Сталинская Колыма или память не убитая...

 

«Маска скорби» - памятник в Магадане, посвященный погибшим в советско-коммунистисеских  истребительных концлагерях.

«Маска скорби» — это огромная, мощная, монументальная каменная скульптура плачущего лица. Из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне бронзовая скульптура плачущей женщины под неканоническим распятием. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры.

Мемориал расположен на сопке «Крутая» в Магадане и открыт 12 июня 1996 года. На сопке Крутая в сталинские времена находилась «Транзитка» — перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по разным колымским лагерям.

В конце 20-х годов на Колыме были открыты громадные залежи золота.
В ноябре 1931 было принято решение о создании треста «Дальстрой» для ускоренной добычи золота. Начальником Дальстроя был назначен Берзин. С 1921 года Берзин был сотрудником спецотдела ВЧК и ОГПУ. Берзин с помощниками прибыл в Магадан в начале 1932 года, на этом же пароходе прибыли первые политзаключённые. 
В декабре 1937 Берзин был отозван в Москву, арестован, обвинен в создании контрреволюционной организации и расстрелян.

На его место был назначен тоже кадровый чекист Павлов, которому было поручено навести на Колыме «порядок». Приказом в июне 1938 года Павлов предписал задерживать заключенных на работах на золотых приисках до 16 часов. Лагерное питание был привязано к выполнению норм. Начался голод. Истощенные зэки нормы выполнить не могли, питание им еще больше урезали, начала резко расти смертность. На многих золотых приисках за год умирало до половины, а на некоторых до 70% заключённых.
В отчете о деятельности Дальстроя за 1938 год говорилось: «..из числа лагерников более 70% не выполняют нормы, около половины из этого числа выполняют нормы не более, чем на 30%». План добычи золота за 1938 был сорван.
Сталин позвонил Павлову и спросил, почему не выполнен план. Очень большая смертность – сказал Павлов. «А разве плохо, если подохнут враги народа? - спросил Сталин – не беспокойтесь, мы вам еще пришлем, сколько надо». Сталин сдержал обещание. За 1937, 1938 и 1939 годы на Колыму было этапировано восьмисот до девятисот тысяч заключённых. Почти все они погибли в золотых забоях и на других горнодобывающих объектах Колымы.