Практически нужно дока­зать, что ты работаешь не хуже капиталистов. Капиталисты создают смычку с кресть­янством экономическую, чтобы обогатиться; ты же должен создать смычку с крестьян­ской экономикой, чтобы усилить экономическую власть нашего пролетарского госу­дарства. У тебя перевес перед капиталистами потому, что государственная власть в твоих руках, целый ряд экономических средств в твоих руках, ты не умеешь только ими пользоваться, смотри на вещи трезвее, скинь с себя мишуру, торжественное ком­мунистическое облачение, попросту учись простому делу, и тогда мы побьем частного капиталиста.

У нас государственная власть, у нас масса экономических средств; если мы капитализм побьем и смычку с крестьянской экономикой создадим, то будем абсо­лютно непобедимой силой. И тогда строительство социализма не будет делом капли в море, называющейся коммунистической партией, а всей трудящейся массы; тогда ря­довой крестьянин будет видеть: они мне помогают; и он тогда пойдет за нами так, что если эта поступь и будет в сто раз медленнее, зато будет в миллион раз прочнее и креп­че.

Вот в каком смысле нужно говорить об остановке отступления, и этот лозунг, в той или другой форме, было бы правильно превратить в решение съезда."

Ленин ясно дал понять, что отступление в целом окончено, но фундамент для построения социализма еще не создан. Это значит, что о свертывании НЭП речи не шло.  Ленин неоднократно пояснял как по его мнению важен НЭП:

" «Мы в России экспроприировали наших эксплоататоров, крупных землевладельцев точно так же, как капиталистов.

......................................................................

Но, кроме этого класса эксплоататоров, почти во всех капиталистических странах, может быть, за исключением Англии, существует класс мелких товарных производителей и мелких земледельцев...

Их нельзя экспроприировать или прогнать, здесь борьба должна вестись иначе. Значение периода, который начинается сейчас в России, с международной точки зрения, — если рассматривать международную революцию как единый процесс, по существу состоит в том, что мы практически должны разрешить вопрос об отношении пролетариата к последнему капиталистическому классу в России. Теоретически все марксисты хорошо и легко разрешали этот вопрос, но теория и практика две вещи разные и разрешить этот вопрос практически или теоретически это не одно и то же».

Многие большевики очень верно поняли Ленина. Лазарь Каганович рассквазывал Феликсу Чуеву свое видение НЭП, совпадавшее с ленинским воззрением:

" Через год, на Одиннадцатом съезде партии, Ленин сказал: год мы отступали, это было отступление, а теперь мы начнем переходить в наступление. Это значит, что мы должны наряду с торговлей нэпмановской, торговлей частной организовать свою государственную и кооперативную торговлю.

Если мы, кооперативная торговля и государственная торговля да плюс наши заводы начнут оживляться и сумеют больше давать продукции, чем частные предприниматели, и торговать с крестьянами больше, чем частный торговец, то мы их побьем! Кто кого — мы их или они нас?!

Поэтому сейчас коренной вопрос — учиться торговать коммунистам, чтоб мы торговали лучше, чем частный торговец, учиться производить товары, нужные для народа,— гвозди, спички и прочее, и тогда мы их побьем!

Идет борьба, кто кого...."

Картинки по запросу каганович

Лазарь Каганович понимал ленинское видение НЭП как соревнование хозяйственников

 

Ленин 23 марта 1922 года в письме Молотову еще раз обьяснит кратко суть НЭП:

" Экономически и политически нэп вполне обеспечивает возможность постройки фундамента социалистической экономики."

Это создание фундамента социалистической экономики, а не сама социалистическая экономика и даже не прямой переход в нее. Каганович это тоже понимал, поэтому рассказывал так:

"Теперь говорят, что ленинская концепция НЭПа есть концепция вообще социализма. Это неправда. В самой постановке вопроса выходит, и Ленин говорил, что борьба идет между капиталистическими элементами и нашими.

Выступая на Московском Совете — последнее его выступление в двадцать втором году после Одиннадцатого съезда, Ленин сказал, что капитализм с нами пошел на мировую, но надо быть бдительным.

Но я уверен, что Россия нэповская будет Россией социалистической. Значит, Ленин Россию нэповскую еще не считал социалистической. А теперь говорят, что нэповская Россия по замыслу Ленина была уже социалистической.

Это абсурд. Это глупость."

Владимир Ленин уходя оставлял нам свой государственный капитализм, именно такая система с его точки зрения должна была создать прочный фундамент для дальнейшего перехода к социализму.

Ленин говорил:

«Что такое государственный капитализм при советской власти? В настоящее время осуществлять государственный капитализм — это значит проводить в жизнь тот учет и контроль, которые капиталистические классы проводили в жизнь».

«Государственный капитализм для нас спасени е… Государственный капитализм был бы для нас спасением. Тогда переход к полному социализму был бы легок, был бы в наших руках, потому что государственный капитализм есть нечто централизованное, подсчитанное, контролированное и общественное, а нам-то как раз этого и не хватает, потому что в России мы имеем массу мелкой буржуазии, которая сочувствует уничтожению крупной буржуазии всех стран, но не сочувствует учету, обобществлению и контролю».

«Государственный монопольный капитализм — есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет».

"Только развитие государственного капитализма, только тщательная постановка дела учета и контроля, только строжайшая организация и трудовая дисциплина приведут нас ксоциализму. А без этого социализма нет."

Умирая Ленин оставлял страну с своим главным наследием, государственным капитализмом. Таковым было его последнее наследие